Детские походы – это среда для развития самостоятельности и умения дружить

Детские походы – это среда для развития самостоятельности и умения дружить

 № 2 (12) / 2023

 SlavaВячеслав Хотченков,
руководитель проекта «СлаваДетям», автор и преподаватель Школы организаторов детских походов


По сравнению с советским временем походы сейчас не так популярны. А детские походы и вовсе стали редкостью. Как человек, который в 6 лет впервые пошел в поход с дедом и с тех пор ходит в них уже 33 года, могу сказать, что ценность здесь далеко не в походных навыках. Развести костер, поставить палатку – навыки неактуальные. Зачем уметь разводить костер, если есть плита, а в случае полевых условий – газовая горелка. Мы привыкли, что добыть воду, в том числе горячую, – это всего лишь открыть кран. Многие современные люди не знают других реалий, особенно дети.
Но походы – это среда для развития других полезных навыков, казалось бы, совсем не походных. Здесь получается делать то, что не так-то просто сделать в школе. Здесь естественным образом складываются те привычки, над формированием которых родители дома ломают копья.
Вот что я замечаю в детских походах уже пять лет.
Во-первых, здорово развивается самостоятельность. Более того, в походе сложно не быть самостоятельным. Например, если хочешь поесть, нужно самому взять чашку, ложку, пойти и положить себе еды или попросить у раздающих (рис. 1). Самому пожарить сосиски на палочке или зефирки над костром. В походе, даже однодневном, сталкиваешься с непреодолимой силой в виде мороза, жары, дождя или ветра. Поныть и избежать этих неприятностей не получится, поэтому преодолеваешь и начинаешь опираться на себя. В каждом походе нужно пройти какой-то километраж, а это тоже преодоление, договор с собой. Вот и самостоятельность.

Рис. 1. Самостоятельное решение насущных потребностей в походеРис. 1. Самостоятельное решение насущных потребностей в походе
Во-вторых, дружба. В поход так или иначе идет группа. И не всегда с тобой идут те ребята, с которыми ты хочешь общаться. То есть ситуация, как в любом классе. Но идти и просто смотреть в сторону – тяжеловато, поэтому в походе дети начинают общаться.
В нашем детстве у нас был двор, и там мы усваивали какие-то очевидные правила дружбы. Но современным ребятам, оказывается, они совсем не очевидны. Многие не знают, а как это – дружить? Что делать-то нужно? А у дружбы есть свои составляющие. Например, чтобы она завязалась, одному нужно обязательно интересоваться другим. Если интерес искренний и взаимный, рождается дружба. Если же интерес меркантильный, то это уже другие отношения. В походах поводов для интереса искать не надо: один разводит костер, второй наблюдает, начинает помогать, собирает хворост. И совершенно естественно проявляются заинтересованность и важность друг друга.
В-третьих, взаимодействие. В походе сложно без кооперации (рис. 2). Подошли к речке, нужно соорудить переправу. Одному тянуть переправу тяжело, волей-неволей начинаешь взаимодействовать с другими. Формируется умение договариваться и распределять задачи, а это очень важно для достижения целей. Когда в школах на мастер-классе я начинаю объяснять что-то по проектной деятельности, ребята не понимают меня. Они не знают, как договариваться друг с другом, чтобы прийти к результату. В походе с этим проще.

Рис. 2. Коллективное решение задачРис. 2. Коллективное решение задач
Еще одна ценность походов: в них много любознательности и творчества. Человек любого возраста найдет для себя что-то интересное. Если это группа 3-6-летних детей, то мы клеим им на запястье полоску скотча липкой стороной наружу. И они лепят на него цветочки, травинки, листики. Получается браслет. Это мило смотрится, и на их уровень развития – то, что нужно. Детям постарше интересно уже другое: по деревьям полазать, на палках «подраться», порыбачить. Это очень ценное ощущение: «мне интересно», и в походе оно реализуется.
Мне кажется, в каждом из нас, а особенно в детях, живет Том Сойер, которому не сидится на месте, которого манят приключения и не терпится что-нибудь исследовать. Побаловать своего Тома Сойера – пойти в поход.
В проекте «СлаваДетям» есть детские и детско-родительские походы. Состав группы зависит от целей. Если цель – самостоятельность, то родитель в походе лишний. Самостоятельность растет только в той среде, где ребенок не может не быть самостоятельным. Если говорить о рисках, то иногда мы ходим на «заброшки», болота, поднимаемся в горы. Взаимодействие с риском – важная часть взросления. Но родителям тяжело не вмешиваться в процесс. Здесь тоже родитель лишний.
Если же цель – наладить коммуникации внутри семьи, среди детей и родителей, то поход общий. Но тут у нас есть свои правила. Их три:
1. Мы не советуем, если совета не спрашивают.
2. Мы не помогаем, если о помощи не просят.
3. Мы не говорим другому человеку сделать что-то, что хочется именно нам (супа поешь, шапку надень).
С такими правилами у родителей уменьшаются ожидания и претензии к детям. Отношения улучшаются. Иногда мы раздаем детям ножовки, и ребята имеют право порезаться, имеют право пилить как хотят. Родителям поначалу тяжело на это смотреть, но потом, когда они перестают дергать и контролировать ребенка, они сами расслабляются. Видят, что ничего страшного не происходит. Да, у кого-то случаются небольшие порезы, но детство, как и взросление, не бывает без ссадин и синяков. Маленький порез не угрожает жизни и здоровью, зато на своей ошибке ребенок понимает, как взаимодействовать с этим предметом.
Мы позволяем людям ошибаться! И в этом ценность нашей среды.
Удивительно, но детско-родительские походы более травматичны, чем просто детские. Родители хотят обезопасить ребенка от всего подряд. Современные дети зачастую живут в парниковой среде. Но то, что мы защищаем, мы ослабляем. У ребят начинает складываться неадекватное отношение к окружающему миру. И мы получаем обратный эффект гиперопеки – увеличение травматичности. Парадокс.
В наших же походах много свободы. Ребята имеют право делать то, что хотят. И не делать того, что не хотят. Мы лазаем по деревьям, купаемся, много работаем с огнем, дымовые шашки делаем, факелы. При этом у нас четкая система безопасности. Безопасность – это не парниковая среда. Это та среда, где мы учим ребят адекватно относиться к опасным объектам. У нас 3 правила:
1. Запрет на угрозу жизни и здоровью (в том числе запрещены провокации на «слабо», на «молодец»).
2. Запрет на ущемление чести и достоинства.
3. Неприкосновенность чужих вещей.
Если кто-то видит, что какое-то табу нарушается, например, кто-то толкает в опасную зону или подначивает на чтото, человек вытягивает вперед руку и громко говорит: «Стоп!» Второй человек обязан остановиться. Ребята быстро понимают и принимают эти правила, сами начинают следить за соблюдением мер безопасности.
Эта методика проверена годами. Проекту 5,5 лет. Каждый год через нас проходит около пяти тысяч участников. За все время было всего 6 эпизодов, и ни один из этих случаев не повлиял на дальнейшее здоровье. Так что статистика подтверждает: доверие ребенку сильнее, чем контроль над ним.
Кроме походов про самостоятельность у нас есть просветительские: геологические, зоологические, ботанические. Их цель – исследование. Также организуем походы для рыбалки, краеведческие походы (выезжаем в Казань, Беларусь). Есть цикл занятий «Дружный класс», здесь цель – сплочение ребят (рис. 3).

Рис. 3. Фрагмент занятия на сплочение командыРис. 3. Фрагмент занятия на сплочение команды
Честно говоря, в любом походе у нас больше психологии, чем походных навыков.
Ребята взрослеют даже за однодневный поход. Часто получаю сообщения от мам: «Мой сын вчера помыл посуду», «Он вечером носки свои постирал. Как вы это сделали?»
Но лучше методика работает в долгую, конечно. Поэтому иногда мы выезжаем с ночевкой. Например, в Астраханскую область ездим на десять дней, живем в палатках на острове, в прошлом году даже взяли из деревни повара, чтобы совсем ничего не делать.
Ребенку важно иметь пространство, где он может ничего не делать.
Пространство, где от него все отстали, где ему никто не старается причинить добро. У нас нет отбоя и подъема. Каждый ложится и встает, когда хочет. По вечерам каждый может заниматься чем хочет, но не шуметь в зоне лагеря – так мы уважаем тех, кто выбрал спать. Мы не следим, поел ребенок или нет. Но у нас есть договоренность, в какое время прием пищи. Если кому-то лень вставать, он спит и не идет на завтрак. Многодневные выезды – это про самостоятельность и отдых. Это тотальная свобода.

4
В системе тотальной свободы есть табу – то, что касается безопасности и выполняется беспрекословно. Я уже упоминал эти правила. Также есть правила, направленные на общий комфорт. Например, зеленое правило: мы не вредим природе и не мусорим. Если кто-то выбросил бумажку, опасного ничего не произойдет, но кому-то из нас будет некомфортно.
В таких выездах ребята учатся отвечать себе на вопрос: а для чего я сейчас это делаю? С точки зрения самостоятельности, это осознанный выбор и сильная позиция.
Методику походов я разработал на основе гуманистической педагогики, мне близки взгляды Димы Зитцера, Людмилы Петрановской. Все люди хороши такие, какие они есть. Если человек делает что-то плохое, то это не потому, что он плохой, а потому, что у него что-то происходит. И хорошо бы помочь ему с этим разобраться. Главная ценность нашего проекта – свобода. А в ней важный ориентир – личность.

5
Методика работает, потому что ею получается жить.
У нас в семье приняты такие же ценности, и действуют похожие правила, как в проекте. Да и сам проект начался с того, что я решил разобраться с воспитанием дочки: старшая в 5 лет стала немного бузить. А как разобраться? Читать семинары и лекции? Идти в университет за образованием психолога? Я решил сразу окунуться в практику и поставил цель провести 100 мероприятий для детей. В этой сфере оказалось столько энергии и любознательности! Я вел занятия «Мир под ногами» в геологическом музее, школу туризма, мастер-классы по безопасности «Один дома», «Один в городе». И постепенно проект оформился в том виде, в котором есть сейчас – «СлаваДетям».

6
Старшая дочь уже вовсю помогает инструкторам в походах, ей 10. Что интересно, если правило рассказывает взрослый, у ребенка доверия меньше, чем когда то же самое ему говорит ребенок.
Сейчас в команде около 40 человек. Мы расширяемся, популяризируем тему детских походов. В прошлом году получили премию как лучший проект в России по организации детских походов.
В этом году открыли онлайн-школу инструкторов, уже есть ученики из Аргентины, Канады, Казахстана, Черногории и России, конечно. Прийти может любой человек, главное – иметь желание водить походы.

qr cod Узнать подробности о проекте и записаться в поход или школу инструкторов можно на официальном сайте www.slavakids.ru

 

Back to top