Илья Груздев,
ученик 6 «А» класса ГБОУ г. Москвы «Школа № 2054», член Клуба юных геологов Межвузовского академического центра навигации по специальностям горногеологического профиля ГГМ РАН
30–31 октября 2021 года мне удалось посетить Старицкий и Зубцовский районы Тверской области. В наших планах было посетить два карьера совместно с компанией «Камневеды». В поездке удалось посмотреть известняк, который также называют «старицкий мрамор» и добывают уже более 500 лет. Из него сделано очень много построек в Старицком районе Тверской области, в Москве и в Нижнем Новгороде, в частности, Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь. Также мы посетили храм Ильи Пророка в Погорелом Городище
Первый карьер находился в черте города Старица (рис. 1). При въезде на объект сразу были видны блоки известняка московского яруса среднего карбона (315,2-307,0 млн лет) (рис. 2). Многотонные глыбы на дне карьера остались после взрывных работ.
Было наглядно видно два слоя. Глыбы были из эрозионных известняков оранжево-коричневого цвета. Ниже залегал не затронутый взрывами слой известняка белого цвета, который не подвергся эрозии. В эрозионных известняках я сразу нашел несколько брахиопод (Choristites mosquensis Fisher), а также большую кварцевую жеоду (рис. 3). В выветрившихся известняках были очень распространены кварцевые друзы и щетки, замещенные кварцем брахиоподы, гастроподы, одиночные кораллы и колонии губок. После нескольких часов работы с эрозионным известняком я имел несколько кварцевых щеток и друз. Далее, взяв долото, молоток и скарпель (крупное долото для работы кувалдой), я направился к вышеупомянутой стене белого известняка. Там уже работала одна группа людей. Было видно, как они вбивают долото в стену, затем бьют по долоту кувалдой. От скалы откалывался блок и раскалывался, падая на землю. Люди спускались с небольшой стенки и начинали разбирать завалы. Найдя в породе коричневатые включения, они брали фрагмент блока, скарпелем убирали лишнюю породу с образца. Вооружившись маленьким долотом для дерева, они выбивали образец из породы.
Коричневые включения в известняке – это, как оказалось, образования кварцина необыкновенной красоты. Кварцином называется тонковолокнистая разновидность кварца, отличающаяся от халцедона положительным удлинением, т.е. таким же, как у кварца. Кварцин уверенно диагностируется под специальным микроскопом, поскольку введение компенсационной пластины вызывает появление у него яркой красной интерференционной окраски, четко отличающейся от окраски халцедона. В Старицком районе их продают или делают из них красивые поделки. Так как у меня не было всех необходимых инструментов, я искал уже оголенные образцы. Находя, я отбивал их по краям, пока нельзя было достать из породы (рис. 4).
В какой-то момент я увидел трещину в стенке. Я расшатал блок породы долотом. Далее вставил в трещину скарпель. Проведя нехитрые манипуляции с инструментом, я смог отделить небольшой блок от основной стены. Упав, блок раскололся, и я увидел псевдоморфозу коралла в виде трубки, замещенной кварцином. Псевдоморфоза в моем понимании – это замещенный минералом какой-либо объект с сохранением исходной формы. Коралл располагался на блоке полностью. У нижнего края он имел шишковидное утолщение, потом сужался, и, идя вверх по блоку около 11 см, расширялся, напоминая рог изобилия (рис. 5). Внутри коралл был полностью пустой. Его тонкие стенки из оранжевого кварцина с напылением халцедона были очень крепкие. Отбив лишнюю породу, я показал ее бывшему сотруднику Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана Дмитрию Анатольевичу Романову. Увидев мой образец, Дмитрий Анатольевич сказал: «За этим сюда, в Старицу, люди едут, и не все находят!». Потом он как раз и объяснил, что найденный мной образец – одиночный коралл, замещенный кварцином. Тщательно упаковав образец, чтобы в поездке его не повредить, я продолжил свои изыскания и нашел еще несколько кварциновых образований.
На следующий день мы поехали на второе наше место. Оно находилось в Зубцовском районе. Проезжая реку Дёржу, мы решили осмотреть замечательное место – 35-метровый склон реки из белоснежных доломитов. Доломит (CaCO3·MgCO3) – в данном случае карбонатная горная порода, которая имеет почти теоретический состав (95% доломита). Мы спустились по склону на несколько метров вниз, до доломитового обнажения, где увидели слой светло-фиолетового флюорита. Артем Ескин, руководитель компании «Камневеды», рассказал нам, что этот флюорит мог образовываться несколькими путями. В основном рассматриваются два альтернативных варианта. Первый заключается в том, что при отступлении ледника в конце плейстоцена талая вода по трещинам в слое доломита проникала в породу и там откладывала фтор. Эта версия на данный момент спорна. Другим возможным путем образования мелкодисперсного флюорита и ратовкита в доломитовых толщах является обогащение морских вод фтором и его выпадение на дно в определенный период времени. Но тогда ратовкит должен быть распространен на Русской равнине повсеместно. Еще кубические кристаллики прозрачного флюорита величиной около 1 мм встречаются в кремнях р. Ратовки Нарофоминского района Московской области, а также среди халцедонов в районе Ступино, а в песчаниках в округе г. Озеры флюорит является цементом. Собрав несколько образцов, мы пошли дальше.
Проехав еще немного, мы оказались на следующем объекте – доломитовом карьере (рис. 6). Карьер был открыт еще в 1950-е годы для добычи доломита на стекольное сырьё. Техники на карьере не было, потому что он в настоящее время не разрабатывается. Вокруг так же, как и на первом карьере, валялись глыбы породы. Когда мы высадились из машины, нам рассказали, что здесь мы можем найти хороший ратовкит (землистая разновидность флюорита фиолетово-розовой до фиолетово-синей окраски, мелкозернистого до пылевидного состава), который в отложениях очень редок. Минерал был открыт в 1806 г. профессором Московского университета Григорием Ивановичем Фишером. Ратовкит чаще всего встречается в Тверской области и на Донбассе. В последние годы лучшие образцы плотного ратовкита привозят как раз с реки Дёржи, притока верхней Волги. Кварц я обнаружил сразу, а с ратовкитом дело не шло. На кремневых глыбах был ратовкит, но он был блеклый и трудно отбивался. Я начал искать вокруг, но попадались только мелкие синие кусочки минерала. Но потом я заметил на дне карьера розовое пятно истертого доломита. Я взял попавшийся под руку скарпель и начал копать. Рыл я недолго. На глубине в 2 см показались синевато-белые куски мелкодисперсного флюорита. Их я откинул за ненадобностью. Продолжив поиск, я увидел большой твердый кусок ратовкита (рис. 7). Я понял, что наткнулся на жилу. Выкопав все, я нашел по тому же принципу вторую, а потом третью. Многие тоже начали искать на земле, но там уже ничего не было.
Это был мой первый выезд за минералами. Из Тверской области я привез много интересных образцов, которые пополнили мою коллекцию.
Список литературы
1. Г.П. Барсанов, И.И. Плюснина, М.Е. Яковлева. Особенности состава, некоторых физических свойств и структуры халцедона. 1979 г.
2. А.А. Годовиков. Агаты. 1987 г.
3. Геология СССР. 1971 г.
4. В.П. Моров. Флюорит в осадочных толщах Самарской области. 2011 г.
5. В.Г. Фекличев. Минералогическое разнообразие Подмосковья. 1998 г.