ГЕОЛОГИЯ для меня – серьезная наука

ГЕОЛОГИЯ для меня – серьезная наука

«…Те молодые люди, которые на заре становления своей личности обретают возможность получить поддержку и развитие их собственных интересов, вместе с тем, зачастую, получают опору и мотивацию к дальнейшему преобразованию увлечений в осознанный выбор направления жизненного пути. Устремления таких ребят направлены в сторону познания и развития, а не бездумного поиска приложения своей энергии.»

Руководитель Клуба юных геологов Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН Хотченков Е.В.


 

5
Степан Проценко,

ученик 10 класса ГБОУ «Школа № 1526», член Клуба юных геологов Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН, ученик Геологической школы МГУ


 

Геология, как наука, зародилась достаточно давно. Она сразу стала актуальной и остаётся таковой в наши дни. Геологические методы исследования Земли позволяют узнать то, что увидеть мы вряд ли когда-либо сможем. Используя методы, открытые другими науками, она позволяет изучать строение Земли, открывать новые месторождения и многое другое. Именно геология позволяет человечеству строить свою цивилизацию, потому что для неё нужно большое количество ресурсов: железа, меди, бериллия, кремния, других химических элементов и веществ.

Именно это меня больше всего привлекает в геологии. Почти каждое открытие в геологии можно использовать на практике, что отличает её от большинства других наук. Но я не всегда думал о геологии как о науке и способе изучения окружающего мира. Я, как и многие из моих знакомых, проявлял интерес, увидев красивые кристаллы или отпечаток раковины головоногого моллюска, чаще всего аммонита.

Моё первое знакомство с этой наукой произошло в республике Адыгея, летом после третьего класса. Я нашёл зеленоватый камень, удививший меня своим цветом, потому что я считал, что камни зелёными быть не могут. Далее, расколов его, я увидел, что внутри он не зелёный, зато там оказались небольшие, размером в несколько миллиметров, кристаллы пирита, которые были идеальной кубической формы и привлекательно блестели на солнечном свете. Именно в тот день я впервые услышал про геологию.

Изучение гранитного массиваИзучение гранитного массива

Далее, на одном из фестивалей русского географического общества, я увидел представителей Клуба юных геологов, работающего в Геологическом музее им. В.И. Вернадского РАН. Вообще организаций, популяризирующих геологию, относительно немного, особенно ведущих работу среди детей младшего школьного возраста. Так в 4-м классе я впервые попал в Клуб юных геологов Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН, где встретил людей, имеющих интересы, сходные с моими.

Там я получил первые общие знания по геологии, и они уже позволяли представить, насколько геология обширна как наука. Также я научился определять некоторые минералы и горные породы, узнал о процессах, происходящих на поверхности Земли и в её недрах. Некоторые занятия проводились с помощью обширной коллекции музея, позволяя систематизировать полученную на занятиях информацию.

Клубом организовывались выездные занятия и до трёх раз в год геологические практики, позволявшие закрепить полученные на занятиях знания, что было очень интересно и показательно даже для родителей, сопровождавших детей. Представители организаций, связанных с геологией, с гордостью показывали особенности производства, а местные геологи, с которыми руководители практик договаривались об экскурсиях, могли рассказать о всех тонкостях процессов, происходящих в данном месте.

Осмотр базальтовых отдельностейОсмотр базальтовых отдельностей

Одной из самых запомнившихся практик была поездка в Екатеринбург. Прекрасные образцы минералов, которые лежали чуть ли не под ногами, сверкая своими гранями, удивляли как детей, так и взрослых. Также в Екатеринбурге нам показали подрыв горных пород в карьере, который многие, если не все, в нашей группе увидели вживую впервые.

Взрыв горной породы при добыче рудыВзрыв горной породы при добыче руды

По мере развития интересов мне уже стало не хватать получаемых в музее знаний. Я явно осознал необходимость поиска более «взрослого» сообщества, которое могло бы предоставить более углублённые геологические знания. Таких объединений в Москве немного. Из организаций, с которыми взаимодействует Центр, я выбрал Геологическую школу МГУ (далее – ГШ МГУ) при Геологическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В ГШ МГУ преподают студенты геологических факультетов, поэтому общение происходит более свободно, потому что разница в возрасте между теми, кто преподаёт, и теми, кто обучается, гораздо меньше. Информация здесь действительно более углублённая и детальная, чему способствует использование университетской литературы. Возможность поговорить с теми, кто находится в процессе обучения, радует, потому что именно они понимают перспективу работы в данном направлении и возможность трудоустройства, что немаловажно для абитуриентов. Однако такая атмосфера свободного общения подходит не для всех учеников, но тот, кто любит общение, полюбит ГШ МГУ.

С 4 до 9 класса я участвовал во многих геологических олимпиадах и конкурсах. Например, Московская открытая олимпиада школьников по геологии, олимпиада по геологии «Ломоносов», конкурс исследовательских проектов «Богатство недр моей страны». Выиграть на таких мероприятиях непросто, так как в России существует большое количество клубов и кружков и конкурс достаточно большой. Однако даже участие даёт большой опыт, позволяет определить пробелы в своих знаниях, а иногда и просто узнать что-то новое.

Работа на борту карьераРабота на борту карьера

9-й класс ознаменовался для меня примечательным событием – я завоевал диплом третьей степени в своей возрастной категории в Московской открытой олимпиаде школьников по геологии. Это показало, что выигрывают не только те, кто занимался этим с первых лет жизни, у кого родители геологи, или те, у кого всегда было много литературы по данному предмету, но и обычные люди.

Геология постоянно доказывает людям, насколько они могут ошибаться даже в простейших вещах, попадая из-за этого в опасные ситуации. Но многие всё равно продолжают считать её наукой палаток, костров, походов и красивых минералов, которые могут стать лишь украшением. Именно поэтому я хотел бы в дальнейшем изучать геологию, изза её важности и из-за некоторого недопонимания ее значимости многими людьми.

Back to top