Методические разработки для юных геологов «Нескучные каникулы»

Методические разработки для юных геологов «Нескучные каникулы»

Методические разработки для юных геологов «Нескучные каникулы»

Е.В. Хотченков, канд. техн. наук, руководитель Клуба юных геологов Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАНЕ.В. Хотченков, канд. техн. наук, руководитель Клуба юных геологов Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН О.А. Антонюк, методист Клуба юных геологов Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАНО.А. Антонюк, методист Клуба юных геологов Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН

Наряду с созданными и успешно внедренными научно-методическими продуктами в виде методических программ, методических разработок, научно-просветительских проектов, квестов, лекционных курсов, выездных практических занятий, успешно реализованных на площадке ГГМ РАН, целесообразно создание специализированных программ для занятий учащихся в каникулярное время.

Учитывая пожелания школьников, посещающих занятия Клуба юных геологов Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН в течение учебного года и готовых заниматься самостоятельно в каникулярное время, педагогами Клуба ведется работа по созданию методических материалов, позволяющих их реализовать.

Наглядным примером, которым хочется поделиться на страницах журнала, может служить разработанное в 2020 году уникальное методическое пособие для детей и их родителей по научно-просветительской программе «Нескучные каникулы» в 4 частях, с помощью которого можно самостоятельно совершить геологические экскурсии в самых обычных местах среднерусской полосы. Пособие представляет собой буклеты формата А4, с красочными иллюстрациями и фотографиями, которые предлагается распечатать самостоятельно.

Что особенно важно, школьникам предоставлены возможности для смены их деятельности и предлагаются опросные материалы для закрепления полученных знаний. Разработанные для самостоятельной работы школьников в дистанционных условиях мастер-классы, практические занятия, викторины, квесты объединяются в методические пособия. Все это позволяет самостоятельно погрузиться в учебный процесс в соответствии с собственными интересами. Каждая часть пособия «Нескучные каникулы» обязательно включает мастер-классы различного направления: проведение наблюдений и научных исследований, опыты, эксперименты, полевые методы работы геолога, освоение некоторых походных навыков, творческие задания. Все мастер-классы опробованы экспериментально, детально отработаны и имеют практическую реализацию.

Разработанное пособие может быть использовано с целью развития естественно-научного мышления детей и популяризации наук о Земле, а также профориентации молодежи на специальности горно-геологического профиля.

Кроме того, оно призвано решить следующие практические задачи:

• организовать научно-познавательную деятельность;

• пробудить интерес к научным исследованиям;

• показать разнообразие геологических объектов даже в «обычных» местах (река, лес, деревня);

• развивать творческое воображение и естественно-научное мышление;

• познакомить с горно-геологическими профессиями; • научить учащихся самостоятельно ставить вопросы и находить ответы;

• выявлять причинно-следственные связи и закономерности природных процессов;

• воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;

• стимулировать научно-исследовательскую и творческую деятельность.

Оригинальность работы заключается в необычном метапредметном подходе к преподнесению разработанного материала. К изучению предлагается не последовательное изложение информации по определенной геологической тематике, а беглый, даже «клиповый», взгляд на окружающий мир глазами геолога. Тем не менее материал скомпонован так, что в результате у учащихся складывается цельное и разностороннее представление о какой-либо области геологии.

Для усвоения материала, а также с целью развития творческого мышления учащихся, в пособии предлагаются идеи по изготовлению поделок из природных материалов, являющихся одновременно и объектами научного исследования.

Пример использования окатанной горной породы (валуна)Пример использования окатанной горной породы (валуна)

Первая часть разработанного методического пособия дает краткое представление о геологическом строении Русской платформы и происхождении слагающих ее горных пород. Пользуясь изложенными рекомендациями, можно провести самостоятельное макро- и микроисследование коренных горных пород, слагающих фундамент и чехол платформы. А также получить представление о росте кристаллов минералов, проведя доступный опыт с известняком по описанию, данному в пособии.

Эксперименты с щебнем известнякаЭксперименты с щебнем известняка

Вторая часть пособия посвящена походу на реку. Кроме краткого знакомства с геологической деятельностью реки, учащимся предлагается мастер-класс по шлиховым методам поисков и исследованию полученного шлиха. Далее мы обращаем внимание на некоторых животных и рассказываем об их древних предках, тем самым давая представление о науке палеонтологии.

Знакомство с рыбамиЗнакомство с рыбами

Третья часть представляет собой описание научной прогулки в лес. Она посвящена знакомству с биоиндикаторами геологических условий, наукой геохимией и некоторыми геохимическими методами поисков полезных ископаемых. Прилагается подробное описание мастер-класса по определению повышенного содержания металлов в золе растений.

Изучение зависимости растительности от состава почвыИзучение зависимости растительности от состава почвы

Кроме того, именно в этой части упоминается о В.И. Вернадском как об одном из основоположников науки геохимии и дается возможность самостоятельно убедиться в неразрывной связи живого и косного на нашей планете, чему великий ученый уделял огромное внимание.

Мастер-класс по определению повышенного содержания металлов в золе растенийМастер-класс по определению повышенного содержания металлов в золе растений

Четвертая часть – палеоботаническая. Она продолжает тему леса, но, в отличие от предыдущей части, в ней в большей степени уделено внимание развитию воображения. Изучая современные лесные растения, в первую очередь те, которые являются живыми ископаемыми, читатели знакомятся с растительностью прошлых геологических эпох. Одновременно они получают представление о том, что такое принцип актуализма и наука палеоботаника. Эта часть снабжена мастер-классами по исследованию грибов-трутовиков, плаунов, хвощей, математической задачей и инструкцией по определению погоды с помощью покрытосеменных растений.

Страница пособия, посвященная грибамСтраница пособия, посвященная грибам

В конце каждой части методического пособия прилагаются тесты для самопроверки и, соответственно, для закрепления основного материала.

В связи с неисчерпаемостью темы изучения окружающего мира глазами геолога в дальнейшем планируется продолжение работы по выпуску методического пособия «Нескучные каникулы».

Скачать методические пособия «Нескучные каникулы» можно на официальном сайте Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН www.sgm.ru.

Back to top