Е.И. Щербакова, сотрудник государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий, г. Уфа, Республика Башкортостан
С 15 ноября 2020 года по 15 января 2021 года в Республике Башкортостан впервые проведен конкурс «Мир палеонтологии», который был приурочен к проведению Международного дня фоссилий.
Впервые Всемирный день окаменелостей был проведен в 2010 году в рамках Недели науки о Земле, организацией которой занимается Американский институт геонаук с 1998 года. Подготовкой к мероприятию занялась национальная Служба парков США при содействии более чем 270 партнеров, в список которых входят музеи, институты, организации и другие учреждения. По всей территории страны провели сотни различных мероприятий, чтобы население смогло лучше понять и больше узнать об окаменелостях и их бесценном наследии.
С 2017 года к проведению Международного дня фоссилий в России присоединились Всероссийское палеонтологическое общество, отдельные музеи, а в текущем году – и школьники Республики Башкортостан Организатор проведения Конкурса – государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий при поддержке Института геологии Уфимского федерального исследовательского центра Российской Академии наук, АНО ЦНПЭКТ «Глобальный геопарк ЮНЕСКО «Янган-Тау», Государственного геологического музея имени В.И. Вернадского РАН, Региональной общественной организации поддержки и развития геологического общества в Республике Башкортостан. Каждый год для проведения Национального дня окаменелостей в США придумывают новый логотип, который помогает привлечь внимание к различным ископаемым остаткам и поделиться информацией о них.
Рис. 1. Эмблемы конкурса «Мир палеонтологии» победителя и призеров
В республиканском конкурсе номинация «Эмблема конкурса» вполне событийная, а миропонимание явилось познавательно-интеллектуальной стороной мироощущения (рис. 1).
Лучшая эмблема – Байрамшиной Юлии. В ней нет случайных деталей, продумано все, и удивляет, что школьница 8 класса и ее руководитель смогли уловить научную и образовательную важность конкурса, который представляет ископаемые остатки, окаменелости. При этом важно отметить тот факт, что они не участники геологического объединения.
В номинации было представлено 11 работ, лучшая эмблема помещена на бланки дипломов и благодарственных писем.
Конкурс проводился в канун Нового года, и номинации «Новогоднее ёлочное украшение» и «Новогодний палеонтологический сувенир» были как нельзя кстати. В этих номинациях участвовали дети дошкольных учреждений, младших классов и среднего звена. Для поделок был использован различный подручный материал: бумага, пластилин, дерево. В дело пошли раковины, собранные во время летних отпусков (рис. 2).
Рис. 2. Поделки в номинациях «Новогоднее ёлочное украшение» и «Новогодний палеонтологический сувенир»
Палеонтология – геологическая дисциплина, которая пользуется особым отношением обучающихся детских геологических объединений. Среди юных геологов Республики считается высшим достижением знания, которые дети получают различным путем – на занятиях или в «самостоятельном полете». Учебные пособия, рекомендации по палеонтологическим исследованиям, консультации – все это способствует развитию палеонтологического интереса.
Занимаются юные геологи сами, занимаются со своими подопечными из младших классов и, как результат, созданы для них пособия, игры, кроссворды (рис. 3).
Рис. 3. Работы в номинации «Пособия для изучения фоссилий»
Доленко Артем: «Все мои находки – это окаменелые остатки животных древнего моря, которое было на нашей территории в конце мелового периода мезозойской эры, десятки миллионов лет назад. Относятся они к разным типам животных: моллюски (классы двустворчатые, головоногие), иглокожие (класс морские ежи).
Жили они в теплом мелководном море нормальной солености, вероятно, на материковой отмели (глубина, вероятно, до 200 м)». Это объяснения участника из села Бурибай по номинации «Моя первая палеонтологическая коллекция» (рис. 4).
Рис. 4. Коллекция «Окаменелости древних морских животных». Автор Доленко Артем
Пожалуй, самой популярной номинацией явился конкурс рисунков. Главные герои рисунков у младших школьников – динозавры. Герои мультиков вызывают у малышей особую любовь, что и объясняет обилие работ данной тематики. Старшеклассники на своих рисунках уже вырисовывают детали других фоссилий (рис. 5).
Рис. 5. Рисунки номинации «Палеонтологический рисунок»
Так уж получилось, что конкурс «Мир палеонтологии» в Республике Башкортостан имеет свое родоначалие. Это конкурсная программа по палеонтологии, которая проводится в рамках полевой геологической олимпиады, проводимой ежегодно в разных районах республики, где организуются экскурсии на месторождения для сбора коллекций горных пород, руководящих ископаемых. Во многих образовательных организациях созданы геологические музеи собранных образцов, и, естественно, дети, в них обучающиеся, имеют представления о геологии, в том числе палеонтологии, более предметно. Думается, что конкурс «Мир палеонтологии» приумножит число участников полевых геологических лагерей-олимпиад и армия юных палеонтологов продолжит изучать историческое прошлое планеты. Тем более, что геопарки «Янгантау» и «Торатау», геологические организации и геологические музеи активно этому способствуют.
Всемирный день окаменелостей – Праздник rus.team›holidays/vsemirnyj-den-okamenelostej