ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРОВАЯ

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРОВАЯ

А.В. Титова, д-р техн. наук, руководитель Межвузовского Академического Центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН.
Е.В. Хотченков, руководитель Клуба юных геологов Межвузовского Академического Центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН

Интерактивная игровая является частью коммуникационной площадки, созданной в рамках работы Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН, предназначенной для профориентационной и просветительской работы. В ее состав входит несколько частей, позволяющих на их основе составлять научно-просветительские программы.

Шлем виртуальной реальностиШлем виртуальной реальности

Благодаря техническому оснащению Интерактивной игровой стало возможным проведение специализированных программ, имеющих целью современными интерактивными средствами и новыми методическими приемами открыть новое восприятие естественнонаучных предметов, мир геологии, представить роль инженерной профессии в современных условиях промышленного уклада. Дети, интересующиеся специальностями горно-геологического профиля, смогут открыть эти профессии для себя на интерактивных тренажерах. Современные тенденции развития технологий предъявляют свои требования. Большинство детей уже с самого младшего возраста успешно управляются со всевозможными гаджетами и привыкли ими пользоваться. Соответственно, подача материала в игровой форме производится доступными для восприятия молодежью способами.

Так, например, в игровой участники пробуют себя в роли сотрудника шахты, работающего с передовыми системами безопасности.

Симулятор работы системы шахтной безопасностиСимулятор работы системы шахтной безопасности

С помощью шлема виртуальной реальности совершают завораживающие путешествия по Солнечной системе, погружение в батискафе ко дну океана, наблюдают за ожившим миром древних обитателей Земли.

Погружение в иллюзии позволяет воспринять и пережить события как абсолютно достоверные.

Специальный тренажер-симулятор позволяет почувствовать себя оператором современной горной погрузочно-доставочной техники и попробовать себя в управлении экскаватором, автокраном или машинойтягачом.

Тренажер-симулятор современной горной погрузочно- доставочной техникиТренажер-симулятор современной горной погрузочно- доставочной техники

В интерактивной песочнице ребята моделируют сложные рельефы земной поверхности, строят горы и равнины, копают озера и прокладывают реки, создают картографический ландшафт. Им предоставляется возможность с помощью кинетического песка создавать природные процессы: извержение вулканов, оледенение, изменение русел рек.

Интерактивная песочницаИнтерактивная песочница

Интерактивная песочницаИнтерактивная песочница

На классических выставках школьникам порой бывает скучно, несмотря на откровенную заинтересованность в тематике. В игровой же процесс продуман так, что время летит очень быстро и участников не вытащить. Где еще дадут управлять горной техникой? Или попасть в выработку? Или создать вулкан? Участники могут все покрутить, потрогать и ощутить на себе. Наличие игровой зоны способствует концентрации внимания детей на предлагаемых программах.

Познавательную составляющую позволяет усилить небольшой уютный кинозал, где демонстрируются специально подобранные тематические видеофильмы и проводятся викторины по результатам просмотра.

КинозалКинозал

Следующей составной частью являются специализированные экспозиции. Тема «Природа и Человек» разворачивается в контексте биосферной концепции В.И. Вернадского. Она представлена в трех экспозициях: «Биосфера живого и косного», «Миры Вернадского», «Человек – геологическая сила» (авторы экспозиции Титова А.В., Наумов Г.Б.). Очень важным методическим приемом явилось создание экспозиции «Биосфера живого и косного» (автор Титова А.В.) для слабовидящих, слепых и слабослышащих детей, позволяющей самостоятельно работать и получать знания. Витрина тактильная и снабжена индукционной системой для слуховых аппаратов, этикетки дублированы шрифтом Брайля.

Экспозиция «Миры Вернадского»Экспозиция «Миры Вернадского»

Ещё одна экспозиция – «Минералы – символы регионов России» (авторы Титова А.В., Наумов Г.Б.) знакомит с минералами, символизирующими геологические регионы России. Интерактивные киоски с сенсорными экранами, сопровождающие витрину, позволяют расширить информационное содержание экспозиции, сделать его многоуровневым. Экспозиция полноценно входит в естественнонаучные предметы: регионоведение, химия, физика, природоведение, география. На материалах созданной экспозиции проводятся тематические лекции, мастер-классы, квесты, викторины, олимпиады, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Отремонтированные классы оснащены современным интерактивным оборудованием, которое открывает возможность разработки и проведения мастер-классов, экскурсий, квестов, лекций, что в совокупности дает дополнительный ресурс для решения основных задач Центра. В целом в работе интерактивной игровой удалось соблюсти баланс между интересом участников, их активностью и серьезной профориентационной работой.

Экспозиция «Минералы – символы регионов России»Экспозиция «Минералы – символы регионов России»


Шахта «Академическая» ГГМ РАН

21

Шахта «Академическая» представляет собой реалистично восстановленный угольный забой, фигуры шахтеров и ряд экспонатов, рассказывающих об истории угледобывающей промышленности. В экспозиции демонстрируется весь технологический спектр горного оборудования – от первых орудий труда шахтера (кайло, лом, лопата) до современных многофункциональных технологических комплексов.

Макет угледобывающего комбайнаМакет угледобывающего комбайна

Среди них представлена вся эволюция ламп, светильников, налобных фонарей, которые начинались от небольших глиняных ламп, в которые наливали органическое или минеральное масло.

Лампы и светильники, ранее применяемые при подземных горных работахЛампы и светильники, ранее применяемые при подземных горных работах

В плане обучающего процесса в шахте последовательно проводятся экскурсионные занятия в экспозиционной комнате и спуск в имитацию угледобывающей выработки. При этом участники одеваются в шахтерскую экипировку и проходят в клеть для спуска в шахту. Там представлено обустройство подземных горных работ. В конце тоннеля демонстрируется угольный забой XVII века, шахтеры того времени с киркой в руках и деревянной вагонеткой, в которой уголь поднимался на поверхность.

Шахта «Академическая»Шахта «Академическая»

Современное же развитие представлено системой безопасности – уникальной разработкой российской компании «Гранч» – «Умная шахта» – ГОРНАСС, которая является сегодня наиболее совершенной подземной информационной системой, позволяющей управлять практически любым подземным оборудованием и поддерживать связь любого человека, спустившегося под землю, с диспетчером шахты и показывать его местоположение в любой момент времени.

Комплекс «Умная шахта» – ГОРНАССКомплекс «Умная шахта» – ГОРНАСС

Для практической работы и закрепления материала сформирована коллекция окаменелых растений, торфа, различных типов угля, а также средства исследования: микроскоп, лупы, бисквит, гвоздь, стекло, шкала твердости Мооса.

 

Back to top