Гуманитарный проект: «Российские учителя за рубежом»

Гуманитарный проект: «Российские учителя за рубежом»

Мурзина А.Р. участник Гуманитарного проекта «Российские учителя за рубежом» (учитель географии и биологии, преподаватель дополнительного образования Республики Таджикистан)

Гуманитарный проект реализуется 4-й год Минпросвещения России совместно с национальными министерствами образования стран-партнёров. Он уже доказал свою востребованность, неоднократно отмечался в ходе двусторонних встреч на высшем уровне, так как деятельность российских педагогов привела не только к росту уровня владения русским языком среди местных школьников, но и повысила качество обучения и результативность олимпиадного движения в стране.

Гуманитарный проект Минпросвещения России, при поддержке МИД России и Россотрудничества, направлен на продвижение русского языка и российского образования за рубежом. Данный проект реализуется в Таджикистане с 2017 года. Ежегодно российские учителя обучают более 8000 местных школьников. Причем коллеги делятся опытом и осуществляют подготовку как по общеобразовательным дисциплинам, так и в сфере дополнительного образования [1]. Его роль, как вариативной части общего образования, способствует развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. На сегодня дополнительное образование в Республике представлено 75-ю различными центрами по внешкольному образованию детей. Количество детей, посещающих данные центры, составляет 30922.

В системе дополнительного образования Таджикистана работает 865 преподавателей. Общее количество кружков по различным направлениям – 973 [4].

В России мой опыт педагогической деятельности более 30 лет, из которых 25 лет я проработала в естественно-математическом лицее №77 г. Челябинска преподавателем географии и биологии. На протяжении последних 15 лет работала педагогом дополнительного образования по авторской программе «Мой мир – геология». Воспитанники объединения неоднократно становились призерами и победителями областных, российских и международных олимпиад и конференций. Некоторые из них продолжили профильное обучение в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга.

Накопленный большой методический материал и опыт подготовки учащихся к конкурсам и научным проектам оказались полезными для дальнейшей работы в рамках гуманитарного проекта в Таджикистане и отвечают требованиям реализации образовательной концепции Республики.

Авторская программа «Мой мир – геология» [3] рассматривается как составная часть всего комплекса дополнительного образования детей, направлена на всестороннее развитие личности, формирование активного и дееспособного человека в реальных социально-экономических условиях современного общества. Одновременно ставится задача по ориентации развивающегося человека на его будущее, на выбор поля деятельности, на свое место в обществе.

Цель программы: создание организационно-педагогических условий с учетом индивидуализации и дифференциации для личностного роста и самореализации воспитанников на основе содержания геологического образования [3].

Одной из задач, которая стоит перед педагогами, работающими в проекте, – это качественная подготовка выпускников, которые нацелены на получение высшего образования в России. Как отмечает глава СФ В. Матвиенко, «… на протяжении последних лет стремительно растёт число иностранцев, желающих учиться в России. Показательно, что количество абитуриентов более чем в шесть раз превысило число выделяемых государством квот. Только из Таджикистана в вузах России учится почти двадцать пять тысяч ребят, половина из которых – за счёт средств российского бюджета». Среди приоритетных направлений обучения геологический профиль уступает лишь медицинскому.

Как правило, при выборе университетов абитуриенты из стран Содружества останавливаются на столичных вузах России. Привлечение и удержание потенциального студента становится важнейшим фактором, обеспечивающим успех образовательного учреждения. И это зависит не только от успешно организованной приемной компании, рекламных технологий, рейтингов, но и от качественно организованной профориентационной работы, которую осуществляют школы и центры довузовской подготовки. Одним из таких, с которым мы давно и успешно сотрудничаем, является Межвузовский академический центр навигации по специальностям горно-геологического профиля на базе Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН. Центр создан совместно с крупнейшими отраслевыми вузами Москвы. Среди предложенных Центром конкурсов на период осени 2020 года учащихся лицея №1 Спитаменского района Согдийской области Республики Таджикистан, заинтересовала возможность принять участие в конкурсах: «Вырасти своего студента – 2020» и «Один день моей страны».

В республике особое трепетное отношение к учителям и образовательному процессу в целом. Образование способно демонстрировать очевидное различие в цивилизационных представлениях «Запада и Востока». На западе «Знание – сила, и прежде всего в предметном и вещевом понимании». Знание в восточной традиции – это духовная способность и деятельность [2]. Поэтому работа с «восточными» детьми – это работа благодарная, авторитет и опыт учителя с одной стороны, а с другой – желание, послушание, работоспособность и трудолюбие воспитанников – это замечательный тандем, показывающий высокие результаты обучения.

Национальная образовательная система Таджикистана формировалась на протяжении многих лет, претерпевала различные изменения, формировала новые технологии с учетом культурных, геополитических, экономических и национально-религиозных особенностей. В настоящее время на территории республики реализуется концепция по обновлению системы образования, как ключевого ресурса повышения благосостояния общества и граждан, с учетом позитивного опыта и его адаптации к реальным условиям и перспективам развития страны [3].

Именно на эти положения в своем проекте ссылается финалист конкурса «Вырасти своего студента – 2020» учащийся 10-го класса лицея №1 Спитаменского района Согдийской области Республики Таджикистан Расулов Камолиддин (ниже приведены тезисы данной работы): Тема проекта: Мои знания в геологии для будущего моей страны (на примере профессии нефтяника) Цель работы: Оценить спрос на новые компетенции профессии, с учетом востребованности со стороны государства (профессиональный форсайт).

Задачи:

1. Узнать профессиональные требования к специальности, какие умения и навыки, необходимы для работы в нефтяной промышленности

2. Познакомится с вузами, осуществляющими подготовку по данной профессии

3. Оценить перспективы будущей профессии, изучить рынок труда в России и Таджикистане и мировой спрос на данную специальность.

В последние десятилетия с развитием технологий и возрастающих требований к вопросам экологической безопасности на первое место выходят задачи подготовки квалифицированной рабочей силы для разных отраслей хозяйства, в том числе и горнодобывающей. Интеллектуальные ресурсы становятся более востребованными, не меньше, чем сами природные богатства страны. Это отмечает и президент Таджикистана: «…В этом процессе надо иметь в виду одну истину: в современном мире достигнет больших успехов та страна, которая уделяет большое внимание повышению уровня образования в обществе и внедряет в жизнь новую технику и современную технологию...» [4].

Актуальность: В ближайшие десятилетия спрос на полезные ископаемые будет оставаться достаточно высоким. Поэтому отрасли будут сохранять потребность в высококвалифицированном персонале.

Полезные ископаемые, разрабатываемые в разных частях республики (уголь, нефть, газ, редкие и цветные металлы, строительные материалы), служат основой для развития добывающей промышленности. В последние годы созданы новые отрасли специализации – энергоемкие производства цветной металлургии и химической промышленности. Таджикистан в 2019 году увеличил добычу золота на 54%, которая составила около 4 тонн драгоценного металла.

Профессия нефтяник – очень интересная и благородная. Она предоставляет специалисту получить возможности для карьерного роста и достойного дохода. Но для меня лично – это еще и возможность помочь своей молодой республике изучить свои недра, исследовать геологические возможности Таджикистана на наличие такого важного сырья, какими являются нефть и газ, которые помогут стране экономически развиваться и повысить благосостояние населения нашей республики.

Сейчас я учусь в 10-ом классе и рассматриваю, через программу Россотрудничества, один из российских вузов для получения высшего образования по данному направлению. После окончания университета я хочу начать свою трудовую деятельность в родном Таджикистане!

На конкурс «Вырасти своего студента – 2020» учащиеся лицея №1 представили три работы, еще две подготовили на новый международный конкурсный проект «Один день моей страны».

Участие в российских конкурсах позволяет учащимся республики проявить свои способности, мотивирует их на проектную и исследовательскую деятельность, открывает образовательные перспективы. Это еще раз доказывает важность гуманитарного проекта, в котором учителя фактически выступают послами российского образования, науки и культуры, а победители – ДЕТИ!

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1. Концепция развития дополнительного образования//Распоряжение Правительства РФ от 4.09. 2014 г. №1726-р.

2. Кузнецова М.Ф. Особенности восточной философии образования и образовательной политики.

3. Мурзина А.Р. Дополнительная общеобразовательная программа «Мой мир – геология».

4. Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020 года//Утверждено постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30.06.2012, №334.

Back to top