А.В. Титова, д-р техн. наук, руководитель Межвузовского Академического Центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН.
Е.В. Хотченков, руководитель Клуба юных геологов Межвузовского Академического Центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН
Интерактивная игровая является частью коммуникационной площадки, созданной в рамках работы Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН, предназначенной для профориентационной и просветительской работы. В ее состав входит несколько частей, позволяющих на их основе составлять научно-просветительские программы.
Благодаря техническому оснащению Интерактивной игровой стало возможным проведение специализированных программ, имеющих целью современными интерактивными средствами и новыми методическими приемами открыть новое восприятие естественнонаучных предметов, мир геологии, представить роль инженерной профессии в современных условиях промышленного уклада. Дети, интересующиеся специальностями горно-геологического профиля, смогут открыть эти профессии для себя на интерактивных тренажерах. Современные тенденции развития технологий предъявляют свои требования. Большинство детей уже с самого младшего возраста успешно управляются со всевозможными гаджетами и привыкли ими пользоваться. Соответственно, подача материала в игровой форме производится доступными для восприятия молодежью способами.
Так, например, в игровой участники пробуют себя в роли сотрудника шахты, работающего с передовыми системами безопасности.
С помощью шлема виртуальной реальности совершают завораживающие путешествия по Солнечной системе, погружение в батискафе ко дну океана, наблюдают за ожившим миром древних обитателей Земли.
Погружение в иллюзии позволяет воспринять и пережить события как абсолютно достоверные.
Специальный тренажер-симулятор позволяет почувствовать себя оператором современной горной погрузочно-доставочной техники и попробовать себя в управлении экскаватором, автокраном или машинойтягачом.
В интерактивной песочнице ребята моделируют сложные рельефы земной поверхности, строят горы и равнины, копают озера и прокладывают реки, создают картографический ландшафт. Им предоставляется возможность с помощью кинетического песка создавать природные процессы: извержение вулканов, оледенение, изменение русел рек.
На классических выставках школьникам порой бывает скучно, несмотря на откровенную заинтересованность в тематике. В игровой же процесс продуман так, что время летит очень быстро и участников не вытащить. Где еще дадут управлять горной техникой? Или попасть в выработку? Или создать вулкан? Участники могут все покрутить, потрогать и ощутить на себе. Наличие игровой зоны способствует концентрации внимания детей на предлагаемых программах.
Познавательную составляющую позволяет усилить небольшой уютный кинозал, где демонстрируются специально подобранные тематические видеофильмы и проводятся викторины по результатам просмотра.
Следующей составной частью являются специализированные экспозиции. Тема «Природа и Человек» разворачивается в контексте биосферной концепции В.И. Вернадского. Она представлена в трех экспозициях: «Биосфера живого и косного», «Миры Вернадского», «Человек – геологическая сила» (авторы экспозиции Титова А.В., Наумов Г.Б.). Очень важным методическим приемом явилось создание экспозиции «Биосфера живого и косного» (автор Титова А.В.) для слабовидящих, слепых и слабослышащих детей, позволяющей самостоятельно работать и получать знания. Витрина тактильная и снабжена индукционной системой для слуховых аппаратов, этикетки дублированы шрифтом Брайля.
Ещё одна экспозиция – «Минералы – символы регионов России» (авторы Титова А.В., Наумов Г.Б.) знакомит с минералами, символизирующими геологические регионы России. Интерактивные киоски с сенсорными экранами, сопровождающие витрину, позволяют расширить информационное содержание экспозиции, сделать его многоуровневым. Экспозиция полноценно входит в естественнонаучные предметы: регионоведение, химия, физика, природоведение, география. На материалах созданной экспозиции проводятся тематические лекции, мастер-классы, квесты, викторины, олимпиады, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Отремонтированные классы оснащены современным интерактивным оборудованием, которое открывает возможность разработки и проведения мастер-классов, экскурсий, квестов, лекций, что в совокупности дает дополнительный ресурс для решения основных задач Центра. В целом в работе интерактивной игровой удалось соблюсти баланс между интересом участников, их активностью и серьезной профориентационной работой.
Шахта «Академическая» ГГМ РАН
Шахта «Академическая» представляет собой реалистично восстановленный угольный забой, фигуры шахтеров и ряд экспонатов, рассказывающих об истории угледобывающей промышленности. В экспозиции демонстрируется весь технологический спектр горного оборудования – от первых орудий труда шахтера (кайло, лом, лопата) до современных многофункциональных технологических комплексов.
Среди них представлена вся эволюция ламп, светильников, налобных фонарей, которые начинались от небольших глиняных ламп, в которые наливали органическое или минеральное масло.
В плане обучающего процесса в шахте последовательно проводятся экскурсионные занятия в экспозиционной комнате и спуск в имитацию угледобывающей выработки. При этом участники одеваются в шахтерскую экипировку и проходят в клеть для спуска в шахту. Там представлено обустройство подземных горных работ. В конце тоннеля демонстрируется угольный забой XVII века, шахтеры того времени с киркой в руках и деревянной вагонеткой, в которой уголь поднимался на поверхность.
Современное же развитие представлено системой безопасности – уникальной разработкой российской компании «Гранч» – «Умная шахта» – ГОРНАСС, которая является сегодня наиболее совершенной подземной информационной системой, позволяющей управлять практически любым подземным оборудованием и поддерживать связь любого человека, спустившегося под землю, с диспетчером шахты и показывать его местоположение в любой момент времени.
Для практической работы и закрепления материала сформирована коллекция окаменелых растений, торфа, различных типов угля, а также средства исследования: микроскоп, лупы, бисквит, гвоздь, стекло, шкала твердости Мооса.