№ 4 (18) / 2024
Эхсон Таджиев,
ученик 9 класса Президентского лицея для одарённых учащихся Таджикистана
А.Р. Мурзина,
преподаватель Президентского лицея для одарённых учащихся Таджикистана, участник Международного проекта Министерства просвещения РФ РУЗР
Новым учебным заведением после переезда нашей семьи в г. Душанбе для меня стал Президентский лицей для одарённых учащихся Таджикистана. Кроме дружного классного коллектива и интересных уроков, у меня появилась возможность заниматься научными проектами по геоэкологии под руководством российского учителя биологии Мурзиной Альбины Рафиковны (рис. 1).
Что такое проект? Как над ним работать? На что он должен быть нацелен? Все это я узнал на занятиях: научился видеть проблемы, выдвигать гипотезы, наблюдать и экспериментировать. В процессе работы над научно-исследовательским проектом я получил новые знания, приобрёл и сформировал проектировочные умения. Постепенно я определился и с направлением своей проектной деятельности – геоэкология. Этот термин впервые введён К. Тролем в 1939 г. Экологическая геология – это направление в науках о Земле, которое развивается во взаимодействии геологии и экологии, рассматривает экологические проблемы, обусловленные влиянием литосферы и ее основных компонентов на биоту, включая человеческое общество [7].
Руководитель моего проекта посоветовала мне изучить положение о конкурсе «Богатство недр моей страны 2024», учреждённом Межвузовским академическим центром навигации по специальности горно-геологического профиля ГГМ РАН. Я понял, что участие в престижном российском конкурсе – это отличный шанс попробовать что-то новое и интересное, т. к. никогда ещё не участвовал в подобных мероприятиях. Прежде всего я реально оценил свои возможности, сделал все, чтобы расширить свой кругозор, научился ценить и понимать важность процесса обучения и работу учителей-наставников, развил в себе новые навыки и интерес к научному познанию, к геоэкологии в частности. Надеялся ли я на победу в конкурсе? Конечно, я хотел, чтобы моя конкурсная работа заинтересовала экспертное жюри. И был горд, что моя работа вошла в число финалистов. После онлайн-защиты научно-исследовательского проекта на торжественной церемонии награждения победителей и призёров конкурса в Москве 25 апреля 2024 г. мою фамилию назвали среди призёров. Победа в этом конкурсе дала мне уверенность в том, что я выбрал правильное направление в своём образовании. В перспективе у меня продолжение проектно-исследовательской деятельности, чтобы сделать осознанный выбор моей будущей профессии.
Теперь я готов поделиться с читателями журнала моими наблюдениями и рассказать о моей работе. Выбранная мной тема научно-исследовательского проекта «Биогаз как альтернативный источник энергии для Республики Таджикистан» актуальна в настоящее время не только для Таджикистана.
Неуклонный рост потребления топливно-энергетических ресурсов Земли привёл к тому, что к началу ХXI века человечеством была израсходована большая часть мировых энергетических ресурсов. В связи с этим перед обществом стоит задача поиска и разработки альтернативных источников энергии (АИЭ). Одним из таких динамично развивающихся направлений по использованию АИЭ является использование энергии биомассы путём получением биогаза.
Биогаз – это горючая газовая смесь, получаемая путём разложения органических субстанций в результате анаэробного микробиологического процесса, так называемого метанового брожения, источником которого служит биомасса, получаемая из отходов жизнедеятельности людей и сельскохозяйственного производства.
В большинстве развитых стран переработка органических отходов в биогазовых установках чаще всего используется для производства тепловой энергии и электричества.
Таджикистан – аграрная страна, поэтому здесь есть широкие возможности производства и использования биогаза. Ресурсы биомассы в различных видах (навоз крупного рогатого скота, помет птиц) есть почти во всех регионах страны, и почти в каждом из них может быть налажена её переработка в энергию и топливо. Получение и использование биогаза является дополнительным способом экономии ископаемого горючего и электроэнергии [5].
Актуальность работы: в условиях нарастающего дефицита энергоресурсов особенно важным становится использование автономных источников энергии, работающих на альтернативном топливе, например, биогазе, в хозяйствах Таджикистана.
Цель работы: изучить возможности Таджикистана для получения биогаза из различных субстратов (растительных остатков, сухих листьев деревьев, ТБО, жидких отходов животноводства) и сравнение их результативности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение литературных источников.
2. Проведение эксперимента.
3. Сделать вывод о перспективах развития данного направления получения биогаза в республике.
Объект исследования: различные субстраты как источники получения биогаза.
Предмет исследования: сравнение скорости образования биогаза различными субстратами.
Новизна: сочетание применяемых различных субстратов для получения биогаза.
Практическая значимость: проект рассчитан на дальнейшее практическое внедрение с целью снижения загрязнения окружающей природной среды в сочетании с получением энергии из альтернативных источников.
Биомасса в Таджикистане является эффективным возобновляемым источником энергии.
Основными источниками отходов, пригодных для использования в качестве источника энергии, являются:
• Растениеводство (хлебные злаки и др.).
• Животноводство и птицеводство (экскременты крупного рогатого скота, коз, овец и птиц).
• Промышленность и повседневная деятельность человека (отходы, содержащие большое количество органических компонентов, например, бумага, полимерные упаковочные материалы, пищевые отходы).
Главную роль играют сельскохозяйственные отходы, в частности, гузапоя – стебли кустов хлопчатника, кукурузы, рисовая солома и шелуха, скорлупа орехов [6].
Собственные исследования. Выводы.
Изучив материал, я решил экспериментальным путём осуществить получение биогаза в домашних условиях. Для опыта использовали 3 субстрата: растительные остатки, сухие осенние листья, бумагу. Навоз мы не стали использовать по эстетическим соображениям. Данные по этому виду субстрата я взял из материалов статистики [5].
Растительные остатки, сухие листья и бумага были выбраны не случайно. Кроме получения биогаза как альтернативного источника энергии, я преследовал и другую цель – снижение загрязнения окружающей природной среды и борьба с мусором [6].
Нами были использованы три пятилитровые пластиковые ёмкости, в которые помещался измельчённый субстрат (рис. 2, 3).
В каждый субстрат добавлялась тёплая вода (без хлора) в соотношении 1:1, что должно соответствовать общей концентрации твёрдых веществ 8-11% по массе. Биомасса пересыпалась с почвой, содержащей гумус, – источником микроорганизмов, необходимых для протекания процесса получения биогаза. Общая масса субстратов (вместе с почвой и водой) составляла около 2,5 кг в каждом опыте.
На горлышко пластиковых ёмкостей с субстратом натягивались резиновые перчатки с целью обеспечения их герметичности, определения объёма получившегося биогаза и наблюдения за скоростью его образования. Перчатка плотно фиксировалась на ёмкости. Таким образом, была сконструирована опытная установка для получения биогаза (рис. 4).
Емкости с субстратом находились в температурных условиях, благоприятных для получения биогаза – 30-35°С. Ежедневно ёмкости встряхивались с целью перемешивания субстрата и лучшего его контакта с микроорганизмами.
Первые результаты нами были замечены через 7 дней после закладки опыта. Выделение газа прослеживалось на протяжении 4 недель по наполнению резиновой камеры (перчатки) (рис. 5). При соблюдении техники безопасности, в присутствии взрослых первые порции газа спускались из установки, так как при смешении с кислородом воздуха и поджигании может произойти взрыв.
В смонтированных опытных установках для получения биогаза результаты оказались следующими:
Скопившийся в резиновой камере газ (что видно по наполнению перчатки) изолировали путём перевязывания основания перчатки. Наблюдали всполох огня при поджигании газа, выходящего из отверстия в срезанной перчатке.
Таким образом, среднее время «работы» биомассы составляет 2-3 недели, активная «работа» биомассы начинается на 6-8-е сутки и продолжается с ежесуточным выходом газа в объёме в среднем 10-15 % от объёма ёмкости с биомассой.
Из диаграммы 1 видно, что наибольшей скоростью образования биогаза обладает субстрат из растительных остатков. Брожение становится заметным через 7 суток, в ёмкости с сухими листьями – на 14 сутки, в ёмкости с бумагой и ТБО брожение не наблюдалось. На 30-й день опыта определяли объем образовавшегося биогаза во всех вариантах опыта.
Как видно из диаграммы 2, наибольшее количество образовавшегося биогаза происходит при использовании субстрата из растительных остатков. Всего было получено 0,45 мл3 из растительных остатков, смешанных с почвой и водой.
При изучении выхода биогаза из навоза мы воспользовались данными таблицы авторской платформы pandia.ru (таблица 3) [8].
Изучая данные таблицы, мы сделали вывод, что именно навоз домашних животных в процессе брожения выдаёт наибольшее количество биогаза, на втором месте – растительные остатки, затем сухие листья, а бумага и ТБО в процессе эксперимента почти не образовали его (или 30 дней для них маленький срок).
В нашем опыте наибольшее количество образовавшегося биогаза происходит при использовании субстрата «растительные остатки», причём процесс протекает с наибольшей скоростью по сравнению с другими субстратами.
Заключение. Выводы.
Таджикистан остро испытывает нехватку энергии, особенно в сельской местности. Одним из решений этого вопроса для республики является внедрение инновационных биогазовых технологий. Биогазовые установки в настоящее время являются характерным примером безотходного производства во многих областях сельского хозяйства или пищевой промышленности.
Для получения биотоплива наиболее перспективным в условиях Таджикистана является способ получения биогаза путём анаэробного брожения жидких отходов животноводства (рис. 6). В условиях сырости, тепла и отсутствия света анаэробные бактерии, существующие за счёт разложения углеводов, вырабатывают биогаз – смесь СН4 и СО2.
В небольших хозяйствах биогаз, полученный таким способом, можно применять как топливо для приготовления пищи или обогрева помещений. После получения топлива остатки навоза используются в качестве органического удобрения в полях. То же самое можно сделать с другими отходами сельского, коммунального хозяйства и пищевой промышленности. Таким образом, получается, что биогазовая установка позволяет получать доходы на отходах (рис. 7) [2].
Преимущество использования биогаза – широкая область его применения:
1. Cырьё для производства электроэнергии.
2. Cырьё для автомобильного топлива.
3. Удовлетворение энергетических потребностей малых и средних хозяйств.
4. Решение проблемы утилизации натуральных отходов.
Несмотря на то, что это дешёвый и экологически безопасный источник энергии, биогаз только набирает популярность в республике. Развитие биогазовых технологий позволит осуществить на практике целый ряд положительных мер в сфере агропромышленного хозяйства. Экономические перспективы Таджикистана могут стать благоприятными, если стране удастся воспользоваться преимуществами потенциала возобновляемых источников энергии, к которым относится и биогаз.
Список литературы
1. Баадер В., Доне Е., Бренндерфер М. Биогаз: теория и практика. – М.: Колос, 1982. – 150 с.
2. Благутина, В.В. Биоресурсы / В.В. Благутина // Химия и жизнь ХХI век. – 2007. – № 1. – С. 36-39.
3. Технология производства биогаза: виды, плюсы и минусы // Ваш досуг URL: https://novikovnn.ru/hunting/biogazovaa-ustanovka-ili-biogenerator-sfera-primenenia-vidy-biotopliva-i-princip-ego-polucenia.html (дата обращения: 15.09.2024).
4. Малофеев В.М. Биотехнология и охрана окружающей среды: Учебное пособие. – М.: Издательство Арктос, 1998. – 188 с. Мировое производство биогаза – отчёт МЭА.
5. Петров Г.Н., Ахмедов Х.М., Кабутов К., Каримов Х.С. Возможности использования возобновляемых источников энергии в Таджикистане // Известия Академии наук республики Таджикистан отделение физико-математических, химических, геологических и технических наук. – 2009. – № 4.
6. Сухотько Г.В. Получение биогаза путём утилизации отходов. Материалы Международный конкурс исследовательских работ школьников Research start 2018/2019.
7. Соотношение экологической геологии с геоэкологией // Экологическая геология. Все об экологической геологии URL: https://eco-geo.space/struktura-jekologicheskoj-geologii/sootnoshenie-jekologicheskoj-geologii-s-geojekologiej.html (дата обращения: 15.07.2024).