Будущее страны начинается с геологии

Будущее страны начинается с геологии

№ 2 (16) / 2024

Panov

Юрий Петрович Панов,

ректор Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе, действительный член Российской академии естественных наук


Путь в геологию у всех складывается по-разному. У меня он начался издалека – со службы и научной работы в Вооруженных Силах. Являюсь специалистом по системному анализу и моделированию, проектированию больших систем и искусственному интеллекту.

После ухода в запас продолжил заниматься инновационными проектами, создал и руководил молодежным образовательным центром «Цифровой дом», Центром робототехники. В обойме – Первый Всероссийский фестиваль робототехники, руководство стартапами, организация и проведение в течение 5 лет Всероссийского студенческого конкурса в сфере инжиниринга «Вузпромфест» и множество других проектов, развивающих инновационные подход и межпрофессиональные навыки.

1

Проректором в МГРИ я начал работать с 2018 г., причем отвечал здесь за инновационную деятельность и молодежную политику. Мой инженерный и научный опыт очень помог увидеть геологию немного с другой стороны, увидеть колоссальные перспективы для развития отрасли в цифровой сфере, в сфере работы с ИИ и большими данными. А это особенно важно, когда мы говорим о технологическом суверенитете, который начинается с сырьевого, потому что развитие электроники, атомной промышленности, да и любой промышленности невозможно без запаса суверенного сырья. Специалистов, которые формируют такой суверенитет, и готовит наш университет уже 105 лет, не меняя своего основного направления деятельности.

2

Давайте обратим внимание на цифры. По итогам I квартала 2024 г. российские работодатели разместили на hh.ru более 3 тыс. вакансий, связанных с геологической специализацией. Это превышает показатели I квартала 2023 г. на 54%, показатели I квартала 2022 г. на 44%, а также потребности российского бизнеса в I квартале 2021 г. на 147%.

3

При этом геологию в школе не преподают, многие ребята о ней не знают, поэтому мы ведем очень активную работу по профориентации. У нас реализуется уникальная система непрерывного геологического образования. На базе университета действует Школьный Факультет, который был создан в 1947 г. и продолжает работать сейчас. Это уникальная форма, когда студенты учат школьников, ходят с ними в походы, занимаются практическими и теоретическими занятиями. Усилиями МГРИ совместно с предприятиями-партнерами сформирован проект «Международная смена юных геологов “ГеоАртек”» в «Артеке». В проекте уже приняли участие тысячи школьников в возрасте от 10 до 17 лет из всех регионов нашей страны и зарубежных государств. В прошлом году в Москве мы создали университетский колледж, который получил имя выдающегося государственного деятеля, бывшего министра геологии СССР, нашего выпускника Евгения Александровича Козловского.

4

Еще один важный момент: современный геолог – это прежде всего ученый с высокими технологическими компетенциями: и программист, и геофизик, и специалист по работе с большими данными, и специалист по работе с искусственным интеллектом, и аналитик. Сегодня огромный пласт геологических работ проводится в офисе. Это и аналитика, и 3D-моделирование месторождений. Именно поэтому мы открыли в университете первый в России Центр искусственного интеллекта в сфере геологии и недропользования. Центр создан для проведения исследований и практических разработок в области ИИ для широкого спек тра задач – от анализа геологических данных до автоматизации производственных процессов. Наша цель – не только расширять границы знаний, но и в первую очередь предлагать практические решения, которые помогут повысить эффективность и безопасность отрасли.

5

На базе МГРИ также работает Инжиниринговый центр, в рамках которого функционирует ряд лабораторий. Он позволил сконцентрировать научно-технологический потенциал университета для разработки и внедрения инновационных технологий.

6

Наши выпускники являются первооткрывателями более 50 крупных месторождений полезных ископаемых как в Российской Федерации, так и в других странах мира. Ими открыто около 300 новых минералов, среди которых есть минерал мгриит, их именами названы около 30 минералов, географические и геологические объекты, а также около 300 видов ископаемой флоры и фауны.

7

Безусловно, главное достоинство и ключевое отличие нашего университета – его отраслевая направленность. В настоящее время для любого молодого человека критически важно получить образование, обеспечивающее конкурентоспособность на рынке труда, а та отрасль, к которой мы принадлежим, – одна из наиболее востребованных как в России, так и за рубежом.

8

Всем ребятам, которые хотят развиваться в одном из самых наукоемких направлений, тем кто стремиться осваивать и развивать современные подходы в геологии, я хочу пожелать уверенности в своих силах, упорства в достижении результатов и веры, что все вершины можно покорить, если есть рядом настоящие друзья, есть благородные цели и есть как фундаментальные знания, так и знания современных технологий и научных достижений!

Мои слова подтверждает успех нашего университета, который базируется на нашей вековой истории развития, на наших выпускниках и, одновременно, на новых смелых научных идеях, инновациях.

9

Back to top