Владимир Стефанович Литвиненко,
горный инженер, доктор технических наук, профессор, ректор Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II, председатель Консорциума университетов «Недра»
«Учитель не тот, кто учит, а за кем идут!»
В каждом номере журнала в рубрике «История успеха» мы представляем вам выдающихся людей, для которых вся жизнь – высочайшая миссия, которую они призваны исполнять с достоинством и честью. О таком человеке глобальной миссии вам предоставляется возможность узнать со страниц нашего журнала. Многим его имя хорошо известно. Это ректор Санкт-Петербургского горного университета Литвиненко Владимир Стефанович.
Вся сознательная жизнь Владимира Стефановича связана с родным университетом. Закончив в 1982 г. с отличием геологоразведочный факультет Ленинградского горного института, он прошел путь от аспиранта до ректора. Возглавив вуз в 39 лет в 1994 г, в сложное для российского образования, да и всей страны, время, сумел сохранить все основные направления научных исследований института и поднять их на высокий уровень. Инноватор, всегда готовый к конструктивным переменам, твердый в своих убеждениях. Это позволяет Владимиру Стефановичу уверенно выстраивать свой профессиональный и жизненный путь, принимая верные решения.
Владимир Стефанович Литвиненко – известный ученый, автор более 180 научных работ, в том числе 5 монографий, имеет 50 (в том числе зарубежных) патентов и изобретений. За развитие инновационной деятельности Владимир Стефанович в 2008 г. стал лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования. В 2009 г. Горный университет прошел конкурсный отбор и получил категорию «Национальный исследовательский университет».
Владимир Стефанович ведет большую общественную работу, являясь членом Правительственной комиссии по вопросам ТЭК и воспроизводства минерально-сырьевой базы, членом Экспертного совета Государственной Думы Федерального собрания РФ по вопросам природопользования, руководителем межгосударственных российско-германского и российско-канадского диалогов по проблемам недропользования.
Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники за «Геологический атлас России», лауреат премии Правительства Российской Федерации 2008 г. в области науки и техники «За разработку и внедрение экологически безопасных комбинированных технологий добычи и комплексной переработки руд, обеспечивающих ввод в эксплуатацию и освоение уникального Яковлевского месторождения богатых железных руд».
Опережая время
Российское горное образование и корпус горных инженеров имеют великие традиции. И первым высшим учебным заведением в России был Санкт-Петербургский горный институт. Первое высшее техническое учебное заведение России, история которого начинается с 1773 г. Его выпускники всегда считались самыми квалифицированными и работоспособными инженерами. Программа их подготовки дословно означала – горный инженер знает и умеет все, и это высокое звание они сохранили.
Сегодня, подтверждая свое высокое звание, Санкт-Петербургский горный университет под руководством Владимира Стефановича вошел в тройку лучших вузов мира по направлению «Добыча полезных ископаемых и горная промышленность» по версии британской компании Quacquarelli Symonds. Также он вошел в топ-100 по направлению «Нефтегазовый инжиниринг». Что особенно важно, это произошло в год 250-летия Санкт‑Петербургского горного университета, когда впервые он занял третье место из семидесяти в авторитетном международном предметном рейтинге вузов QS по направлению «Добыча полезных ископаемых и горная промышленность». Это, без преувеличений, выдающееся достижение как самого вуза, так и всего нашего отраслевого сообщества, всей страны!
24 мая 2023 года Президентом РФ Владимиром Путиным был подписан Указ о присвоении Санкт-Петербургскому горному университету почётного наименования «императрицы Екатерины II».
Владимир Стефанович, продолжая поддерживать высокое звание первого отраслевого вуза страны, поднявший его профессиональную планку на невероятную высоту, видит важнейшей задачей поднять уровень выпускников, отвечающий потребностям рынка, а сами студенты должны быть максимально адаптированы на производстве, легко решая поставленные перед ними задачи. В связи с этим, помимо профессиональных знаний, университет нацелен на производственную ориентацию студента, с высокой степенью инновационного подхода и мастерства.
Ярчайшим достижением Владимира Стефановича явилось создание Консорциума университетов «Недра». Общественно-профессиональное сообщество вузов было создано в 2020 г. Сегодня оно объединяет более 70 университетов минерально-сырьевой направленности. Созданное единое образовательное пространство направлено в первую очередь на повышение качества российских выпускников.
Коллаборация на базе Консорциума университетов «Недра», а также Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО создает условия для мотивации студентов, аспирантов и преподавателей. «Мы формируем интеллектуальную среду, направленную на достижение интересов государственной экономики. То есть на подготовку качественного кадрового резерва для научно-педагогической деятельности и работы на отраслевых предприятиях», – так представляет работу Владимир Литвиненко.
Университет как зеркало результатов школьного образования
Вот в таком определении Владимир Стефанович представляет ценностно-целевые ориентиры государственной политики в сфере образования. Всё, что, к сожалению, теряется в нашем обществе. Как человек с высокой гражданской позицией, системным подходом и высочайшей степенью социальной ответственности, он определяет и ставит «ценностно-мировоззренческие задачи и задачи сохранения цивилизационной идентичности России» с полным их представлением. Первоочередной задачей он видит разработку и применение эффективных образовательных подходов, методик и технологий, повышающих качество образования.
Представленная форма образовательной системы должна быть определена как неоценимый вклад в российское образование и науку, использоваться как инновационный опыт, достойный подражания. Стратегия методологии обеспечения коренного улучшения качества подготовки и использования специалистов с высшим техническим образованием должна быть взята за основу всеми высшими учебными заведениями.
За высокие достижения Литвиненко В.С. отмечен почетными званиями и наградами:
Орден Почёта;
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени;
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени;
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени;
Орден Святого апостола Андрея Первозванного (награжден Фондом общественного признания РФ в июне 2001 г. за огромный вклад в развитие минерально-сырьевого комплекса России);
Орден «Командор» (удостоен за значительные заслуги в области науки решением Верховной комиссии по наградам Бельгии);
Почётный знак Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
Почётная грамота Президента Российской Федерации «За заслуги в области образования, науки и большой вклад в подготовку квалифицированных специалистов для минерально-сырьевого комплекса»;
Почётный доктор Фрайбергской горной академии.
Хорошие учителя создают хороших учеников (Конфуций)
Эти слова, без преувеличений, относятся к Литвиненко В.С. Предметом высочайшей гордости для Владимира Стефановича являются плоды его труда, а это его ученики – студенты университета.
Нет выше и благороднее дела, чем передавать свой опыт, учить тому, что знаешь, чему посвящаешь свою жизнь. Человек великих идей и неуёмной энергии, Владимир Стефанович создаёт вокруг себя атмосферу творчества и позитива. Он создал все условия для достойного профессионального обучения студентов: высочайшего уровня профессорско-преподавательский состав, богатейшая лабораторная база, дополнительные профессиональные компетенции, широкая производственная коммуникационная среда. Всё это позволяет вузу выйти на особую ступень в рейтинге. Он генерирует в себе весь диапазон научных, образовательных, культурных российских традиций и мастерства. Студенты Санкт-Петербургского горного университета отличаются высокой степенью профессиональной подготовки, что позволяет им занимать призовые места в международных и российских проектах и конкурсах, а после окончания вуза устраиваться на производстве.
В университете в полной мере объединяются научно-техническая база и интерактивная музейная практика. Уникальный музей Санкт-Петербургского горного университета, воссозданный и преобразованный по инициативе ректора, представляет собой крупнейший естественно-научный музей мира. Фонд музея насчитывает около 200 тыс. экспонатов. Богатейшие коллекции минералов, крупнейшие коллекции металлов, исторические и действующие макеты и модели горной техники, уникальное палеонтологическое собрание, а также документы по истории университета. Музей вызывает значительный интерес как у рядовых посетителей, так и у профессионалов. Для студентов и школьников это уникальное методическое пособие, образовательный сегмент естественно-научного направления. На страницах нашего журнала весь год мы знакомим читателей с Горным музеем, его уникальными экспозициями и образцами.
В своих мыслях и идеях Владимир Стефанович гениальным образом опережает время. Это способность проявляется в исключительной форме интуитивного понимания необходимого. Верность своему делу является его движущей силой, что, бесспорно, укрепляет его авторитет в научном и отраслевом сообществе. В юбилейный для университета год пожелаем Владимиру Стефановичу успеха во всех его делах и начинаниях на благо отечественной науки и образования!
А.В. Титова,
зам. директора ГГМ им. В.И. Вернадского РАН,
директор проекта журнала «Горная промышленность «ЮНИОР»,
д-р техн. наук
№ 2 (12) / 2023