ГЕОЛОГИЯ – спутник моей жизни

ГЕОЛОГИЯ – спутник моей жизни

artam

 Илья Артамонов,

студент 3-го курса РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, преподаватель Геошколы МГУ


 Геология как наука была интересна для меня всю жизнь. Все важные этапы так или иначе были связаны с геологией. Увлечение данной наукой зарождалось у меня в сознании ещё в детстве, когда было около 6-7 лет, и не угасает по сегодняшний день.

В раннем возрасте на этот интерес в какой-то степени повлияла нестареющая классика игр-песочниц «Minecraft». Однако в большинстве своем интерес зародился благодаря популярному в то время журналу «Минералы. Сокровища Земли». Я помню, что с нетерпением ждал каждый последующий выпуск, чтобы пополнить свою небольшую коллекцию красивых минералов.

В такой форме это длилось лет до 11, пока я не попал в Клуб юных геологов в Государственном геологическом музее имени В.И. Вернадского Российской академии наук. С того времени мой поверхностный интерес перешёл в так называемое хобби. Меня начали интересовать более сложные вопросы, а именно происхождение минералов – все эти таинственные и сложные процессы образования горных пород и то, что с ними происходит впоследствии. И это настолько поглощало, что самое увлекательное время тогда было только в Клубе. Разумеется, одной наукой геологию не понять. Обязательно нужна практика. Клубом как раз регулярно организовывались выезды в разные точки нашей страны.

Первая поездка, в которой удалось поучаствовать, состоялась на Кавказ, а именно в республику Адыгея (рис. 1). Это была очень интересная поездка. Высокие горы, красивая горная река, величественное плато Лаго-Наки и пещеры, которые находятся там. Но самое неизгладимое впечатление произвела Хаджохская теснина. Это большое ущелье с бурной рекой Белой, которая пробила себе русло сквозь толщу известняковых отложений.

Рис. 1. Моя первая геологическая практика. Республика Адыгея

Рис. 1. Моя первая геологическая практика. Республика АдыгеяРис. 1. Моя первая геологическая практика. Республика Адыгея

Следующая поездка, которая очень запомнилась, – это поездка на Таманский полуостров. Главной целью той поездки было знакомство с действием грязевых вулканов. Очень интересно было впервые в жизни воочию увидеть, как бурлит грязь из маленьких конусовидных холмов. Эта поездка оказалась очень значимой, потому что, вероятно, именно из-за неё впоследствии я пошел учиться на профессию нефтяника. Почему же? На Таманском полуострове впервые в жизни увидел так называемые нефтяные лужи. Те места, где нефть естественным образом выходит на поверхность. Это очень удивило тогда, и я стал всё больше узнавать об этом необычном «черном золоте». Причем там впервые получилось набрать маленькую бутылочку этой вязкой жидкости (рис. 2).

Рис. 2. Знакомство с грязевыми вулканами и нефтяными проявлениями на Таманском полуострове

Рис. 2. Знакомство с грязевыми вулканами и нефтяными проявлениями на Таманском полуостровеРис. 2. Знакомство с грязевыми вулканами и нефтяными проявлениями на Таманском полуострове

Стоит также упомянуть и другие поездки, которые ярко запомнились. Одна из них – это поездка на Донецкий угольный бассейн, а именно в город Шахты. Там получилось набрать образцов угля антрацита и побывать на рудном дворе действующей шахты (рис. 3). Далее после Донбасса наш путь проходил в город Нижний Баскунчак. Там впечатлили: гигантское месторождение пищевой соли, красивая гора Богдо и не менее красивое карстовое полье, которое окаймляет озеро Баскунчак.

Рис. 3. Посещение Садкинского шахтоуправления

Рис. 3. Посещение Садкинского шахтоуправленияРис. 3. Посещение Садкинского шахтоуправления

Запомнилась также поездка на Урал, где посетили два крупных карьера и город, в котором добывается золото. Было интересно увидеть первый в своей жизни массовый взрыв в карьере, пополнить коллекцию массой разнообразных образцов и собрать материалы про действующий Сафьяновский карьер, благодаря которым в будущем я смог одержать победу на конкурсе «Богатство недр моей страны».

Кроме описанных геологических практик, в Клубе была очень интересная и насыщенная жизнь, в которую входили и занятия в самом Геологическом музее, и экскурсии в другие музеи, посещение лабораторий вузов и предприятий, подмосковные выезды на геологические объекты, сборы коллекций, представление проектов на различных конкурсах.

В более сознательном возрасте я перешел в Геологическую школу при МГУ. Очень тогда удивило, с каким энтузиазмом студенты обучают нас – школьников уже более сложным темам в геологии. И это было также очень интересно. В моих глазах загорелся еще больший огонь. Мне хотелось все больше и больше поглощать знания. Однако тут же и был мой переломный момент. Все детство меня интересовали минералы. Мне очень хотелось понять природу каждого образца, но после Геошколы я понял, что самое желанное для меня – это исследование строения недр, а именно геофизика.

Пройдя ряд не менее интересных практик в составе Геошколы МГУ, поучаствовав в большом количестве олимпиад и в итоге успешно сдав вступительные экзамены, я поступил в вуз. А именно в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина на специальность «Геофизика» на специализацию «Специалист по геофизическому исследованию скважин». Литология и геофизика взяли верх в моих интересах, и в нынешнее время я стараюсь стать квалифицированным специалистом. Параллельно удалось стать преподавателем в Геологической школе при МГУ, и с таким же энтузиазмом преподаю там теперь уже своей группе, рассказывая про эту замечательную науку под названием геология (рис. 4).

Рис. 4. Моя группа геошкольников 9-1Рис. 4. Моя группа геошкольников 9-1

При этом при всём мои отношения с Государственным геологическим музеем им. В.И. Вернадского РАН не закончились... Осенью 2023 года Хотченков Евгений Викторович – руководитель Клуба юных геологов ГГМ РАН пригласил меня принять участие в проекте по исследованию структуры горного массива и геодинамически опасных зон подземного газохранилища на территории Калининградской области, который выполняется под его же руководством. Это была моя первая ответственная работа в полевых условиях. Для данного дела пришлось усвоить, как взаимодействовать с аппаратурой, в моем случае – с хроматографом и GPS-навигатором, планировать маршруты газохимической съемки, как фиксировать наблюдения, осуществлять камеральную обработку. Проект был несложным и довольно увлекательным. В ходе работы я получил много приятных эмоций, конечно, без огрехов все сделать не получалось, однако данный проект остаётся и по сей день желанным для участия в нем в дальнейшем. Самое важное и интересное – я смог в составе профессионального коллектива принять участие в изучении геологического строения сложного объекта, увидеть его работу вблизи и поработать на очень известную газовую компанию. Я уверен, в будущем данный опыт мне пригодится для трудоустройства в нефтегазовой отрасли, поскольку, ещё обучаясь в вузе, я уже получаю опыт на реальных практических геофизических работах.


hod 

Е.В. Хотченков,

руководитель Клуба юных геологов Межвузовского академического центра навигации по специальностям горногеологического профиля ГГМ РАН, к.т.н.


Прочитав подготовленную Ильей статью, хочется отметить, что нам, работающим с юными геологами преподавателям, особо ценно видеть результаты системной многолетней работы всего нашего коллектива – что мы, когда-то поддержав первичное любопытство детей, дав исходные знания и сформировав их интересы в рамках Клуба и дальше, по сути, передав в университетские объединения, можем через какое-то время содействовать им, не просто поддерживая хобби, а уже на ином качественном уровне, предоставляя возможности участия в серьёзных исследовательских проектах в качестве специалистов, формируя уже востребованные производственные навыки.

Подводя итоги статьи, хочется упомянуть, что Илья являет собой прекрасный пример реализации того самого пути «ШКОЛА – ВУЗ – ПРОИЗВОДСТВО», идеи которого заложили академик Ю.Н. Малышев и доктор технических наук А.В. Титова при создании Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН.

Рис. 5. Обсуждение текущих планов во время полевых работ. Калининградская областьРис. 5. Обсуждение текущих планов во время полевых работ. Калининградская область

№ 1 (15) / 2024

Back to top