Посвящается Голикову Станиславу Ивановичу – горному инженеру, заслуженному геологу РФ, наставнику и вдохновителю детско-юношеского геологического движения
Геология – наука о строении и истории развития Земли. Геология как наука возникла сравнительно недавно в результате больших обобщений, но корни ее теряются в глубокой древности. Люди начали изучать Землю на первых этапах своего существования. В каменный век люди добывали из земных недр определенные сорта камней, в бронзовый – медь и олово, в железный – железо. Добывать указанные материалы люди могли лишь при тщательном изучении строения земной коры, ее особенностей.
В начале XVIII века в связи с бурным развитием горнозаводского промысла появилась первая ветвь обучения местных жителей, главным образом юношей, горному делу. Первую горно-металлургическую школу в Петрозаводске при Олонецком заводе открыл в 1715 году сподвижник Петра I голландец генерал-лейтенант Виллим Иванович Геннин. В ней преподавали горные и геологические науки и передавали практические навыки специально выделенные туда мастера с уральских горных заводов, а также старатели-рудознатцы. В период с 1723 по 1739 гг. при уральских заводах была открыта 21 школа, где обучались 650 юных учеников.
В середине XVIII века башкирский старшина Исмагил Тасимов предложил Екатерине II открыть в Санкт-Петербурге горное училище, а Берг-коллегия «признала оное полезным и необходимо нужным». А ныне это училище известно как Санкт-Петербургский горный институт. Во второй половине XIX века преподавание естествознания с основами геологии было введено в реальных училищах и гимназиях. В то время этот предмет увлек, прежде всего, учителей, чья роль в становлении будущих геологов и ученых еще до конца не осознана.
Уроки естествознания и немногочисленные практические занятия в полевых условиях уже тогда имели в реальной школе большое воспитательное и образовательное значение. Интересно, что в списке предметов, которым учили в России 13-летнего наследника престола – будущего царя Александра II, наряду с историей, физикой, философией и другими предметами значится изучение геологии.
Таким образом, обучение подрастающего поколения естественным наукам и основам геологии имеет в нашей стране глубокие корни, и уже к началу ХХ века была подготовлена почва для дальнейшего распространения геологических знаний среди учащейся молодежи, создания системы подготовки будущих геологов.
Советский период
В период индустриализации страны в советское время перед правительством встала проблема геологического изучения огромных территорий. Требовались специалисты-геологи, способные выявлять новые месторождения полезных ископаемых и осваивать их. Профессионально подготовленных геологов было мало. Вот почему появилось обращение правительства к органам образования, учителям географии, школьникам совершать геологические походы с целью сбора минералов и пород, описания их местонахождения и представления отчетов в геологические организации. Широко пропагандируется романтика геологического поиска. Известны многочисленные примеры, когда образцы, найденные и доставленные юными следопытами, дали толчок для поиска и разведки месторождений полезных ископаемых.
Первые попытки организации массовых геологических походов и кружков юных геологов относятся к началу тридцатых годов прошлого века.
Энергичная попытка централизации массового геологического движения была сделана в 1935 году. В это время на страницах газет и журналов все чаще стали появляться материалы по геологическому исследованию нашей страны силами молодых людей – краеведов, юных геологов и следопытов.
Первый геологический кружок школьников, в предвоенные годы называвшихся юннатами-геологами, был организован при Саратовском областном музее краеведения сотрудником А. Коротковым в конце 1936 года. В 1938 году этот коллектив совершил первую дальнюю экспедицию в Сталинградской области с целью изучения разрезов каменноугольных отложений.
В эти же годы большой знаток драгоценных и поделочных камней академик Александр Евгеньевич Ферсман постоянно читал в Доме пионеров лекции по минералогии. Основоположник и блестящий популяризатор науки, А.Е. Ферсман увлекательно рассказывал об экспедициях по Уралу, Средней Азии и Кольскому полуострову довоенным ребятишкам, охваченным романтикой открытия новых месторождений. Позже многие его юные ученики руководили кружками при геофаке МГУ и МГРИ.
Характеризуя движение юных геологов в предвоенный период можно отметить, что работа со школьниками проводилась энтузиастами: учителями, студентами вузов и специалистами-геологами на общественных началах без какого-либо материального вознаграждения и за счет личного времени. Отсутствовали какие-либо рекомендации по методике обучения школьников геологическим дисциплинам и массовым геологическим походам, учебные пособия, материалы по обмену опытом. Главным было дать начальное геологическое образование молодым людям, интересующимся природой родного края и желающим приобщиться к нашей замечательной профессии.
Во время Великой Отечественной войны развитие детско-юношеского геологического движения было приостановлено.
Сразу же после войны объемы геологоразведочных работ в стране значительно возросли. Интенсивными темпами выявлялись и оперативно разведывались крупные месторождения полезных ископаемых, комплексно разведывались целые регионы. Были развернуты крупномасштабные работы на нефть и газ, уран, начались поиски кимберлитовых трубок в Якутии, проводились работы по выявлению железорудных месторождений, резко увеличились объемы гидрогеологических работ, бурно развивалась геологическая наука. Открытия следовали одно за одним – начинался «Золотой век» геологии. Необычайно высоко поднялся престиж профессии геолога, а потребность в молодых кадрах многократно возросла.
В 1946 году на базе Комитета по делам геологии при Совете Министров СССР было организовано Министерство геологии СССР, более четырех десятилетий игравшее огромную роль в деле развития детско-юношеского геологического движения. Вся эта работа была возведена в ранг государственной политики. Министерство геологии и Министерство просвещения стали регулярно организовывать семинары, совещания, конференции по юношескому геологическому движению. Изучался, обобщался и распространялся лучший опыт. Школами такого опыта были Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Нижний Тагил. На развитие этого дела выделялись немалые целевые финансовые ресурсы.
Были переизданы научно-популярные книги А.Е. Ферсмана, В.А. Обручева, других видных ученых и специалистов. Появились специально написанные для детей и юношества в серии «Библиотечка участника геологических походов» краткие пособия: «Что такое рудные месторождения, где и как их искать» Ф.И. Вольфсона, «Как искать олово» Е.А. Радкевич, «Полезные ископаемые и их поиски» С.Ф. Лугова, «В поход, юные геологи» М.А. Меньшиковой и другие. Главной целью работы с молодежью стало не только получение общегеологических знаний, умения и навыков работы с минералами и породами, но и проведение летних полевых сезонов с выполнением геологических заданий. Не обошлось в юношеском геологическом движении и без слетов, где организовывались соревнования в умении делать съемку, пользоваться приборами, брать образцы и пробы, защищать отчеты и даже выполнять конкретные поиски различных полезных ископаемых. А в зимнее время – камеральные работы, конференции, геологические олимпиады, общение с учеными и геологами-практиками. Результатом всей этой деятельности были глубоко профориентированные абитуриенты, становившиеся затем высококлассными геологами.
В 1983 г. юношеское геологическое движение поднялось на новый качественный уровень. Постановления ЦК ВЛКСМ, Министерства геологии СССР «О дальнейшем развитии массового геологического похода комсомольцев, пионеров и школьников за полезными ископаемыми» и пленума ЦК КПСС «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» приравняли юношеские геологические партии к трудовым школьным объединениям, и их работа стала рассматриваться как участие в летней трудовой четверти.
В 1966 году недалеко от города Златоуста (Челябинская область) на территории Ильменского заповедника был успешно проведен Первый Всесоюзный слет юных геологов – школьников старших классов, увлеченных одной из самых интересных наук о Земле. В период с 1966 по 1990 гг. состоялись восемь таких слетов с периодичностью раз в три года.
На регулярно проводящихся слетах любого уровня – от областного до Всесоюзного – ребята отчитывались по выполненным работам и участвовали в различных прикладных геологических состязаниях и конкурсах. Победителям конкурсов и соревнований вручались дипломы и почетные грамоты, рекомендации для поступления в вуз на геологическую специальность.
С 1975 года проводилось награждение знаками «Юный геолог СССР», которые вручались наиболее активным кружковцам и участникам геологических походов. По неполным данным в период с 1975 по 1990 гг. такой знак получили 8 тысяч юношей и девушек. В некоторых регионах ввели свои местные награды для юных геологов.
Современный этап детско-юношеского геологического движения
В связи с распадом СССР стройная система управления и поддержки детско-юношеского геологического движения перестала существовать. Однако движение юных геологов не умерло благодаря самоотверженным усилиям энтузиастов – геологов и педагогов.
К началу XXI века в кадровом обеспечении геологических предприятий накопились проблемы, которые стали следствием социально-экономических изменений, произошедших в стране в 1990-х и начале 2000-х годов. Понимание причин этих негативных тенденций и необходимость популяризации профессии геолога определили пристальное внимание к ДЮГД со стороны руководства Федерального агентства по недропользованию с момента его создания в 2004 году. С этого времени начинается новый этап активизации работы с юными геологами. Роснедра и Российское геологическое общество выступили организаторами и координаторами деятельности объединений увлеченных геологией школьников в нашей стране и ближнем зарубежье. Начиная с 2005 г. Всероссийские олимпиады юных геологов проводятся каждые два года, а с 2011 г. в них начали регулярно принимать участие школьники из Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Монголии и других стран.
Понимая, что движение юных геологов остро нуждается в современной, научно-обоснованной концептуальной модели, которая с одной стороны опиралась бы на новые социально-экономические реалии, а с другой учитывала бы предшествующий позитивный опыт в этой сфере, был создан квалифицированный коллектив ученых, педагогов и практиков, который решал эти проблемы. В ходе исследований было аккумулировано все лучшее, что было наработано к настоящему моменту. Разработанная модель послужила ориентиром и своеобразным руководством в деятельности кружков и объединений юных геологов, показывая пути и наиболее эффективные подходы в работе с ними в изменившихся социально-экономических условиях. Полученные материалы были направлены во все образования юных геологов. Нельзя не отметить огромный творческий вклад в создание этих документов многих ученых и специалистов из разных регионов: Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Казани, Перми, Ростова под руководством Виктора Филипповича Рогова, Виктора Петровича Орлова, Андрея Федоровича Морозова, Анатолия Константиновича Корсакова и др.
Сейчас перед геологической отраслью стоит очень важная задача по восстановлению престижа профессии геолог, уделяя особое внимание делу подготовки подрастающего поколения. В настоящий момент детско-юношеское геологическое движение насчитывает свыше 100 организационных структур в более чем 50 регионах России. В нем участвуют порядка 20 тысяч школьников и молодежи. Регулярно проводятся Всероссийские открытые полевые олимпиады юных геологов, Всероссийские геологические олимпиады «Земля и человек», Всероссийские конкурсы лучших работ и выставки достижений юных разведчиков недр, зимние лагеря, геологические походы и экспедиции. Подготовлены и изданы лучшие учебные пособия и программы для школьников по геологии. Усилиями ученых-геологов и педагогов-практиков создана общероссийская информационная база данных на электронных носителях и сайт детско-юношеского движения yungeo.ru. Усовершенствована методика проведения соревнований юных геологов, подготовлены высококвалифицированные судейские кадры. Сформированы и активно работают региональные объединения юных геологов.
За более чем полувековой период деятельности сложились сильные преподавательские коллективы, работающие с юными геологами Москвы, Перми, Казани, Кемерово, Красноярска, Челябинска, Читы, Свердловска, ряда других регионов России. Команды школьников из названных городов чаще других занимают призовые места на слетах юных геологов. Проведение слетов и олимпиад было бы невозможным без высококвалифицированной судейской коллегии. В последние годы судейский корпус возглавляет В.Я. Григорович – директор Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Южному федеральному округу». В состав судейской коллегии входят ведущие сотрудники структур Федерального агентства по недропользованию, научных и производственных геологических организаций, доктора и кандидаты наук, ветераны геологической службы и общественные деятели.
В работе судейской коллегии в качестве ведущих судей по различным видам геологических соревнований и конкурсов при проведении олимпиад многие годы принимали и принимают участие Голиков С.И., Сухова Т.Т., Андреев Н.И., Козьмина М.М., Туров А.В., Гогин И.Я., Черкасов С.В., Попов Е.В., Яшина С.В., Федоренко В.И., Татаринов В.Ю., Ураскулов М.Р., Семилеткин С.А., Сердюк Н.И., Филимонов С.В., Белан Л.Н.
От олимпиады к олимпиаде судьи отмечают постоянный рост уровня геологической подготовки юных геологов, а также их стремление показать свои навыки и занять призовые места.
Размах и уровень организации проведения полевых олимпиад юных геологов за последние годы – в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Уфе, Красноярске, Ростовской, Томской областях, Республике Татарстан, Тюменской области, Кемерово, Новосибирске и Екатеринбурге подтверждает, что детско-юношеское геологическое движение прочно стоит на ногах, год от года развивается и набирает обороты, играет важную роль в формировании единого экономического пространства и будущего стран СНГ, в подготовке специалистов-геологов.
Для многих школьников поворотной точкой в выборе будущей профессии стало участие в геологических кружках и в олимпиадах. Ранняя профориентация позволяет ребятам узнать тонкости профессии геолога, дает возможность определиться со своим будущим – этому ли делу они хотят посвятить всю свою дальнейшую жизнь.