Ю.Н. Малышев, академик РАН, президент ГГМ РАН
А.В. Титова, доктор технических наук, зам. директора ГГМ РАН
На страницах предыдущих номеров журнала мы подробно рассказали вам о том, как в рамках Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля совместно с ведущими отраслевыми вузами, благодаря современным интерактивным приемам и подходам, происходит процесс интеграции академической науки в образовательную среду, вовлечения учащейся молодежи в научное сообщество.
В этой статье мы хотели бы более подробно остановиться на реализуемых формах и приемах с использованием современных цифровых технологий.
Стремительное развитие информационных технологий меняет подходы и способы использования баз данных. Эти способы осваиваются молодым поколением прежде, чем они научатся читать. Современный дошкольник обычно умеет находить в интернете интересные ему сайты до того, как он получит традиционные академические знания. Эта особенность эпохи не может не учитываться в системе образования. Основные усилия обучения должны направляться не столько на запоминание, сколько на понимание. В современных условиях развития общества требуются новые подходы, адекватные задачам и требованиям, предъявляемым к современной школе, с учетом потребностей обучаемого. В нашем случае очень важны методы и приемы в направлении изучения естественно-научных предметов.
Одним из наиболее эффективных и рациональных путей является использование цифровых технологий, которые позволяют расширить коммуникационную образовательную площадку, делают ее более доступной для взаимодействия академического и производственного сообщества с учащейся молодежью через разрабатываемые программные образовательные модули. Разумеется, речь идет о науках, отвечающих отраслевому направлению: геология, науки о Земле, горное дело, география, экология. Представленная область работы направлена на создание современных подходов к отраслевому горно-геологическому образованию, просветительских и образовательных программ с использованием музейной практики и современных цифровых технологий.
Создавая и расширяя коммуникационную среду в системе непрерывного образования и просвещения учащихся, мы создаем условия для их научного и практического развития.
Помогаем ребятам осмыслить и заинтересоваться в выборе профессии через ряд созданных нами научных и творческих проектов. Мы даем, безусловно, возможность проявить свои знания и скрытые, ранее не выявленные таланты ребят в направлении естественно-научного профиля.
Сегодня, когда весь мир переходит на новые дистанционные формы передачи знаний и информации, очень важно не потерять целевые образовательные и профессионально ориентированные формы. Наполнить методическим материалом, интересными и важными интерактивными, но глубоко научными и методически направленными приемами.
К сожалению, в последнее время наблюдается тенденция новых формулировок, громких и звучных, но совершенно лишенных научного содержания и смысла, представленная в виде поверхностных игровых, ничего не определяющих, развлекающих форм.
Наша задача не развлечь, а привлечь, дать, говоря простым языком, «удочку», благодаря которой учащийся может получить необходимые знания и достоверную информацию, свободно ориентируясь и выбирая свой профессиональный путь.
И в этом нам активно помогают высокотехнологичные компании, работающие в сфере автоматизации и цифровизации современного производства.
Особо важно, что такими партнерами являются отечественные разработчики – компания ВИОГЕМ, а также компания ООО «Майкромайн Рус». Подобные формы совместной работы, с использованием программных продуктов, позволяют сделать учебные программы и проекты более содержательными и наукоемкими, способствуют интеграции в профессиональное и научное сообщество. Расширяют коммуникационную среду учащейся молодежи в рамках профилирования на горно-геологические профессии.
На основе разработанных программных модулей компанией ВИОГЕМ подготовлены лекционные и практические занятия по программе ГЕОМИКС для учащихся школ. Первые занятия прошли апробацию на площадке Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН для членов Клуба юных геологов.
Крайне важной особенностью ГГИС, разработанной по материалам, предоставленным компанией ВИОГЕМ и адаптированным впервые по нашим техническим заданиям для учащихся школ, является ее выполнение по данным конкретного месторождения. Выполнение самой представленной работы достигается при тесном сотрудничестве прикладных специалистов (взрывников, геологов, маркшейдеров и др.) с программистами. Практические работы включают в себя построение геологических разрезов по данным буровых работ, а также создание моделей контуров рудных тел.
Целесообразно разделы географии и экологии изучать на геоинформационной основе в контексте азов картографии, пространственного представления данных о территориях, ориентировки на местности, используя картографические и геодезические модули.
Усиление и расширение коммуникационной среды мы предполагаем посредством создания баз данных, цифровых моделей, методических материалов для естественно-научных предметов. Создание цифровых модулей в конечном счете способствует оперативному взаимодействию с образовательными учреждениями. Методологическая особенность почти всех создаваемых нами просветительских и образовательных программ – использование цифровых технологий, реализуемых в различном формате.
Приведем для примера одну из таких созданных нами разработок из числа виртуальных дистанционных программ. Проект предполагает разработку и внедрение виртуальных дистанционных программ и практик на основе экспозиции «Минералы – символы регионов России». Благодаря использованию цифровых технологий учащийся может самостоятельно ознакомится с 3D-моделью представленного образца и содержательным материалом. В основе лежит концепция программы – создание методических материалов и виртуальных моделей образцов минералов (горных пород), являющихся символами отдельно взятых регионов РФ, для занятий с учащейся молодежью с использованием современных цифровых технологий.
Научным заделом и основой для создания виртуальной дистанционной программы для учащихся является действующая экспозиция «Минералы – символы регионов России», разработанная на площадке Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН (авторы проекта – д.т.н. Титова А.В. и д.г.-м.н. Наумов Г.Б.) [8]. Интерактивная экспозиция представляет собой научно-просветительский продукт, связующее звено научно-просветительской деятельности, образовательной системы, обучающего процесса. Экспозиция знакомит с минералами, символизирующими геологические регионы России. Интерактивные киоски с сенсорными экранами, сопровождающие витрину, позволяют расширить информационное содержание экспозиции, сделать его многоуровневым. Экспозиция полноценно входит в естественно-научные предметы образовательных учреждений: регионоведение, химия, физика, природоведение, география. На материалах созданной экспозиции проводятся занятия по предметам, тематические лекции, мастер-классы, квесты, викторины, олимпиады, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Служит дополнительным звеном в процессе интеграции науки в образовательную среду, по формированию дополнительной непрерывной системы образования детей и молодежи в сегменте ШКОЛА-ВУЗ-ПРОИЗВОДСТВО. Созданная программа ложится на цифровой модуль, который предоставлен компанией ООО «Макромайн Рус», благодаря которой стало возможным открытие нового цифрового класса для проведения практических занятий с учащимися образовательных учреждений.
На материалах созданной экспозиции планируется разработка отраслевых региональных цифровых программ и практик в дистанционном формате, в том числе и для учащихся общеобразовательных учреждений.
Для расширения и углубленного изучения фактического материала на базе цифровых технологий в дистанционном режиме нам потребовалось расширить и материально-техническую базу. На базе ГГМ РАН создана новая студия видео-конференц-связи (ВКС), что позволяет вести трансляцию лекций и телемосты в отдаленные уголки РФ, а также ближнего зарубежья. Эти необходимые условия позволяют расширить возможности научно-просветительской работы, способствовать интеграции академической науки в образовательную среду.
Благодаря современным интерактивным приемам и подходам происходит процесс вовлечения учащейся молодежи в научное сообщество, делает его ближе к современному отраслевому сегменту, определяя перспективы дальнейшей профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Ю.Н. Малышев, А.В. Титова. Роль и задачи естественно-научных музеев в образовательном процессе по специальностям горно-геологического профиля // Горная промышленность. – 2017. – № 2. – С. 108-109.
2. Ю.Н. Малышев, А.В. Титова, А.Л. Пучков. Инновации в горно-геологическом образовании // Горный журнал. – 2018. – № 10. – С. 93-98.
3. Ю.Н. Малышев, А.В. Титова, А.Л. Пучков, Г.И. Титов. Принципиальная модель создания единой коммуникационной среды для формирования кадрового резерва для производства и науки минерально-сырьевого сектора экономики РФ // Горная промышленность. – 2018. – № 1. – С. 17-20.
4. Е.Г. Мирлин, Е.В. Хотченков, И.А. Черевковская. Геологический музей как инновационная площадка просветительской работы с молодым поколением // Инноватика и экспертиза. – 2020. – № 3. – С. 132-142.
5. А.В. Титова. Создание «Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля» на базе ГГМ РАН // Горная промышленность. – 2015. – № 5. – С. 34.
6. Ю.Н. Малышев. Роль государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН в популяризации научно-технических знаний // Горный журнал. – 2015. – № 7. – С. 39-44.
7. Т.П. Поляков. Как делать музей (О методах проектирования музейной экспозиции). – М.: 1995. – 253 с.
8. А.В. Титова, Г.Б. Наумов. Экология и просвещение // Горная промышленность. – 2017. – № 3. – С. 82-86.
9. Ю.Н. Малышев, А.В. Титова, С.В. Черкасов. Современные подходы в отраслевом образовании посредством цифровых технологий и музейной практики // Геофизический вестник. – 2021. – № 4. – С. 14-23.