№ 4 (18) / 2024
Сергей Владимирович Алексеенко,
академик РАН, лауреат Международной премии «Глобальная энергия», председатель Национального комитета РАН по тепломассообмену, научный руководитель Института теплофизики СО РАН
Мои юные коллеги! Я уже не первый раз обращаюсь к вам со страниц этого замечательного журнала. И в рубрике «Наедине со всеми» мне предоставляется возможность затронуть, на мой взгляд, очень интересный аспект, заслуживающий особого внимания и понимания – энергетику. В данном материале я хочу рассказать и об экспедиции на плато Путорана. Это уникальное место на планете Земля, и я считаю необходимым поделиться с вами впечатлениями о столь значимом событии.
Энергетика – базис экономики любой страны вне зависимости от технологического уклада. Однако в последние годы возникла беспрецедентная ситуация, когда необходимо безотлагательно принимать принципиальные решения по дальнейшему развитию мировой энергетики. Основной причиной тому является доминирующий вклад энергетики в изменение климата и разрушение озонового слоя Земли. Дополнительные сложности связаны с проявлением целого ряда одновременно появившихся мировых и региональных проблем, откуда следует, что мы переходим сейчас в эпоху глобальных перемен. В этой связи и хотелось бы поговорить, что происходит с климатом и озоновым слоем Земли, какая взаимосвязь между этими явлениями и энергетикой, что нужно делать в сфере энергетики, как указанные проблемы отражаются на Арктике. На концептуальном уровне можно сделать следующие заключения по климату и озоновому слою:
• Обнаружен рост температуры поверхности Земли, который связывается с глобальным потеплением. Его основной причиной считаются выбросы парниковых газов – прежде всего, CO2.
• Полагается, что антропогенная эмиссия CO2 играет ключевую роль, а главным виновником антропогенных выбросов объявлена энергетика на органическом топливе. Энергетический сектор дает 3/4 выбросов парниковых газов.
• В 2015 г. подписано Парижское Соглашение, конечная цель которого – не допустить повышения температуры на 2°C до конца XXI столетия, а по новым обязательствам – даже 1,5°C.
• Предлагается полностью отказаться от угля, а затем и газа и переходить к ВИЭ – возобновляемым источникам энергии.
• Обнаружено разрушение озонового слоя Земли, вплоть до образования озоновых дыр в Антарктиде в 1980 г., которое объясняется антропогенными выбросами озоноразрушающих веществ (фреонов и других веществ, многие из которых являются рабочими телами энергетического оборудования).
• Подписан Монреальский протокол (1987), ограничивающий применение озоноразрушающих веществ.
• Как озоноразрушающие, так и альтернативные озонобезопасные вещества обладают сильным парниковым эффектом. Доля фреонов в глобальном потеплении составляет заметную величину – около 10%. Поэтому была принята поправка Кигали (2016), которая ограничивает применение таких веществ в энергетике и экономике уже ради защиты климата.
• Обнаружен обратный эффект – парниковые газы сильно влияют на разрушение озонового слоя.
Каковы же последствия для энергетики? Убедительно показано, что преобладающий вклад в глобальное потепление вносит энергетика на органическом топливе. В связи с этим необходимо последовательно осуществлять декарбонизацию энергетики и в целом экономики, но со скоростями, не превосходящими экономические возможности страны.
В сфере энергетики на органическом топливе необходимо, прежде всего, повышать эффективность производства энергии. Чем выше коэффициент полезного действия, тем меньше выбросов оксида углерода при генерации одного и того же количества энергии. Радикальным подходом является применение технологий с секвестированием (извлечением) CO2. В числе наиболее перспективных – цикл Аллама, предусматривающий сжигание топлива в кислороде без выбросов оксида углерода в атмосферу и использование сверхкритического CO2 в качестве рабочего тела, что означает достижение очень высоких значений температуры и давления, а значит и коэффициента полезного действия. Альтернативными безуглеродными технологиями являются атомная энергетика и возобновляемые источники энергии (ВИЭ). В числе наиболее перспективных ВИЭ видится геотермальная энергетика с переходом в будущем на глубинное (петротермальное) тепло. Петротермальной энергии достаточно, чтобы навсегда обеспечить человечество энергией!
Значительный вклад энергетика вносит в разрушение озонового слоя. Поскольку практически все основные рабочие тела (типа фреонов) в тепловых машинах являются либо озоноразрушающими, либо парниковыми (или то и другое), то существует принципиальная проблема выбора рабочих веществ. Наиболее подходящими рабочими телами (неводного типа) с точки зрения озонобезопасности и парникового эффекта являются давно известные природные агенты: углеводороды типа пропана и изобутана; углекислый газ; аммиак. Аммиак выглядит особо перспективным, поскольку освоен в глобальных масштабах, кроме того, он представляет собой соединение, которое можно считать одним из лучших способов хранения водорода.
Глобальные проблемы могут совершенно по-разному проявляться в разных странах и регионах, то есть необходимо учитывать региональные особенности. Для России они заключаются в следующем. Страна имеет огромные запасы природных ресурсов (прежде всего, органического топлива и древесины), обширную территорию и холодный климат. Глупо отказываться от дешевого углеводородного сырья в угоду ВИЭ, которые невыгодны для условий России. Но главная причина – в России (самой холодной стране мира) огромная доля энергии потребляется в виде тепла для обогрева (175 ГВт из 450 ГВт в мире, то есть почти 40%!). Невозможно столько тепла производить из ВИЭ. А специфика климатических изменений на территории России состоит в том, что рост температуры происходит гораздо быстрее, чем в среднем по планете. Для Арктической зоны России, которая занимает существенную долю от всей площади страны, этот показатель достигает 2,5 раз! В результате существенно снижаются затраты на отопление (до 15%), повышается урожайность сельхозкультур, увеличиваются сроки навигации по Северному морскому пути. Обширные территории, покрытые лесом и другой зеленой растительностью, создают благоприятные условия для компенсации выбросов углекислого газа. Но есть и негативные последствия, прежде всего связанные с таянием вечной мерзлоты, что относится к необратимым процессам с непредсказуемыми последствиями.
В связи с особыми условиями в Арктической зоне РФ и ее принципиальной ролью в экономике страны, да и всего мира, изучение и развитие Арктической зоны представляются исключительными важными. В этом состояли наши основные доводы, чтобы совершить экспедицию на плато Путорана – удивительное и уникальное место на нашей планете. Ниже отражены некоторые моменты этой экспедиции.
Плато Путорана расположено к востоку от г. Норильска и занимает площадь около 250 тыс. км² (сравнима с территорией Великобритании). На территории плато расположен Путоранский заповедник, признанный ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия. Плато образовалось после извержения супервулкана 252 млн лет назад, вызвавшего Великое Пермское вымирание. Лава, извергавшаяся в течение 60 лет, сформировала базальтовые породы, которые часто именуют сибирскими траппами. Плато Путорана часто сравнивают с затерянным миром: это далекое от цивилизации место, где почти не бывает людей. Рельеф плато состоит из каньонов и гор без вершин со средней высотой 1–1,5 км. На Путоране примерно 22 тысячи озер. По запасу пресной воды у плато второе место в России после Байкала. Одна из главных достопримечательностей плато – огромное количество разнообразных водопадов.
Глобальное потепление повлияло существенно на условия обитания немногих представителей фауны плато Путорана, прежде всего, путоранского снежного барана. Данный подвид изолированно развивался около 10 000 лет, и его популяция насчитывает сейчас всего около тысячи особей. В прошедшем сезоне впервые практически не было приплода из-за трудностей добычи корма из-под снега. А причина – в образовании прочной корки льда в снегу вследствие чередования процессов оттаивания (из-за глобального потепления) и последующего замерзания в осенний период, чего раньше не наблюдалось. И здесь требуются весьма сложные как теоретические, так и натурные исследования.
Чтобы совершить экспедицию, необходимо было на катерах преодолеть расстояние в 155 км от Норильска до восточной оконечности озера Лама. Здесь начинался трудный пеший поход протяженностью 75 км в течение 9 дней по плато, представляющему собой сплошной курумник (крупные камни), с многочисленными озерами, снежниками, водопадами, горами с плоскими вершинами и глубокими каньонами с отвесными стенами. Подъем на плато занял 4 дня и осуществлялся по живописному ущелью реки Хойси с множеством притоков и густыми зарослями орешника и лиственниц. Спуск с плато удалось совершить за 6 часов по крутому каменистому склону к озеру Собачье, где располагается кордон заповедника, и откуда мы вернулись в Норильск по ряду глубоких и мелких озер на судне на воздушной подушке, преодолев расстояние в 170 км. Кроме реки Хойси, другими достопримечательностями на маршруте экспедиции были: гора Элден (1 242 м), каньон и водопады реки Бунисяк, каньон реки Верхний Хихикаль, водопад Невеста (76 м).
Столь непростая экспедиция позволила сполна ощутить все особенности Российской Арктики и климатических условий Севера, проблемы транспорта и энергоснабжения, хрупкость северной флоры и фауны. А в целом – здесь простор для реализации мечтаний молодых геологов и наслаждения романтикой необыкновенного Русского Севера. Не зря эти места именуют не иначе как «Неизведанный мир плато Путорана».