«Что посеешь, то и пожнешь» – результаты образовательной парадигмы «ФосАгро»

«Что посеешь, то и пожнешь» – результаты образовательной парадигмы «ФосАгро»

№ 2 (12) / 2023

В настоящее время наблюдается острый дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров в связи с недостаточно высоким уровнем престижа производственных специальностей.

Компания «ФосАгро» считает приоритетной задачу формирования и постоянного укрепления кадровой защищенности своих предприятий. Для обеспечения своей кадровой защищенности компания ФосАгро с 2013 года реализует образовательную парадигму «Школа – колледж/университет – предприятие». Основная её цель – подготовка инженерной элиты и обеспечение притока в компанию высокообразованной, мотивированной, имеющей хорошую профессиональную подготовку молодежи. Программа стимулирует постоянное повышение качества образования и профориентации и предполагает сопровождение студентов в вузах во время всего периода обучения.


1На протяжении многих лет компания «ФосАгро» сотрудничает с Санкт-Петербургским горным университетом. За последние 15 лет в компанию трудоустроено более 500 человек. В настоящий момент всего в АО «Апатит» трудится 417 выпускников Горного университета. Из них около 200 человек занимают инженерные должности. Горный университет вносит огромный вклад в развитие предприятия, воспитывая в своих стенах руководителей среднего и высшего уровня. Наглядным примером осуществления образовательной парадигмы являются новоиспеченные работники Компании – выпускники Горного университета.

2


Babikova

Бабикова Анастасия Васильевна,

инженер-аналитик, Волховский филиал АО «Апатит», производство полифосфатов, техническое бюро.

 «С компанией «ФосАгро» знакома еще со школы – училась в «ФосАгро-классе». Помимо углублённого изучения профильных предметов (математики, химии и физики), для нас были организованы различные обучающие тренинги, развлекательные поездки, фестиваль «ФосАгро-классов», экскурсии в университеты. После посещения Санкт-Петербургского горного университета я загорелась идеей поступления именно туда.

И моя мечта сбылась, в 2017 году я поступила по целевому направлению от компании «ФосАгро» на специальность «Химическая технология», профиль «Химическая технология неорганических веществ». Специальность направлена больше на изучение ведения технологических процессов (то есть более приближена к производству, чем к химии). На первых курсах изучали общие дисциплины, с третьего курса началось углубление в различные производства (кислоты, удобрения и другое). Подробно разбирали технологию каждого производства, производили расчет материальных и тепловых балансов.

Университет развит со всех сторон, у нас были отличные условия обучения, новейшее оборудование, комфортные общежития. Каждый преподаватель – деятель науки, у которого очень многому можно научиться.

Практику проходила в Волховском филиале АО «Апатит», куда и была трудоустроена после окончания университета на должность инженера-аналитика производства полифосфатов. Занимаюсь контролем за соблюдением установленных норм расхода сырья, материалов, энергоресурсов, составлением технических отчетов по производству, закрытием отчетных периодов (месяц/год). Знания, полученные в университете, очень пригодились мне на моем рабочем месте.

Участие в программе «Молодые талантливые специалисты» принесло мне много положительных моментов – закрепление опытного наставника, который помогал быстро освоиться в новом коллективе и набраться опыта; выплата подъёмных при трудоустройстве; различные развивающие тренинги и корпоративные мероприятия.

В 2022 году стала победителем конкурса «Молодой руководитель» на своем предприятии с проектом: «Внедрение технологии регенерации фильтровальных полотен пресс-фильтров Дифенбах производства полифосфатов».

Работой в компании «ФосАгро» довольна, вижу, что очень многое делается для людей, развивается инфраструктура города, проводится много мероприятий. У нас прекрасный коллектив, каждый – профессионал своего дела. Очень нравится решать производственные вопросы, находить решение проблем, внедрять новые идеи».


Ponamor

Пономарева Дарья Станиславовна,

специалист, АО «НИУИФ», отдел экстракционной фосфорной кислоты.

 «В 2015 году я перешла в школу № 10 (г. Череповец) в «ФосАгро-класс». Изначально я совсем не понимала, с чем хочу связать жизнь в дальнейшем, и хотела просто больше изучать математику, химию и физику. Учеба в «ФосАгроклассе» была непростой, но именно она дала мне понимание, в каком направлении двигаться дальше.

В 2017 году я поступила в Санкт-Петербургский горный университет на специальность «Химическая технология» по целевому направлению, поскольку захотела после окончания учебы вернуться в родной город и связать профессиональную деятельность с химической промышленностью и «ФосАгро». Во время обучения самыми интересными дисциплинами были, конечно, именно те, которые были посвящены производствам неорганических кислот, минеральных удобрений. На практике после первого курса мы с группой посещали производственную площадку в Череповце и познакомились с основными цехами, а производственную практику после второго и третьего курса я проходила на сернокислотном производстве АО «Апатит». Возможность посмотреть своими глазами на то, о чем рассказывали на лекциях, была неоценима.

После окончания университета в 2021 году я пришла устраиваться на работу и была приглашена в отдел экстракционной фосфорной кислоты в Научно-исследовательский институт по удобрениям и инсектофунгицидам имени профессора Я.В. Самойлова, а также стала участником программы «Молодые талантливые специалисты».

Я знала, что НИУИФ занимается исследованиями и разработками в области производства удобрений и кислот, но все равно деятельность института была для меня загадкой, от чего было только интереснее. За те полтора года, что я здесь работаю, узнала много всего нового о производстве, но уверена, что это лишь малая часть. Каждый рабочий день делаю для себя маленькие открытия, поэтому на работу хожу с удовольствием, и рутина пока что не одолела. А еще мне удивительно повезло с руководителем и коллективом.

Рада, что почти 8 лет назад жизнь свела меня с «ФосАгро». Конечно, не знаю, что будет еще через 10 лет, но сейчас я точно чувствую себя на своем месте».


Klim

Климакин Данил Александрович,

электромеханик, Кировский филиал АО «Апатит», Кировский рудник, служба эксплуатации и ремонта технологического оборудования, участок главных стволов.

«В 2015 году окончил среднюю школу № 7 города Апатиты. Также зимой 2015 года принял участие в олимпиаде «Гранит науки», которая проводилась Горным университетом. В Горный поступил, так сказать, по наследству, так как отец трудится в КФ АО «Апатит» довольно давно. Думал о целевом направлении от «ФосАгро», но все-таки поступил по общему конкурсу. Рассматривал направления «Шахтное и подземное строительство» и «Горные машины и оборудование», первым приоритетом стояло «Шахтное и подземное строительство», но по нему не прошел по баллам, но зато прошел на «Горные машины и оборудование» и ничуть не пожалел. Первые два курса изучали, в основном, фундаментальные дисциплины, поэтому не особо понимал, с чем имею дело. Но на третьем появилась дисциплина «Прикладная механика», которую вел доцент Большунов Алексей Викторович, он-то и привил любовь к механике.

На втором курсе мы с группой проходили учебную практику в Кировском филиале АО «Апатит». Нам провели экскурсию по всем производствам, это было завораживающе, я впервые увидел, как строится производственный процесс, поэтому после четвертого курса даже не задумывался о месте прохождения производственной практики.

Пройдя первую производственную практику на Расвумчоррском руднике в службе главного механика, не задумываясь, подписал договор с «ФосАгро», так как попробовал себя в роли работника компании и остался под впечатлением. Преддипломную практику также проходил на «Расвумчорре».

По окончанию университета я прекрасно знал, куда идти работать. Получив диплом, приехал в родные Апатиты и связался с Зареченной Марией Геннадьевной, ведущим специалистом группы по обучению и развитию персонала Кировского филиала АО «Апатит», куратором программы «ФосАгро-СТАРТ», которая предложила пройти конкурс на участие в программе для молодых специалистов». Пройдя конкурс, я узнал, что меня берут электромехаником на участок главных стволов Кировского рудника. Некоторое оборудование мне уже было знакомо из практики, а некоторое я знал только теоретически, поэтому с самого начала пришлось очень быстро вникать, так как в штат работников я попал спустя месяц стажировки. Первые полгода было тяжело уместить весь спектр теоретических и практических знаний комплекса главного ствола, но с практикой пришла и уверенность. Вот уже два года я работаю электромехаником и практически каждую смену открываю для себя что-то новое».


Levkov

Левков Андрей Александрович,

аппаратчик производства мочевины 5 разряда, АО «Апатит», цех по производству мочевины, отделение синтеза и грануляции № 1.

«Я родом из поселка Сазоново Чагодощенского района Вологодской области. Решил для себя, что буду учиться в вузе Санкт-Петербурга еще в 8 классе, но о выборе конкретного учебного заведения стал задуматься только в 11 классе. При этом у меня не было стремления выучиться на какую-то конкретную профессию. Вплоть до поступления я толком не знал, чем хочу заниматься в жизни. Поэтому и предметы, по которым сдавал ЕГЭ, выбирал просто исходя из того, что мне нравится и легко дается в изучении. Выбор пал на химию. Биология мне не очень нравилась, поэтому вариант поступления в медицинский отпал.

Из петербургских вузов, в которые можно было поступить на специальности, связанные с химией, для рассмотрения выбрал Горный университет, СПбГУ и Технологический университет. Решение поступать именно в Горный было принято мною после посещения Дня открытых дверей. У меня сложилось настолько хорошее впечатление об университете, что в другие заведения я даже копии документов для поступления не подавал. Подал документы на 3 направления подготовки: «Химическая технология», «Металлургия» и «Обогащение полезных ископаемых». Вопрос приемной комиссии, какой профиль химической технологии указать в приоритете, органическую или неорганическую химию, застал меня врасплох. Раньше я даже не задумывался, какая химия мне нравится больше. После полуминутного размышления выбрал неорганику. Правда, скорее всего, я бы все равно поступил на неорганическую химию, потому что на органическую было много желающих ребят, баллы которых были выше моих. Тогда для меня главным было поступить в Горный, а уж на какую специальность – как карта ляжет. В итоге поступил на химическую технологию в первую волну. И при этом не имел ни малейшего понятия, кем буду работать после окончания вуза.

Первый семестр дался мне очень тяжело. Во многом из-за того, что уровень моей школы, где по многим предметам я был одним из лучших, а по некоторым и лучшим в классе, сильно уступал школам, где учились мои одногруппники. Если в школе на уроках математики я, не сильно напрягаясь, всегда обгонял весь класс, в университете я на первых порах отставал от других ребят. Плюс была эмоциональная нагрузка на фоне переезда от родителей в общежитие. Резкая смена обстановки давала о себе знать. Но этап адаптации был недолгим, одного семестра для этого мне вполне хватило. Первые экзамены я сдал даже лучше, чем рассчитывал, получив одну четверку и три пятерки, хотя целью для меня было просто сдать без троек. А математику, которая так туго на фоне одногруппников шла у меня весь семестр, я сдал даже с лучшим результатом в группе.

В целом же 4 года учебы в Горном не показались мне каким-то титаническим трудом. Да, моментами было тяжеловато, но на то оно и высшее образование: было бы странно, если бы все было легче легкого. Тяжелее, конечно, были первые два курса, где преобладали общие предметы. На третьем курсе появилось больше предметов по специальности, и учиться стало легче. В итоге университет я закончил с красным дипломом.

С «ФосАгро» же наши пути пересеклись после первого курса на учебной практике, которая у всей моей группы проходила на производственном комплексе компании в Череповце. Там нам рассказали о возможности заключить трудовой договор об обучении, по которому по результатам каждого семестра будет начисляться стипендия и в дальнейшем предоставляться рабочее место на предприятии по программе «Молодые талантливые специалисты». Этот вариант меня заинтересовал по многим причинам. Во-первых, возможность получить работу по специальности в одной из ведущих компаний своей отрасли. Во-вторых, Череповец хорошо подходит мне для жизни: город не очень мелкий и в то же время не крупный (жизнь в огромном Питере после 18 лет в поселке мне не очень понравилась); плюс Череповец находится относительно недалеко от родительского дома. Ну и дополнительная стипендия для студента лишней не бывает. В общем, минусов для себя в этом варианте я не нашел и заключил договор.

После второго курса я проходил производственную практику с трудоустройством в цехе по производству аммиака № 2 Череповецкого производственного комплекса «ФосАгро». Конечно, непосредственно в производственной деятельности я не был задействован, моей задачей было изучение производства. Практика оказалась для меня очень полезной. За три недели я изучил теоретические основы производства аммиака. Разумеется, эти знания лишь поверхностные, поскольку за столь короткое время досконально изучить такое сложное производство вряд ли возможно. Со стороны цеха для меня были созданы хорошие условия для обучения: мне предоставили все технологические схемы и технологический регламент, проводили экскурсии по цеху, отвечали на вопросы. Именно после прохождения этой практики я осознал, что мне нравится специальность, на которую я поступил не совсем осознанно и даже, можно сказать, случайно. К сожалению, после третьего курса практики на производстве у меня не было из-за пандемии.

После окончания университета меня планировали устроить в тот же цех, где я проходил практику. Процедуру трудоустройства запустили даже до моей защиты. Спешка была обусловлена тем, что летом я уходил в армию, и меня хотели оформить с сохранением места. Увы, военкомат позволил мне только защитить диплом, получить его в том году мне было не суждено, поэтому трудоустроиться до призыва я не успел.

Так уж вышло, что через год места на аммиаках для меня уже не нашлось. Меня взяли в цех по производству мочевины. К такому повороту я был не готов, поскольку я был уверен в том, что буду работать именно на производстве аммиака и даже не задумывался о том, что там не будет места, но меня это не расстроило. И сейчас, отработав полгода, я не жалею о том, что все получилось именно так. Работа мне нравится, мои куратор и наставник в рамках программы МТС отлично помогают мне в развитии, дружный коллектив. Надеюсь, в будущем смогу принести много пользы цеху».

3

4

Back to top