КАМНИ, ХРАНЯЩИЕ ПАМЯТЬ
Кирилл Шевеленко,учащийся 9 класса ГУО «Средняя школа № 8 г. Светлогорска», член геологического кружка ГУО «Центр творчества детей и молодёжи «Ювента» г. Светлогорска»
Давидовская Зинаида Николаевна,педагог дополнительного образования ГУО «Центр творчества детей и молодёжи «Ювента» г. Светлогорска»
Центр творчества «Ювента» – место интересных встреч, доброго отношения, творческих достижений и удивительных открытий для девчонок и мальчишек Светлогорска. В тесном содружестве педагогов, детей и родителей в нем ежедневно происходит чудо – пробуждение творческого вдохновения в душе каждого ребенка, переступившего его порог.
Геологический кружок работает в учреждении уже более 30 лет. Здесь учащиеся занимаются минералогией, петрографией, изучают палеонтологию, кристаллографию, структурную и полевую геологию, геологию Беларуси, ходят в походы. Они успешно принимают участие в районных, областных и республиканских соревнованиях и конкурсах, научно-практических конференциях.
Юные геологи получили и получают сейчас геологические специальности, работают в НИИ и на добывающих предприятиях не только нашей республики, но и за ее пределами, продолжая поддерживать связь с Центром творчества «Ювента».
Введение
Летом 2019 года в нашем городе проходил пленэр скульпторов, посвящённый сожжённой фашистами деревне Ола.
Эта деревня находилась на территории Светлогорского района, который раньше был Паричским. О трагедии в Оле знали немногие жители нашей республики. Ей посвящён один из памятников в мемориальном комплексе в Хатыни. Трагедия в Оле произошла в конце Великой Отечественной войны. В этой деревне прятались жители Паричского и Жлобинского районов, чтобы не оказаться на линии фронта при наступлении Советской Армии и уберечь от смерти свою семью. Собралось много стариков, женщин и детей в этой небольшой деревне, расположенной среди болот. Но фашисты не пощадили никого. Трагедия произошла 14 января 1944 года. Немцы сожгли здесь 1758 мирных жителей, в том числе 950 детей. Возраст погибших мирных жителей – от 3 до 103 лет.
В память об этом страшном событии светлогорский поэт Изяслав Григорьевич Котляров предложил создать в Оле мемориал. Эту идею поддержали многие предприятия и жители города, которые собрали средства на его создание. Наибольшую помощь в создании мемориала оказали такие предприятия как ОАО «СветлогорскХимволокно» и ОАО «Дорожно-строительный трест № 2».
По инициативе светлогорского скульптора Александра Васильевича Камардина собрался пленэр, чтобы создать памятники из натурального камня для будущего мемориала. Приехавшие в наш город скульпторы – это опытные художники, которые не раз участвовали в подобных мероприятиях.
Это не первый пленэр на территории нашего района. Предыдущие пленэры состоялись около 10 лет назад. После них в нашем городе осталось большое количество скульптурных произведений. Они установлены на Центральной площади, около Городского центра культуры, около Школы искусств, на набережной и в некоторых других местах. Эти произведения радуют жителей нашего города.
Но последний пленэр собрался совсем по другому поводу. Он посвящён печальному событию. Материал, из которого создавались скульптурные произведения, – это валуны и глыбы из натурального камня. Три валуна найдены на территории нашего района. Остальные доставлены из Витебской и Минской областей.
Меня заинтересовал петрографический состав скульптурных произведений, созданных художниками. Я решил его изучить.
Свою работу я выполнил в 2020 году – это год, когда весь мир праздновал 75-летие Победы над фашистской Германией. Ола – одна из 186 деревень Беларуси, уничтоженных фашистами в годы войны вместе с мирными жителями. На территории современного Светлогорского района фашисты уничтожили 61 деревню, погибло 5 тысяч мирных жителей.
К сожалению, за рубежом сейчас предпринимаются попытки переписать историю, принизить роль Советского Союза в победе над фашизмом. И наш долг в том, чтобы помнить о реальных победителях, о тех, кто спас Европу от «коричневой чумы», и о том, какую страшную цену мы заплатили за эту победу. Это необходимо, чтобы подобное больше не повторилось.
Скульптурные произведения для мемориала
Как указывалось выше, в 2019 году в Светлогорске прошёл пленэр скульпторов. В город приехали 7 скульпторов из разных регионов нашей республики.
Участниками пленэра были: могилевчанин Корней Алексеев, минчане Екатерина Зантария, Игорь Зосимович, Валентин Борздый, Сергей Возисов, Михаил Ершов, Валерий Малахов. Восьмым участником пленэра был светлогорский скульптор Александр Камардин. Всего художниками создано 10 скульптурных произведений.
Я начал изучать скульптуры задолго до создания мемориала, когда они находились на рабочей площадке у санатория «Серебряные ключи». В этом мне помогали скульптор Александр Васильевич Камардин и юные геологи Центра творчества «Ювента».
Валерий Малахов создал 2 произведения – «Обречённость» и «Последнее объятие». Александр Камардин также выполнил 2 работы: «Не стреляй!» и «Ола. 14 января 1944 года». «Память о последнем дне» – это скульптура Екатерины Зантария, «Лики» – Валентина Борздого, «Вынужденное самосожжение» – Михаила Ершова, «Нет спасения» – Корнея Алексеева, «Молитва» – Игоря Зосимовича, «Сожжённое сердце Олы» – Сергея Возисова.
Скульптуру Игоря Зосимовича «Молитва» предполагалось установить у входа в мемориал. Но в связи с изменением проекта первоначальный замысел не был осуществлён. Произведение изображает две руки, вознесённые к небу, словно просящие о помощи.
Александр Васильевич Камардин считал, что рядом с входом в мемориал должна быть установлена скульптура Сергея Возисова «Сожжённое сердце Олы». На поверхности валуна, по форме напоминающего сердце, автор изобразил призрачные силуэты хат, как будто проступающие сквозь дым.
Валентин Борздый назвал свою работу «Лики». На поверхности камня сквозь языки пламени видны лица людей. По мнению поэта Изяслава Котлярова, скульптору удалось показать, как обычные человеческие лица в ожидании неизбежной смерти превращаются в одухотворённые лики.
Произведение Михаила Ершова «Вынужденное самосожжение» отражает реальную историю, произошедшую с Аксиньей Курлович. Она попросила у немецкого офицера разрешения сгореть в своём доме.
Скульптор Валерий Малахов назвал свою работу «Последнее объятие». Ему удалось показать последний миг в жизни матери и двоих её сыновей. Мать как бы пытается защитить своих детей от неминуемой гибели.
Автор произведения «Не стреляй!» – светлогорский скульптор Александр Камардин. На камне изображена девочка, защищающая куклу от пуль. Она не понимает, что сама может погибнуть.
Часто форма, цвет и текстура камня вдохновляла скульпторов, подсказывала им идеи для творчества. Так, Екатерине Зантария особенности камня помогли создать композицию «Память о последнем дне». Она решила запечатлеть эту память на камне. Екатерина Зантария смогла передать образы гибнущих в пожаре людей и просящие о помощи руки. Именно эта скульптура установлена у входа в мемориал.
Валерий Малахов назвал свою работу «Обречённость». Он изобразил портрет пожилой женщины. Её профиль и рука занимают всё пространство камня. В выражении её лица мы видим боль, скорбь, безнадёжность.
Своё второе произведение Александр Камардин назвал «Ола. 14 января 1944 года». На камне мы видим горящую деревню и сломанный поклонный крест. А летящие журавли являются символами душ умерших.
Корней Алексеев изобразил на камне пытающегося выжить мальчика. Но фашисты всё сделали, чтобы этого не произошло. Работа так и называется «Нет спасения».
Сейчас все скульптуры установлены на месте сожжённой деревни, состоялось открытие мемориала, и теперь все желающие могут посетить его и возложить цветы погибшим.
Камни, хранящие память
Для создания скульптур нужен был материал. Наш светлогорский поэт Изяслав Григорьевич Котляров, инициатор создания мемориала, занимался поисками материала для скульптур. Благодаря его усилиям и помощи промышленных предприятий большие валуны и глыбы были привезены из разных уголков Беларуси на территорию санатория «Серебряные ключи».
Согласно классификации горных пород, валуны и глыбы – это осадочные обломочные породы. Они образуются в результате процессов выветривания. Валуны и глыбы – это обломки пород с размерами больше 10 см. Больше 10 см – это значит, что их размеры могут быть метр, 2 метра и больше. Отличие валунов от глыб в том, что валуны – это окатанные обломки, а глыбы – угловатые.
Эти большие камни на территорию нашей республики были принесены ледниками. Они здесь находятся много тысяч лет. А значит, они были свидетелями многих событий. Они видели значительные похолодания, приводившие к оледенениям, они видели межледниковья, многочисленные войны. Они свидетели создания нашей республики. А происхождение их иноземное. Учёные считают, что принесены валуны и глыбы с Кольского полуострова, из Карелии и со Скандинавского полуострова.
При создании памятников авторы использовали различные фактуры поверхности, то есть по-разному обрабатывали валуны, чтобы наиболее точно и ярко воплотить идею своего произведения. Чаще всего использовались пиленая и полированная фактуры.
Для своей работы «Молитва» Игорь Засимович использовал большой валун гранита тёмно-серого цвета, местами красновато-серого, с крупно- и среднезернистой структурой и массивной текстурой. Размеры валуна – около двух метров. Чтобы реализовать свой замысел, Засимович распилил валун пополам и на каждой половине изобразил очертания будто вознесённых к небу рук.
Светлогорский скульптор Александр Камардин своё произведение «Не стреляй!» создавал из окатанного валуна гранита. Гранит мелкозернистый розовато-серый с беспорядочной текстурой. Размер валуна – около 1,8 метра.
Второе произведение Камардина – «Ола. 14 января 1944 года». Оно создано из серо-коричневого гнейса. Благодаря мелкозернистой структуре валун кажется однородно окрашенным, несмотря на сланцеватую текстуру. Двухметровый валун, из которого создано это произведение, был найден в реке Березина около деревни Здудичи краеведом Виктором Коханчиком. Достать его и доставить на рабочую площадку помогли работники Светлогорского производственного объединения «Химволокно».
В работе Сергея Возисова «Сожжённое сердце Олы» использован валун, состоящий из тёмно-серого габбро и серовато-красного гранита. Структура этих пород зернистая, текстура беспорядочная. Этот валун разбит трещинами, залеченными розовым полевым шпатом и серым кварцем. Эта особенность камня позволила автору выразить свой замысел – эти трещины как раны, как отражение боли и скорби погибающих людей. Контраст тёмного габбро и красноватого гранита усиливает эмоциональное воздействие произведения на зрителей.
Валун гнейса со сланцеватой текстурой помог Екатерине Зантария создать свою работу «Память о последнем дне». Для этого валуна характерна крупнозернистая структура и широкие полосы тёмно-серого биотита и красноватого полевого шпата. Эти особенности камня помогли автору работы, используя пиленую и полированную фактуры, показать контраст между живыми ещё руками и лицами и горящими обугленными стенами.
Валерием Малаховым из серовато-розового гранита создан памятник «Обречённость». Структура гранита зернистая, текстура беспорядочная. Для более яркого воплощения своей идеи при обработке камня автор использовал разные фактуры. При изображении лица использована пиленая фактура, делающая поверхность камня более светлой, сероватой. Для остальных деталей скульптуры использована полированная фактура. Такой приём помогает автору более точно передать свой замысел, показать контраст между яркой окружающей жизнью и мыслями, чувствами погибающего человека.
Валентин Борздый создал своё произведение «Лики» из коричневато-серого гранита с зернистой структурой и массивной текстурой. Местами гранит имеет порфировидную структуру – мы видим на поверхности камня порфировидные выделения серого полевого шпата. Они похожи на разлетающиеся искры пламени. Пиленая фактура углублений на камне делает их более светлыми. И языки пламени выглядят более контрастными.
Из порфировидного гранита коричневого цвета создана скульптура «Нет спасения» Корнея Алексеева. Пиленая фактура делает изображение на камне более светлым, контрастирующим с коричневым необработанным гранитом, и помогает подчеркнуть неизбежность страшного конца.
Михаил Ершов своё произведение «Вынужденное самосожжение» создавал из однородно окрашенного коричневато-серого гранита. Структура его зернистая, текстура массивная. Используя полированную фактуру гранита, автор показал яркие коричневатые языки пламени. А пиленую фактуру он применил для главного персонажа.
Из розовато-серого валуна гранита Валерием Малаховым создано произведение «Последнее объятие». Гранит имеет зернистую структуру и беспорядочную текстуру. Светлая окраска камня и использованная автором пиленая фактура обработанной поверхности помогли показать бледные лица погибающих людей.
Чтобы сделать выводы о петрографическом составе материала для скульптур, я занёс все сведения в таблицу и сделал диаграмму. Согласно приведенным данным мы видим, что большая часть памятников создана из гранита, так как ледники нам чаще всего приносили гранитные валуны и глыбы. Именно гранитные валуны чаще всего встречаются в нашей республике среди ледниковых отложений. Но некоторые произведения мемориала выполнены из очень интересных пород – из порфировидного гранита и гнейса (см. диаграмму 1 и таблицу 1).
Заключение
Таким образом, выполненная работа позволила изучить петрографический состав валунов, из которых созданы произведения для мемориала в Оле.
Установлено, что большая часть скульптур выполнена из гранита.
Гранит – это магматическая горная порода. Образуется гранит из магмы, застывающей на глубине. Так появились и граниты, послужившие материалом для мемориала. Это случилось где-то на Скандинавском или на Кольском полуострове, или в Карелии. Поднятие континента и процессы выветривания помогли этим гранитам оказаться на поверхности. Эти процессы происходили миллионы лет назад, а затем ледник принёс обломки на территорию нашей республики.
Габбро – это также магматическая порода, которая образуется при застывании магмы основного состава на глубине.
Гнейс – это метаморфическая порода, образующаяся в недрах при перекристаллизации осадочных или магматических пород под действием высокого давления и высокой температуры.
Кроме изучения петрографического состава материала для скульптур, я смог понять, как особенности структуры, текстуры, цвет камней и способы их обработки помогали авторам воплотить свои идеи. Александр Васильевич Камардин говорил, что сами камни подсказывали авторам, как лучше выполнить работу. Таким образом, скульпторы учитывали не только форму валунов и глыб, но и их цвет, а значит, и минеральный состав, и структуру, и текстуру.
Инициатор создания мемориала, наш светлогорский поэт Изяслав Григорьевич Котляров, написавший поэму о сожжённой Оле и организовавший сбор средств, чтобы увековечить память о погибших от рук фашистов мирных жителях, много сделал для того, чтобы люди не забывали об ужасах войны. Многие предприятия и жители города участвовали в сборе средств на строительство мемориала. В Гомельской области прошёл субботник, часть средств от которого потрачена на его создание.
Благодаря поэту Изяславу Григорьевичу Котлярову и скульптору Александру Васильевичу Камардину в городе состоялся пленэр скульпторов, создавших свои памятники для мемориала. Изяслав Григорьевич Котляров был также инициатором создания памятника, посвящённого началу операции «Багратион» на территории нашего района. В январе 2021 года Изяславу Григорьевичу и главным архитекторам проекта Сергею Первицкому и Виктору Бельтюкову присуждены премии «За духовное возрождение».
В 2020 году мемориал открыт для посетителей. С тех пор там побывало огромное количество людей, желающих отдать долг памяти жертвам фашизма. Сюда приезжают не только жители нашего района и Беларуси, но и гости из других республик. И мы надеемся, что ужасы войны никогда не повторятся на нашей земле.
Список литературы
1. Бардон, У. Мiнералы. Горныя пароды. Метэарыты. Минск : «Мастацкая лiтаратура», 2011.
2. Зискинд, М. Декоративно-облицовочные камни. Ленинград : «Недра», 1989.
3. Котляров, И. Боль, застывшая в камне//Светлагорскiя навiны. – 2019. – № 65. – С. 6.
4. Котляров, И. Мемориал «Ола» обретает реалии//Светлагорскiя навiны. – 2020. – № 12. – С. 7.
5. Котляров, И. Трагедия, воплощённая в камне//Светлагорскiя навiны. – 2019. – № 46. – С. 5.
6. Лебединский, В. В удивительном мире камня. М. : «Недра», 1985.
7. Природа Беларуси: энциклопедия в трёх томах. Том I. «Земля и недра»/ Под ред. Т.В.Беловой. Минск.: «Беларуская энцыклапедыя iмя Петруся Броукi», 2009.
8. Силивончик, А. Ола – народный проект// Светлагорскiя навiны. – 2020. – № 10. – С. 7.
9. Силивончик, А. Ола – олицетворение народной скорби//Светлагорскiя навiны. – 2021. – № 4. – С. 4.
10. Силивончик, А. Память, застывшая в камне//Светлагорскiя навiны. –2020. – № 33. – С. 12.
11. Хомицевич, Д. Дорога памяти на Олу// Светлагорскiя навiны. – 2020. – № 23. – С. 1.
12. Яшунина, К. Лауреат премии Президента – Изяслав Котляров// Светлагорскiя навiны. – 2021. – № 3. – С. 2.