Наряду с созданными и успешно внедренными научно-методическими продуктами в виде методических программ, методических разработок, научно-просветительских проектов, квестов, лекционных курсов, выездных практических занятий, успешно реализованных на площадке ГГМ РАН, целесообразно создание специализированных программ для занятий учащихся в каникулярное время.
Учитывая пожелания школьников, посещающих занятия Клуба юных геологов Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН в течение учебного года и готовых заниматься самостоятельно в каникулярное время, педагогами Клуба ведется работа по созданию методических материалов, позволяющих их реализовать.
Наглядным примером, которым хочется поделиться на страницах журнала, может служить разработанное в 2020 году уникальное методическое пособие для детей и их родителей по научно-просветительской программе «Нескучные каникулы» в 4 частях, с помощью которого можно самостоятельно совершить геологические экскурсии в самых обычных местах среднерусской полосы. Пособие представляет собой буклеты формата А4, с красочными иллюстрациями и фотографиями, которые предлагается распечатать самостоятельно.
Что особенно важно, школьникам предоставлены возможности для смены их деятельности и предлагаются опросные материалы для закрепления полученных знаний. Разработанные для самостоятельной работы школьников в дистанционных условиях мастер-классы, практические занятия, викторины, квесты объединяются в методические пособия. Все это позволяет самостоятельно погрузиться в учебный процесс в соответствии с собственными интересами. Каждая часть пособия «Нескучные каникулы» обязательно включает мастер-классы различного направления: проведение наблюдений и научных исследований, опыты, эксперименты, полевые методы работы геолога, освоение некоторых походных навыков, творческие задания. Все мастер-классы опробованы экспериментально, детально отработаны и имеют практическую реализацию.
Разработанное пособие может быть использовано с целью развития естественно-научного мышления детей и популяризации наук о Земле, а также профориентации молодежи на специальности горно-геологического профиля.
Кроме того, оно призвано решить следующие практические задачи:
• организовать научно-познавательную деятельность;
• пробудить интерес к научным исследованиям;
• показать разнообразие геологических объектов даже в «обычных» местах (река, лес, деревня);
• развивать творческое воображение и естественно-научное мышление;
• познакомить с горно-геологическими профессиями; • научить учащихся самостоятельно ставить вопросы и находить ответы;
• выявлять причинно-следственные связи и закономерности природных процессов;
• воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;
• стимулировать научно-исследовательскую и творческую деятельность.
Оригинальность работы заключается в необычном метапредметном подходе к преподнесению разработанного материала. К изучению предлагается не последовательное изложение информации по определенной геологической тематике, а беглый, даже «клиповый», взгляд на окружающий мир глазами геолога. Тем не менее материал скомпонован так, что в результате у учащихся складывается цельное и разностороннее представление о какой-либо области геологии.
Для усвоения материала, а также с целью развития творческого мышления учащихся, в пособии предлагаются идеи по изготовлению поделок из природных материалов, являющихся одновременно и объектами научного исследования.
Первая часть разработанного методического пособия дает краткое представление о геологическом строении Русской платформы и происхождении слагающих ее горных пород. Пользуясь изложенными рекомендациями, можно провести самостоятельное макро- и микроисследование коренных горных пород, слагающих фундамент и чехол платформы. А также получить представление о росте кристаллов минералов, проведя доступный опыт с известняком по описанию, данному в пособии.
Вторая часть пособия посвящена походу на реку. Кроме краткого знакомства с геологической деятельностью реки, учащимся предлагается мастер-класс по шлиховым методам поисков и исследованию полученного шлиха. Далее мы обращаем внимание на некоторых животных и рассказываем об их древних предках, тем самым давая представление о науке палеонтологии.
Третья часть представляет собой описание научной прогулки в лес. Она посвящена знакомству с биоиндикаторами геологических условий, наукой геохимией и некоторыми геохимическими методами поисков полезных ископаемых. Прилагается подробное описание мастер-класса по определению повышенного содержания металлов в золе растений.
Кроме того, именно в этой части упоминается о В.И. Вернадском как об одном из основоположников науки геохимии и дается возможность самостоятельно убедиться в неразрывной связи живого и косного на нашей планете, чему великий ученый уделял огромное внимание.
Четвертая часть – палеоботаническая. Она продолжает тему леса, но, в отличие от предыдущей части, в ней в большей степени уделено внимание развитию воображения. Изучая современные лесные растения, в первую очередь те, которые являются живыми ископаемыми, читатели знакомятся с растительностью прошлых геологических эпох. Одновременно они получают представление о том, что такое принцип актуализма и наука палеоботаника. Эта часть снабжена мастер-классами по исследованию грибов-трутовиков, плаунов, хвощей, математической задачей и инструкцией по определению погоды с помощью покрытосеменных растений.
В конце каждой части методического пособия прилагаются тесты для самопроверки и, соответственно, для закрепления основного материала.
В связи с неисчерпаемостью темы изучения окружающего мира глазами геолога в дальнейшем планируется продолжение работы по выпуску методического пособия «Нескучные каникулы».
Скачать методические пособия «Нескучные каникулы» можно на официальном сайте Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН www.sgm.ru.