О создании и внедрении на базе Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля научно-просветительских программ и проектов посредством цифровых технологий

О создании и внедрении на базе Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля научно-просветительских программ и проектов посредством цифровых технологий

 

Ю.Н. Малышев, академик РАН, президент ГГМ РАНЮ.Н. Малышев, академик РАН, президент ГГМ РАН А.В. Титова, д-р техн. наук, зам. директора ГГМ РАНА.В. Титова, д-р техн. наук, зам. директора ГГМ РАН

 

На страницах первого выпуска нашего журнала мы подробно рассказали о создании первого в РФ Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля на базе ГГМ РАН им. В.И. Вернадского совместно с НИТУ «МИСиС», РГУ нефти и газа им. Губкина и РГГРУ им. Серго Орджоникидзе. Представили основные цели и задачи Центра, осветили наиболее яркие проекты и программы.

На страницах этого номера нам бы хотелось подробнее остановиться на моментах и подборе инструментариев, которые наиболее эффективны и актуальны в современном образовательном процессе, на методах и подходах, которые помогали бы преподавателю и школы, и вуза в создании новых форм и приемов с использованием интерактивных методов и цифровых технологий, а также самим учащимся.

Поговорить о том, что сегодня имеет не только наглядную привлекательность, но и наполняет методический материал и программу глубоким научным смыслом, вовлекает учащуюся молодежь в научное сообщество, делает его ближе к современному отраслевому сегменту, определяя перспективы дальнейшей профессиональной деятельности, способствует формированию творческой и научной мысли.

Один из очевидных путей – использование цифровых технологий, которые позволяют расширить коммуникационную площадку во взаимодействии с представителями научного, академического и производственного сообщества. Основная наша цель – изложение опыта взаимодействия посредством созданных проектов и программ и их интеграции в образовательное сообщество, осуществляемого на основе цифровых технологий. Разумеется, речь идет о науках, отвечающих отраслевому направлению: геологии, науках о Земле, горном деле, географии, экологии.

Вся эта работа, разумеется, направлена на создание современных подходов к отраслевому горно-геологическому образованию с использованием музейной практики и современных цифровых технологий.

Важнейшими в современном образовательном процессе являются инновационные интерактивные приемы, способные расширять кругозор учащегося, помогающие творчески подходить к изучаемому объекту.

Академический статус ГГМ РАН предполагает тесные связи с учеными академических научно-исследовательских институтов соответствующего профиля. Осознание необходимости объединения интеллектуального потенциала академического научного сообщества и ученых ведущих отраслевых вузов для совершенствования учебного процесса по естественнонаучным предметам, а также поиск талантливой молодежи для производства и науки для горно-геологической отрасли послужили основой для создания Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля. Создание и развитие коммуникационной среды в непрерывной системе образования и просвещения в рамках поставленных перед музеем задач формирует принципиально новые условия для образования и просвещения детей и молодежи в области наук о Земле, профориентации на специальности горно-геологического профиля. Проводимые проекты в рамках темы с участием ведущих ученых РАН усиливают работу по популяризации наук о Земле среди учащейся молодежи [2, 6]. В ГГМ РАН, базовой площадке Центра, созданы естественные условия гармоничного развития, воспитания, просвещения учащихся. Через интерактивные приемы и сформированные инновационные методические подходы ‒ создаются условия интереса учащихся к естественнонаучным предметам и свободного выбора профессии по горно-геологическому направлению.

В рамках создания коммуникационной стратегии в направлении оптимизации образовательного процесса на площадке ГГМ РАН сформирована и успешно расширяется коммуникационная среда в непрерывной системе просвещения и образования естественнонаучного направления посредством интерактивных музейных средств.

Для решения этой задачи применяются инновационные методические подходы, включающие в себя способы и приемы, использование которых дает возможность создать непрерывную систему навигации учащихся, начиная от школы и заканчивая производством.

 

Участие Альметьевского государственного нефтяного института в Телемосте с проф. В.В. Бушуевым «Цифровизация и цивилизация»Участие Альметьевского государственного нефтяного института в Телемосте с проф. В.В. Бушуевым «Цифровизация и цивилизация»

Санкт-Петербургский горный университет на Телемосте-лекции С.М. Миронова «Есть такая профессия геолог»Санкт-Петербургский горный университет на Телемосте-лекции С.М. Миронова «Есть такая профессия геолог»

Телемост-лекция академика РАН Э.М. ГалимоваТелемост-лекция академика РАН Э.М. Галимова

Участие СДС уголь в Телемосте с академиком РАН Р.И. НигматулинымУчастие СДС уголь в Телемосте с академиком РАН Р.И. Нигматулиным

Разработанный в рамках темы методический и программный продукт можно рассматривать в двух важнейших аспектах: теоретическом, создающем новые подходы просвещения, образования и воспитания молодежи в современных условиях развития общества, и практическом. Он ориентирован на решение практических задач в целенаправленном воспитании подрастающего поколения.

Усиление и расширение коммуникационной среды мы предполагаем посредством создания баз данных, цифровых моделей методических материалов для естественнонаучных предметов. Создание цифровых модулей в конечном счете способствует оперативному взаимодействию с образовательными учреждениями, расширению коммуникационной среды в системе непрерывного просвещения и образования. Методологическая особенность почти всех создаваемых нами просветительских и образовательных программ: использование цифровых технологий, реализуемых в различном формате. Для этого на площадке Центра ГГМ РАН создана студия видео-конференц-связи, оснащенная самым современным оборудованием. О проекте «Телемост» мы подробно рассказали на страницах первого номера журнала. «On-line» лекции охватывают огромную аудиторию: от крупнейших вузов геологического и горно-геологического профиля до удаленных поселков полевых геологических партий и горнодобывающих предприятий. Особо ценно, что налажен тесный контакт с сырьевыми вузами ближнего зарубежья. Благодаря дистанционным формам работы с участием ведущих ученых – академиков РАН – происходит процесс социализации детей и молодежи из отдаленных регионов посредством расширения научного пространства в области наук о Земле. Студия обеспечивает обратную связь с аудиториями, где располагаются слушатели. Связь осуществляется оперативно, причем тематика конкретной лекции и время ее проведения согласовываются заранее. Тем самым обеспечивается оптимальный уровень присутствия на лекциях слушателей, максимально заинтересованных в их тематике.

В период особого режима во время введения карантина и организации дистанционного обучения особо важно было продолжить просветительскую работу. Разработанные программы лекций и онлайн-экскурсий, специально подготовленные для дистанционных форм научно-просветительской работы, своевременно были использованы в образовательном процессе.

Дистанционная лекция Е.Г. Мирлина, ГГМ РАНДистанционная лекция Е.Г. Мирлина, ГГМ РАН

Накопленный к настоящему времени опыт проведения видеолекций по разнообразной тематике с участием деятелей науки и техники свидетельствует о высокой заинтересованности слушателей и об эффективности этой методологии для достижения основной цели Центра.

Дистанционная экскурсия И.А. Черевковской, ГГМ РАНДистанционная экскурсия И.А. Черевковской, ГГМ РАН

Дистанционная экскурсияДистанционная экскурсия

В рамках Центра создан и активно функционирует Клуб юных геологов, его основная функция – работа с детьми, проявившими повышенный интерес к геологии. В каждом номере журнала мы будем освещать работу Клуба. В Клубе дети знакомятся с началами геологии: образцами горных пород, минералов, полезных ископаемых, их составом, для чего помещения, где происходят занятия, оборудованы микроскопами, интерактивными досками, макетами геологических объектов. Дети (в сопровождении взрослых) приезжают в здание ГГМ РАН, где располагается Клуб, со всей Москвы и даже из Подмосковья. Это требует немалого времени и усилий, тем более что дети приезжают в Клуб после школьных уроков. Клуб начал реализовывать часть своей программы в режиме «on-line». В настоящее время осуществляется рассылка детям заданий и методических материалов с последующим опросом и «дискуссией» с ними через программу Skype в режиме конференции. Юные участники Клуба с интересом включаются в эту форму работы, с учетом того, что нахождение в Интернете для современных детей не представляет трудностей.

Существенным для работы с учащимися образовательных учреждений является создание и использование на лекционных, семинарских и практических занятиях специализированных программ для естественнонаучных предметов. Целесообразно разделы географии и экологии изучать на геоинформационной основе в контексте азов картографии, пространственного представления данных о территориях, ориентировки на местности, используя картографические и геодезические модули. Работа с использованием программных продуктов позволяет сделать учебные программы более содержательными и наукоемкими, способствует интеграции в профессиональное и научное сообщество, расширяет коммуникационную среду учащейся молодежи в рамках профилирования на горно-геологические профессии. Существенными разработками в этом направлении могут служить геолого-маркшейдерские программы ГЕОМИКС (отечественные разработки коллектива ВИОГЕМ). Разделы геологии и недропользования целесообразно изучать с использованием геологического расширения ГЕОМИКС в рамках программ по общей геологии. Это позволит обеспечить пространственное представление о геологическом строении месторождений полезных ископаемых и способах их добычи. Также целесообразно при подготовке лекционных и практических занятий со школьниками использовать медийные материалы в среде ГЕОМИКС.

Необходимым в современной образовательной системе становится внедрение инновационных программ, качественно меняющих уровень обучения. Ранее мы представляли подготовленные программы МВА MINING и MINI-MBA для школьников.

Программа с горной отраслевой специализацией МВА MINING является наиболее ценной и востребованной в силу отраслевой направленности именно горнодобывающей отрасли.

Как известно, обучение по программам МВА должно являться той связующей силой, которая помогла бы значительно дополнить и структурировать существующие знания, позволила бы качественно изменить стиль мышления, сделав его комплексным и гибким. Этому полностью соответствует реализация программ МВА MINING Горного института НИТУ «МИСИС», специально подготовленных для специалистов предприятий горнодобывающей отрасли экономики России. Они являются высококачественным образовательным продуктом и достойным результатом бизнес-образовательной деятельности и обязательно будут востребованы у предприятий и вузов при продвижении в Центре навигации по специальностям горно-геологического профиля. На тренингах создается атмосфера для проявления и развития одаренных детей, их способностей, коммуникативных навыков, творческого потенциала, а также практических навыков.

Тренинги по программе MBA в рамках проекта «С любовью к краю своему»Тренинги по программе MBA в рамках проекта «С любовью к краю своему»

Тренинги по программе MBA с учащимися Клуба юных геологовТренинги по программе MBA с учащимися Клуба юных геологов

Тренинги по программе MBA с учащимися Клуба юных геологовТренинги по программе MBA с учащимися Клуба юных геологов

Тренинги по программе MBA с учащимися Клуба юных геологовТренинги по программе MBA с учащимися Клуба юных геологов

Тренинги сфокусированы на развитии у школьников познавательно-исследовательских навыков, системного и критического мышления, навыков проектной работы, умения работать в команде, эффективной коммуникации, а также на развитии лидерских качеств для успешной карьеры в горно-геологической сфере.

Как известно, в современном мире социального успеха добивается тот, кто умеет эффективно взаимодействовать с другими людьми, брать ответственность и постоянно развиваться, и этому надо учить со школьной скамьи. Тренинги были успешно апробированы на площадке Центра ГГМ РАН и являются важным звеном в инновационных подходах при работе с учащейся молодежью.

Центр осуществляет работу в еще одном важном направлении, в рамках которого также используются цифровые технологии: организация и проведение конкурсов для детей и молодежи. Названия конкурсов говорят сами за себя: «Богатство недр моей страны», «Вырасти своего студента», «Дети–детям», «В таланте все едины», «Один день моей страны». Цель конкурсов – углубление знаний у подрастающего поколения о проблемах минеральных богатств страны, их сохранения и рационального использования, а также стимулирование у него интереса к профессиям геолога и горняка. В режиме «on-line» проводится предварительный просмотр проектов, представленных участниками, дистанционно осуществляется ознакомление с ними специалистов экспертных комиссий. С этой целью создана база данных представленных на конкурсы работ в электронном формате, к которой имеют доступ специалисты, осуществляющие анализ и отбор проектов. Кроме того, участники конкурса имеют возможность представить короткие видеосюжеты по теме работ, которые они выставляют на конкурсы. Видеосюжеты также оцениваются специалистами в режиме «on-line». Победители конкурса награждаются ценными и запоминающимися призами.

В этом году в связи с пандемией использование цифровых технологий позволило успешно провести подведение итогов социально-значимого конкурсного проекта «Богатство недр моей страны». Также прошел международный конкурсный проект «Один день моей страны». На страницах этого журнала мы подробно ознакомим вас с итогами конкурса. Подобные формы дистанционной работы с использованием современных технологий в новых социальных условиях становятся актуальными и в определенных условиях единственно возможными.

Накопленный более чем трехлетний опыт использования цифровых технологий показывает перспективность созданных разработок. Выражаем надежду, что опыт использования цифровых технологий, накопленный Центром ГГМ РАН, будет полезным для других музеев и образовательных учреждений различного профиля.

Back to top