Новые условия - новые формы обучения

Новые условия - новые формы обучения

Е.В. Хотченков, канд. техн. наук, руководитель Клуба юных геологов

О.А. Антонюк, методист Клуба юных геологов

Клуб юных геологов Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН

В 2020 г. Клуб юных геологов, как и все учебные и просветительские организации нашей страны, оказался в сложных условиях. В связи с этим Межвузовским академическим центром навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН были внедрены альтернативные способы взаимодействия с детской и юношеской аудиторией, которые успешно применялись и для продолжения работы клуба. В сложившихся условиях удаленного взаимодействия были опробованы и внедрены различные дистанционные формы работы и предоставления материала. Так, на сайте ГГМ им. В.И. Вернадского РАН был создан новый научнопросветительский раздел «Музей онлайн», благодаря чему члены Клуба юных геологов теперь имеют возможность продолжать получать знания о нашей планете в дистанционном режиме. В «Музее онлайн» предлагаются дистанционные экскурсии, лекции и мастер-классы по самым разным разделам геологии. Юные геологи уже «прошли» по залам Музея с дистанционными экскурсиями, например, «Определение минералов. Первые шаги в минералогию», «Минералы класса самородных элементов». А также увидели целую серию «экскурсий» по основным химическим элементам Периодической системы Д.И. Менделеева.

Видеотрансляция экскурсии, посвященной свойствам минералов в режиме реального времени посредством инстаграм-канала IGTV (Instagram TV)

Видеотрансляция экскурсии, посвященной свойствам минералов в режиме реального времени посредством инстаграм-канала IGTV (Instagram TV)Видеотрансляция экскурсии, посвященной свойствам минералов в режиме реального времени посредством инстаграм-канала IGTV (Instagram TV)

На YouTube канале музея каждый месяц проводятся научно-просветительские вебинары и лекции. В частности, прошли трансляции онлайн-лекций: «Внутреннее строение Земли и методы его изучения», «Исчерпание минеральных ресурсов в земной коре: обоснованна ли тревога?»,

Онлайн-лекция: «Кремний, галлий, германий, мышьяк – фундамент электронных гаджетов»Онлайн-лекция: «Кремний, галлий, германий, мышьяк – фундамент электронных гаджетов»

«Кремний, галлий, германий, мышьяк – фундамент электронных гаджетов», «Натрий, хлор. Как эти ядовитые вещества работают на благо человека» и др., вебинар «Как организуется полевой лагерь на геологических выездах». В формате онлайн юные геологи продолжают не только знакомиться с геологией, но и участвуют в демонстрациях химических опытов и даже учатся правильно обустраивать полевой лагерь и ставить палатку. И, конечно, имеют возможность задать интересующий вопрос и получить на него ответ.

Онлайн-лекция: «Исчерпание минеральных ресурсов в земной коре: обоснованна ли тревога?»Онлайн-лекция: «Исчерпание минеральных ресурсов в земной коре: обоснованна ли тревога?»

Кроме того, не прекращается работа по подготовке юных геологов к участию в конкурсах исследовательских проектов, проводимых Межвузовским академическим центром навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН, и геологических олимпиадах. Весной 2020 г. в Санкт-Петербурге прошла Открытая региональная олимпиада школьников по геологии «Геосфера». 2 июня 2020 г. были подведены ее итоги. Во второй этап олимпиады в 2020 г. прошли 162 школьника из 21 города России. Среди них оказались пять воспитанников нашего Клуба – Матросов Святослав (5-й класс), Гершуни Павел (6-й класс), Смирнов Никита (7-й класс), Проценко Степан (9-й класс) и Артамонов Илья (10-й класс).

В этом году в связи с напряженной эпидемиологической обстановкой второй этап олимпиады проводился заочно.

Индивидуальные задания каждый участник получил по электронной почте. На выполнение каждого блока заданий отводилось 40 мин.

Задания с ответами отправлялись куратору. Через 10–15 минут после получения ответа высылался следующий блок заданий. Вопросы олимпиады охватывали следующие темы: «Геологические процессы», «Полезные ископаемые», «Палеонтология и историческая геология», «Минералогия и петрография», «Карта и компас».

С авторами исследовательских работ было проведено собеседование в онлайн-формате.

Диплом призёра Олимпиады «Геосфера», СПб., С. ПроценкоДиплом призёра Олимпиады «Геосфера», СПб., С. Проценко

Несмотря на непривычный формат проведения олимпиады, ребята достойно показали свои знания. По сумме набранных баллов призёрами олимпиады стали 3 участника нашего Клуба – Гершуни Павел (56,9), Проценко Степан (53,3), Матросов Святослав (50,4). Гершуни Павел также награждён грамотой оргкомитета олимпиады «за учебноисследовательскую работу».

Глубокие знания предмета, полученные за годы обучения в Клубе юных геологов, и большая любовь воспитанников к геологии помогли занять призовые места.

Грамота П. Гершуни за учебно-исследовательскую работу «Медь. Свойства, добыча, получение»Грамота П. Гершуни за учебно-исследовательскую работу «Медь. Свойства, добыча, получение»

Начало нового учебного года в Клубе, к сожалению, совпало с возобновлением ограничений, связанных с эпидемиологической обстановкой. В связи с этим организована еженедельная рассылка материалов лекций, пользуясь которыми ребята самостоятельно постигают основы геологии и готовятся к предстоящим олимпиадам по геологии в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, Российском государственном геологоразведочном университете им. Серго Орджоникидзе, Казанском (Приволжском) федеральном университете и др.

Наши юные геологи продолжают не только виртуально посещать клуб, но и сами составляют научно-просветительские доклады и экскурсии, которые предлагаются вниманию всех интересующихся геологией. Здесь особенно хотелось бы отметить участие ребят в проекте «Дети – детям». Коцоев Константин рассказал об озере Баскунчак – главной солонке России, Еремеев Макар и Малышев Тимофей поделились интересной информацией о добыче янтаря в Калининграде, а доклад Леоновой Марии о происхождении известняков позволил увидеть город с необычной стороны.

Кроме того, во время весенней самоизоляции Мария Леонова, член Клуба юных геологов, подготовила 3 авторские дистанционные экскурсии по материалам собственной коллекции горных пород и минералов, собранной во время выездных практик клуба. Эти экскурсии пользуются большим успехом. Они собрали огромное количество просмотров и положительных отзывов.

20–23 октября 2020 г. Межвузовский академический центр навигации по специальностям горно-геологического профиля на базе Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН принял участие в 25-й Международной выставке машин и оборудования для добычи, обогащения и транспортировки полезных ископаемых MiningWorld Russia 2020, проходившей в КРОКУС ЭКСПО. На этой выставке член Клуба юных геологов Ольга Александрова, ученица 9-го «А» класса СОШ №4 г. Апрелевка, на оригинальной собственной экспозиции продемонстрировала эффект люминесценции – интересного и красивого особого свойства минералов, таких как корунд, кальцит, содалит, гиалит, церуссит и вернерит.

Воспитанники Клуба юных геологов пишут и свои собственные научные статьи, которые публикуются в экологическом журнале для младшего школьного возраста «Пульс Природы». Эти статьи о путешествиях клуба, впечатлениях и исследованиях интересны не только детям, но и взрослым.

Доклад К. Коцоева. Добыча соли на озере БаскунчакДоклад К. Коцоева. Добыча соли на озере Баскунчак

Так, в августовском номере журнала вышла статья Никиты Смирнова «Дивногорье – меловые скалы», в которой говорится о геологической истории и геологических особенностях природного музея-заповедника «Дивногорье». Эта статья особенно интересна путешествующим по Воронежской области.

Не останавливается наше общение с членами клуба и во время каникул. Для того чтобы интересно и с пользой проводить свободное время и закреплять полученные знания, ребятам предлагаются интеллектуальные игры и викторины. А в связи с тем, что дальние поездки и путешествия в этом году у многих не состоялись, были разработаны методические материалы, с помощью которых можно научиться видеть мир глазами геолога везде, даже в привычных местах, например, на даче, в лесу, на берегу реки. Кроме того, наши ребята получают видеоматериалы с прямой трансляцией доступных химических опытов и экспериментов, которые могут повторить самостоятельно. И все-таки некоторые из запланированных выездных занятий Клуба юных геологов до введения ограничений провести удалось. Так, 27 сентября 2020 года состоялось выездное занятие на участок реки Шмелёвки, расположенный прямо на территории г. Москвы. Наставником, знакомящим ребят с геологическими особенностями выбранного участка исследования, выступила Галина Данилива, преподаватель кафедры общей геологии и геокартирования Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе (МГРИ).Демонстрация собственной экспозиции О. Александровой на международной выставкеДемонстрация собственной экспозиции О. Александровой на международной выставке

Целью выезда были поиски в обнаженных вдоль реки юрских глинах фосфоритовых конкреций, содержащих раковины аммонитов и другие органические остатки, относящиеся к волжскому ярусу верхней юры. Кроме того, участники собрали богатый минералогический материал для пополнения собственных коллекций и дальнейшего изучения. Руководители клуба планировали и более дальние поездки: в Крым, на Южный Урал (Челябинская область). С этой целью уже были разработаны новые подробные маршруты.

Фосфоритовые конкреции с включениями раковин аммонитовФосфоритовые конкреции с включениями раковин аммонитов

К сожалению, эти планы не смогли осуществиться в 2020 году. Но мы очень надеемся, что в 2021 эти поездки обязательно совершим!

Поиски органических остатков, р. ШмелевкаПоиски органических остатков, р. Шмелевка

Back to top