Иван Воронов,
ГБОУ «Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы (ученик 10 класса, руководитель Демидова И.Е.)
История города Шахтерска
Я родился и вырос в шахтерской семье в городе Шахтерске, который расположен на южном склоне Донецкого кряжа, в 60 км к северо-востоку от Донецка.
История города началась гораздо раньше. В 1764 году на месте нынешнего Шахтерска возникла слобода Алексеево-Орловка. Богатый помещик полковник Орлов перевез сюда из своего имения в Киевской губернии крепостных крестьян. Поселилось здесь много и беглых крепостных. Добыча угля началась с марта 1864 года, когда царское правительство издало особое «Положение о горном промысле в земле Войска Донского».
Следующим этапом развития угледобычи послужило строительство Екатерининской железной дороги, соединившей угольные копи Донбасса с Криворожским железорудным районом. На юге начало бурно развиваться металлургическое производство, требовавшее значительного увеличения добычи угля.
Разорившиеся крестьяне, прибывающие сюда из России и с Украины, стали работать в шахтах.
Все процессы угледобычи осуществлялись вручную с помощью кирки, обушка и клиньев. В зависимости от толщины пласта забойщик работал сидя или лежа. Добытый уголь вывозили из забоя «санками». Из-за отсутствия охраны труда часто происходили несчастные случаи.
В годы индустриализации и первых пятилеток развернулось строительство новых предприятий. Угольные предприятия оснащались новой техникой. Уже к 1939 году выемка и доставка угля были механизированы более чем на 90 процентов, отбойка — на 70 с лишним процентов, откатка электровозами составляла более 50 процентов. В ходе индустриализации и технической реконструкции выросли кадры высококвалифицированных рабочих, овладевших новой техникой, повысилась производительность труда. Расширялись рабочие поселки, ставшие в 1939 году поселками городского типа.
Город Шахтерск возник 20 августа 1953 года в результате объединения поселков Алексеево-Орловка, Катык и Ольховчик.
Труд шахтера. Шахтерские профессии
Труд шахтеров очень важен для страны. Уголь, который они добывают, незаменим в народном хозяйстве. Благодаря углю ходят пароходы, появляется электричество на электростанциях, производятся топливо, металлы, пластмассы, стекло, удобрения. Этот незаменимый ресурс поставляется обществу именно шахтерами. И пока замены углю не нашли, эта профессия будет актуальна и востребована.
Качества, которыми должен обладать шахтер:
• хорошее физическое состояние;
• отсутствие проблем со здоровьем;
• высокий уровень самоконтроля и терпения;
• отсутствие страха перед замкнутым пространством.
На пенсию шахтеры выходят рано, т.к. эта работа наносит вред здоровью. Характерны такие производственные заболевания, как силикоз – заболевание лёгких, обусловленное вдыханием пыли, содержащей свободный диоксид кремния; бурсит – заболевание коленных суставов в результате постоянного сидения на коленях в шахте; вибрационные заболевания, вызываемые длительным (не менее 3-5 лет) воздействием вибрации в условиях производства. А также повышенный травматизм.
Самый главный фактор защиты человека в шахте – набор для защиты органов дыхания. С этой целью шахтеры используют обычные респираторы, а также специальные дыхательные маски, позволяющие нормально себя чувствовать даже в условиях загазованности. Обязателен комплект фильтров, а также достаточный запас дыхательной смеси. В большинстве случаев используется так называемый «самоспасатель» для защиты органов дыхания. В комплект выживания входит также каска с прокладками и подбородниками, а также специальная одежда с устойчивостью к огню и воздействию агрессивных сред.
Для защиты глаз и ушей шахтеры используют специальные очки, наушники или беруши. Очки и наушники должны плотно прилегать к голове и защищать органы зрения и слуха от попадания пыли или вредных газов. В случае аварии на шахте в забое образуется очень много пылевых облаков, возможно выделение газов, поэтому защита глаз будет очень важным фактором выживания. Для защиты коленных суставов используют наколенники.
Три основные специальности шахтера.
В шахтерской профессии есть три основные специальности – МГВМ, проходчик и ГРОЗ.
МГВМ – машинист горно-выемочных машин, попросту – комбайнер. Шахтер именно этой специальности управляет проходческим или добычным комбайном. Работать может как на проходческом, так и на добычном участке.
Проходчик – рабочий в проходческом забое. Помогает комбайнеру рубить метры, крепит забой. По специальности может работать только на проходческом участке.
ГРОЗ – горнорабочий очистного забоя. Двигает механизированный щит в лаве вслед продвижению добычного комбайна. По специальности может работать только на добычном участке.
Шахтерская династия Разинковых – Вороновых
Мой прадед по материнской линии Разинков Сидор Емельянович 1915 года рождения – уроженец Воронежской области. Приехал на Донбасс в середине тридцатых годов. Работал на шахте ГРОЗом на добычном участке. Во время Великой Отечественной войны по состоянию здоровья на фронт не попал. После освобождения Донбасса вернулся в поселок Катык (сейчас г. Шахтерск ДНР) на шахту им. 1 Мая, где освоил практически все подземные профессии. За трудовые успехи был удостоен звания «Почетный шахтер».
Мой дед Разинков Виктор Сидорович 1952 года рождения родился в г. Шахтерск. По окончании ПТУ пришел на шахту им. 1 Мая сначала учеником, а потом освоил практически все подземные специальности. Проработал на шахтах производственного объединения «Шахтерскантрацит» до самой пенсии.
Моя бабушка Разинкова Любовь Григорьевна 1960 года рождения. В 1986 году пришла на введенную в строй шахту «Шахтерская-Глубокая», где и проработала на участке поверхностного технологического комплекса, начиная от выборщика породы до мастера погрузки.
Моя мама Леся Викторовна Малкина с 18 лет работала на шахте машинистом конвейера в шахте «Шахтерская-Глубокая».
Прадед по отцовской линии Воронов Иван Степанович родился 4 апреля 1910 г. в селе Максимково в Шаховском районе Московский области. Работал в колхозе. Пошел на фронт и попал в плен. Потом он вернулся домой, но ради более высокого заработка поехал в Донбасс, где нужны были рабочие руки. Работал на шахте «2 бис»; был разнорабочим и потом проходчиком.
Мой дед Воронов Владимир Иванович родился 6 августа 1947 г в селе Максимково. Когда у него умерла мать, ему было 12 лет, он поехал к отцу в Шахтерск, там и остался. Работал на шахте «17 Партсъезд», а потом перешёл на шахту «Винницкая». Там он работал подземным электрослесарем и механиком.
Мой отец Воронов Юрий Владимирович. В 1994 году пошёл работать на шахту «Винницкая», а в 2001 году пошел на шахту «Шахтерская-Глубокая» и работал электрослесарем. В 2015 году ушёл с шахты, потому что началась война, и уехал в Москву.
Я думаю, что мы с братом Вороновым Тимофеем, вероятнее всего, продолжили бы шахтерскую династию семей Разинковых–Вороновых. Но свои коррективы внесла война. В мае 2014 года Украина начала проведение операции против жителей Донбасса. Через наш город проходила линия фронта. Здесь были жестокие бои за высоту Саур-Могила. Бойцы нацгвардии Украины прорывались к российской границе. Через наш город проходит автотрасса Донецк–Ростов-на-Дону, и их задача была отрезать Донбасс от России. Шахтерск обстреливался и с воздуха, и из стрелкового оружия всех калибров. Очень много погибло бойцов и с одной, и с другой стороны в Дебальцевском и Иловайском котлах, в боях за донецкий аэропорт и Саур-Могилу.
После боевых действий на нашей земле осталось много неразорвавшихся снарядов, неразминированных минных полей, брошенной боевой техники.
Один из таких снарядов принес беду в нашу семью. Брат погиб, а я лишился частично обеих ног, частично одной руки и частично зрения. Я находился на лечении в Донецкой областной травматологии. Врачи не давали никаких прогнозов. Благодаря журналисту Денису Давыдову и его съёмочной группе о нашей беде узнали, и благодаря помощи Доктора Лизы и ее фонда «Справедливая помощь», НИИ детской хирургии и его руководителя Леонида Рошаля и всех небезразличных к чужой беде людей мы с мамой оказались в Москве. Я не знаю, как сложится моя судьба дальше, но одно я знаю точно, что шахтером я уже не стану.