Г.Ю. Данилива,
старший преподаватель кафедры Общей геологии и геокартирования МГРИ
Сегодня речь пойдёт о старейшей детской геологической организации – Школьном Факультете, который существует уже 75 лет при Российском государственном геологоразведочном университете (МГРИ).
Если спросить обычного школьника средней или старшей школы «Что такое геология? Кто такой геолог?», он, скорее всего, скажет что-нибудь про лопату, бороду, поиски золота и алмазов. Наверняка в голове мелькнет картинка с медведем, комарами, старой палаткой и кружкой брусники.
Когда в послевоенные годы страна восстанавливалась, геологию сильно романтизировали – это была одна из самых важных отраслей. В Советском Союзе было модно быть геологом: про них снимали фильмы, пели песни, писали в романах.
Все школьники мечтали выбрать какую-либо из самых героических и романтичных профессий: лётчик, космонавт, геолог, железнодорожник, моряк, строитель и так далее. Поэтому советские дети отчётливо представляли себе, зачем они приходят в геологические кружки. Путь юного геолога был понятен и вёл из детско-юношеского геологического движения в вуз, а потом – в большую геологию: в науку, промышленность.
Детские геологические кружки, которые вели студенты профильных вузов, начали действовать ещё в 1945 г., а в 1947 г. уже были оформлены в организацию, которая в будущем трансформировалась в Школьный Факультет при МГРИ.
Управление Школьным Факультетом и учебный процесс всегда осуществлялись (и по сей день осуществляются) силами студентов МГРИ. Традиционно на Школьном Факультете ребята изучали и изучают минералогию, геологию, палеонтологию, кристаллографию, полезные ископаемые, историческую геологию, геологические процессы, осваивают полевую стоянку, учатся работать с геологическими картами и компасом.
Регионы, в которые всегда выезжали и выезжают ШФ-шники на геологические экскурсии, помимо Подмосковья, – это Кольский полуостров, Кавказ, Урал, Курская, Тверская, Калужская, Ярославская области.
Дети всегда активно занимались в кружках, готовясь поступать на геологические специальности и изучать любимую науку. Когда-то геология даже входила в школьную программу! И профессия была очень востребована, ведь нужно было осваивать всю нашу необъятную территорию, изучать её, добывать полезные ископаемые.
Сейчас работа геолога сильно изменилась. Никуда не делись романтика, комары, брусника и даже золото. Но поменялись задачи, а значит, и профессии появились новые. Но, как и прежде, востребованные.
Что же интересует современных школьников, когда они приходят в геологический кружок? Какую роль он играет в их жизни?
Скажем так: не все ребята, приходя на Школьный Факультет, представляют себе, что они здесь будут изучать. Не все понимают, чем сейчас занимаются геологи. Но что же все-таки дети получают здесь? Давайте разберемся.
Во-первых, настоящую дружбу. Здорово, если ребенок посещает, например, музыку, танцы или рисование. Отлично, если занимается спортом. Но есть такой вид досуга, который совершенно точно сплачивает людей, помогает им хорошо узнать друг друга и построить крепкую дружбу. Это – походы. Геологи не сидят на месте, им все время нужно ходить и ездить в разные места, и походы, выезды, слёты – необходимая составляющая геологического кружка.
Когда у старшеклассника есть крепкая дружба с ровесниками, которая подкрепляется общим делом, да ещё и научной работой – станет ли он болтаться по улице или «зависать» в телефоне?
Во-вторых, геология помогает лучше разбираться в школьных предметах. Геологические дисциплины тесно связаны с физикой, химией, географией, биологией, астрономией, экологией. В некоторых случаях различные геологические знания помогут вам и в истории, обществознании. Геология – очень материальная наука, не абстрактная, там можно трогать, осязать изучаемые предметы, ставить эксперименты, наблюдать вокруг себя в природе, постигать мир всеми органами чувств. Эта наука не просто монотонно объясняет явления, не заставляет решать скучные задачки, но позволяет понять все эти школьные дисциплины как бы изнутри, интуитивно.
В-третьих, геологический кружок развивает у ребенка глобальное мышление. Позволяет узнать тайны прошлого, представить будущее нашей планеты. Кто из нас не задумывался однажды о том, что было в далеком прошлом? Что ждет нас в будущем? Какая наука лучше, чем геология, ответит школьнику на эти вопросы? В наше скоростное время эти знания даже снижают стресс у слишком тревожных подростков.
А видели бы вы, с какими глазами дети ищут окаменелости и минералы! Ведь стремление к поиску заложено у человека на уровне инстинкта. А что, если искать можно что-то не только в интернете или магазине, а в самой природе? А если еще знать, что трилобиту, которого нашёл скромный девятиклассник, больше 400 млн лет? Или что минерал, который сам отбил молотком из скалы на берегу реки, появился здесь благодаря магме, прорвавшейся из глубин, 3 млрд лет назад?
Не зря ребята, которые приходят на Школьный Факультет, остаются фанатами геологии на всю жизнь. Мы по-прежнему стремимся сохранять славные традиции Школьного Факультета, но мы также смотрим в будущее, стараемся так готовить наших учеников, чтобы они выросли в востребованных и любящих своё дело специалистов.
И мы всегда рады новым ученикам – в нашем кружке дети занимаются бесплатно, с 7 по 11 класс. Приходите и вы! Связаться с нами всегда можно через соцсети (Telegram или ВК), просто набрав «Школьный Факультет МГРИ».
За помощь в редактировании статьи благодарим научного руководителя ШФ проф. П.А. Игнатова, декана ШФ Д.А. Комарову, проф. Верчеба Александра Александровича.
В статье использована информация из книги «Мифы и легенды Школьного Факультета».