Залог успеха – верность своему делу!

Залог успеха – верность своему делу!

Litvin

Владимир Стефанович Литвиненко,
горный инженер, доктор технических наук, профессор, ректор Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II, председатель Консорциума университетов «Недра»

«Учитель не тот, кто учит, а за кем идут!»

В каждом номере журнала в рубрике «История успеха» мы представляем вам выдающихся людей, для которых вся жизнь – высочайшая миссия, которую они призваны исполнять с достоинством и честью. О таком человеке глобальной миссии вам предоставляется возможность узнать со страниц нашего журнала. Многим его имя хорошо известно. Это ректор Санкт-Петербургского горного университета Литвиненко Владимир Стефанович.

1

Вся сознательная жизнь Владимира Стефановича связана с родным университетом. Закончив в 1982 г. с отличием геологоразведочный факультет Ленинградского горного института, он прошел путь от аспиранта до ректора. Возглавив вуз в 39 лет в 1994 г, в сложное для российского образования, да и всей страны, время, сумел сохранить все основные направления научных исследований института и поднять их на высокий уровень. Инноватор, всегда готовый к конструктивным переменам, твердый в своих убеждениях. Это позволяет Владимиру Стефановичу уверенно выстраивать свой профессиональный и жизненный путь, принимая верные решения.

Владимир Стефанович Литвиненко – известный ученый, автор более 180 научных работ, в том числе 5 монографий, имеет 50 (в том числе зарубежных) патентов и изобретений. За развитие инновационной деятельности Владимир Стефанович в 2008 г. стал лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования. В 2009 г. Горный университет прошел конкурсный отбор и получил категорию «Национальный исследовательский университет».

Владимир Стефанович ведет большую общественную работу, являясь членом Правительственной комиссии по вопросам ТЭК и воспроизводства минерально-сырьевой базы, членом Экспертного совета Государственной Думы Федерального собрания РФ по вопросам природопользования, руководителем межгосударственных российско-германского и российско-канадского диалогов по проблемам недропользования.

2

Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники за «Геологический атлас России», лауреат премии Правительства Российской Федерации 2008 г. в области науки и техники «За разработку и внедрение экологически безопасных комбинированных технологий добычи и комплексной переработки руд, обеспечивающих ввод в эксплуатацию и освоение уникального Яковлевского месторождения богатых железных руд».


Опережая время

Российское горное образование и корпус горных инженеров имеют великие традиции. И первым высшим учебным заведением в России был Санкт-Петербургский горный институт. Первое высшее техническое учебное заведение России, история которого начинается с 1773 г. Его выпускники всегда считались самыми квалифицированными и работоспособными инженерами. Программа их подготовки дословно означала – горный инженер знает и умеет все, и это высокое звание они сохранили.

3

Сегодня, подтверждая свое высокое звание, Санкт-Петербургский горный университет под руководством Владимира Стефановича вошел в тройку лучших вузов мира по направлению «Добыча полезных ископаемых и горная промышленность» по версии британской компании Quacquarelli Symonds. Также он вошел в топ-100 по направлению «Нефтегазовый инжиниринг». Что особенно важно, это произошло в год 250-летия Санкт‑Петербургского горного университета, когда впервые он занял третье место из семидесяти в авторитетном международном предметном рейтинге вузов QS по направлению «Добыча полезных ископаемых и горная промышленность». Это, без преувеличений, выдающееся достижение как самого вуза, так и всего нашего отраслевого сообщества, всей страны!

24 мая 2023 года Президентом РФ Владимиром Путиным был подписан Указ о присвоении Санкт-Петербургскому горному университету почётного наименования «императрицы Екатерины II».

4

Владимир Стефанович, продолжая поддерживать высокое звание первого отраслевого вуза страны, поднявший его профессиональную планку на невероятную высоту, видит важнейшей задачей поднять уровень выпускников, отвечающий потребностям рынка, а сами студенты должны быть максимально адаптированы на производстве, легко решая поставленные перед ними задачи. В связи с этим, помимо профессиональных знаний, университет нацелен на производственную ориентацию студента, с высокой степенью инновационного подхода и мастерства.

Ярчайшим достижением Владимира Стефановича явилось создание Консорциума университетов «Недра». Общественно-профессиональное сообщество вузов было создано в 2020 г. Сегодня оно объединяет более 70 университетов минерально-сырьевой направленности. Созданное единое образовательное пространство направлено в первую очередь на повышение качества российских выпускников.

5

Коллаборация на базе Консорциума университетов «Недра», а также Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО создает условия для мотивации студентов, аспирантов и преподавателей. «Мы формируем интеллектуальную среду, направленную на достижение интересов государственной экономики. То есть на подготовку качественного кадрового резерва для научно-педагогической деятельности и работы на отраслевых предприятиях», – так представляет работу Владимир Литвиненко.

6


Университет как зеркало результатов школьного образования

Вот в таком определении Владимир Стефанович представляет ценностно-целевые ориентиры государственной политики в сфере образования. Всё, что, к сожалению, теряется в нашем обществе. Как человек с высокой гражданской позицией, системным подходом и высочайшей степенью социальной ответственности, он определяет и ставит «ценностно-мировоззренческие задачи и задачи сохранения цивилизационной идентичности России» с полным их представлением. Первоочередной задачей он видит разработку и применение эффективных образовательных подходов, методик и технологий, повышающих качество образования.

Представленная форма образовательной системы должна быть определена как неоценимый вклад в российское образование и науку, использоваться как инновационный опыт, достойный подражания. Стратегия методологии обеспечения коренного улучшения качества подготовки и использования специалистов с высшим техническим образованием должна быть взята за основу всеми высшими учебными заведениями.

7


За высокие достижения Литвиненко В.С. отмечен почетными званиями и наградами:

Орден Почёта;

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени;

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени;

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени;

Орден Святого апостола Андрея Первозванного (награжден Фондом общественного признания РФ в июне 2001 г. за огромный вклад в развитие минерально-сырьевого комплекса России);

Орден «Командор» (удостоен за значительные заслуги в области науки решением Верховной комиссии по наградам Бельгии);

Почётный знак Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;

Почётная грамота Президента Российской Федерации «За заслуги в области образования, науки и большой вклад в подготовку квалифицированных специалистов для минерально-сырьевого комплекса»;

Почётный доктор Фрайбергской горной академии.


Хорошие учителя создают хороших учеников (Конфуций)

Эти слова, без преувеличений, относятся к Литвиненко В.С. Предметом высочайшей гордости для Владимира Стефановича являются плоды его труда, а это его ученики – студенты университета.

8

Нет выше и благороднее дела, чем передавать свой опыт, учить тому, что знаешь, чему посвящаешь свою жизнь. Человек великих идей и неуёмной энергии, Владимир Стефанович создаёт вокруг себя атмосферу творчества и позитива. Он создал все условия для достойного профессионального обучения студентов: высочайшего уровня профессорско-преподавательский состав, богатейшая лабораторная база, дополнительные профессиональные компетенции, широкая производственная коммуникационная среда. Всё это позволяет вузу выйти на особую ступень в рейтинге. Он генерирует в себе весь диапазон научных, образовательных, культурных российских традиций и мастерства. Студенты Санкт-Петербургского горного университета отличаются высокой степенью профессиональной подготовки, что позволяет им занимать призовые места в международных и российских проектах и конкурсах, а после окончания вуза устраиваться на производстве.

9

10

В университете в полной мере объединяются научно-техническая база и интерактивная музейная практика. Уникальный музей Санкт-Петербургского горного университета, воссозданный и преобразованный по инициативе ректора, представляет собой крупнейший естественно-научный музей мира. Фонд музея насчитывает около 200 тыс. экспонатов. Богатейшие коллекции минералов, крупнейшие коллекции металлов, исторические и действующие макеты и модели горной техники, уникальное палеонтологическое собрание, а также документы по истории университета. Музей вызывает значительный интерес как у рядовых посетителей, так и у профессионалов. Для студентов и школьников это уникальное методическое пособие, образовательный сегмент естественно-научного направления. На страницах нашего журнала весь год мы знакомим читателей с Горным музеем, его уникальными экспозициями и образцами.

11

В своих мыслях и идеях Владимир Стефанович гениальным образом опережает время. Это способность проявляется в исключительной форме интуитивного понимания необходимого. Верность своему делу является его движущей силой, что, бесспорно, укрепляет его авторитет в научном и отраслевом сообществе. В юбилейный для университета год пожелаем Владимиру Стефановичу успеха во всех его делах и начинаниях на благо отечественной науки и образования!

А.В. Титова,

зам. директора ГГМ им. В.И. Вернадского РАН,

директор проекта журнала «Горная промышленность «ЮНИОР»,

д-р техн. наук


№ 2 (12) / 2023

Back to top