О создании первого в РФ Межвузовского Академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля

О создании первого в РФ Межвузовского Академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля

Ю.Н. Малышев, академик РАН, президент ГГМ РАН
А.В. Титова, д-р техн. наук, заместитель директора ГГМ РАН

Современное российское отраслевое производство нуждается в квалифицированных молодых инженерных кадрах. Одна из первостепенных задач в этом направлении – решение вопросов отраслевого характера и молодежной политики в рамках отраслевых задач.

В связи с этим на базе Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН совместно с НИТУ «МИСиС», РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и РГГРУ им. Серго Орджоникидзе в 2015 г. создан первый в РФ Межвузовский Академический центр навигации по специальностям горно-геологического профиля.

Проведение работы в рамках профориентации учащихся и студентов, возможности связи с крупными предприятиями минерально-сырьевого комплекса сформировали на базе музея сегмент школа–вуз–производство.

Происходит поиск и формирование кадрового резерва из числа талантливой молодежи для производства и науки.

Созданный Центр представляет собой некий «инкубатор» – проект по формированию на базе ГГМ РАН дополнительной непрерывной системы образования детей и молодежи в сегменте школа–вуз–производство.

Основная цель – поиск и формирование кадрового резерва из числа талантливых детей и молодежи для производства и науки, создание коммуникационной среды для талантливой молодежи в современных условиях экономического развития.

Межвузовский Академический центр навигации по специальностям горно-геологического профиля располагается на площадях ГГМ РАН. Центр оснащен современной техникой и оборудованием, необходимым для проведения занятий со школьниками и студентами профильных вузов, а также онлайн-трансляций. Это позволяет вести системную работу не только со школами г. Москвы, но и с учащимися всех регионов РФ, проводить научные конференции, семинары, мастер-классы. На материалах музея сегодня готовятся и проводятся интерактивные уроки для учащихся школ, семинары, лекции, мастер-классы и т.д.

Совокупность методологических подходов и приемов формирует современную коммуникационную среду для развития непрерывной системы образования детей и молодежи в области геологии и природопользования, воспитания экологического мировоззрения, профориентации на специальности горно-геологического и нефтегазового профиля. Одним из инструментариев является методически и тематически правильно подобранная форма дистанционного взаимодействия посредством проекта Телемост.

Системная дистанционная работа с образовательными учреждениями г. Москвы и регионами РФ уже дает свои положительные результаты. В оснащенной современным оборудованием студии видеоконференцсвязи Центра организованы телемосты, в рамках которых проводятся онлайн-трансляции лекций. Такая дистанционная форма работы позволяет объединить высшие и средние учебные заведения РФ и стран ближнего зарубежья, крупные сырьевые компании.

Проект Телемост включает в себя:

  • организацию лекционных курсов с участием видных ученых РАН, деятелей науки и техники, политических деятелей;
  • проведение дискуссий, совещаний, конференций, презентаций и других информационных коммуникационных компетенций;
  • создание условий оперативного обмена информацией.

За эти годы состоялись трансляции с участием выдающихся ученых, производственников и политических деятелей.

Телемосты соединили Государственный геологический музей им В.И. Вернадского РАН с образовательными учреждениями и сырьевыми компаниями из разных регионов Российской Федерации и стран СНГ: Альметьевск, Архангельск, Белгород, Владивосток, Грозный, Екатеринбург, Иркутская область, Казань, Казахстан, Кемерово, Кыргызстан, Магадан, Москва, Новокузнецк, Новочеркасск, Норильск, Прокопьевск, Республика Саха (Якутия), Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Тюмень, Уфа, Чита, Беларусь, Забайкальский край, Красноярск, Ленинск-Кузнецкий, Междуреченск, Нижний Новгород, Пермь, Республика Хакасия, Свердловская область, Старый Оскол, Сургут, Томск, Узбекистан, Ухта, ХантыМансийск, Ямало-Ненецкий автономный округ.

1Лекция профессора Г.Л. Краснянского – заведующего кафедрой мировых сырьевых рынков МИЭП МГИМО МИД России, научного руководителя Центра стратегического менеджмента и конъюнктуры сырьевых рынков НИТУ «МИСиС»

2Лекция профессора Г.Л. Краснянского – заведующего кафедрой мировых сырьевых рынков МИЭП МГИМО МИД России, научного руководителя Центра стратегического менеджмента и конъюнктуры сырьевых рынков НИТУ «МИСиС»

 3Лекция академика РАН Э.М. Галимова – научного руководителя Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН, лауреата Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий

 4Лекция академика РАН Э.М. Галимова – научного руководителя Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН, лауреата Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий

5Лекция С.М. Миронова – председателя политической партии «Справедливая Россия», д-ра экон. наук

6Лекция С.М. Миронова – председателя политической партии «Справедливая Россия», д-ра экон. наук

 

В 2019 году количество участников увеличилось (всего более 60 регионов).

В детской интерактивной игровой Центра располагаются экспозиции «Биосфера живого и косного», «Человек и биосфера», интерактивные тренажеры, зона кинозала (для просмотра тематических фильмов для детей и студентов). Созданы экспозиции для тотально слепых детей, позволяющие самостоятельно (прикасаясь к каменному материалу) работать и получать знания. В мае 2017 г. открылась экспозиция «Минералы – символы регионов России», что которая позволяет готовить для учащихся дополнительные мастер-классы, квесты, викторины, проводить на материалах экспозиции и информационных киосках уроки по естественнонаучным предметам.

Целевой аудиторией Центра являются школьники младших и средних классов, абитуриенты из числа талантливых учащихся школ РФ, студенты профильных вузов, молодые специалисты.

7Телемост – лекция академика РАН В.И. Осипова «Устойчивое развитие. Экологический аспект», 20.03.2019 г.

8Телемост – лекция академика РАН В.И. Осипова «Устойчивое развитие. Экологический аспект», 20.03.2019 г.

9Телемост – лекция профессора В.В. Бушуева «Цифровизация и цивилизация (Новые энергоинформационные системы)», 24.04.2019 г.

10Телемост – лекция профессора В.В. Бушуева «Цифровизация и цивилизация (Новые энергоинформационные системы)», 24.04.2019 г.

11Телемост – лекция академика Р.И. Нигматулина «Теплофизика и экономика климата», 17.05. 2019 г.

12Телемост – лекция академика Р.И. Нигматулина «Теплофизика и экономика климата», 17.05. 2019 г.

Подобная системная форма работы с учащимися образовательных учреждений посредством реализуемых приемов и программ определяет идею расширения возможностей детей и молодежи к восприятию материала, их адаптации в социуме, усиливает формирование интерактивных, инновационных подходов музейными средствами, адекватными требованиям, предъявляемым к современной школе естественнонаучного направления, способствует возрождению интереса к традиционным специальностям минерально-сырьевого сектора экономики РФ.

13Телемост – лекция С.В. Черкасова «Использование беспилотных летательных аппаратов для решения задач горно-геологической отрасли», 18.11.2019 г.

14Телемост – лекция С.В. Черкасова «Использование беспилотных летательных аппаратов для решения задач горно-геологической отрасли», 18.11.2019 г.

Инновационные формы, создаваемые и активно внедряемые в рамках работы Центра, включают совокупность методологических подходов, приемов, формирующих современную коммуникационную среду для развития непрерывной системы образования детей и молодежи в области геологии и природопользования, воспитания экологического мировоззрения, профориентации на специальности горно-геологического и нефтегазового профиля. Работа Центра (идея проекта – акад. РАН Малышева Ю.Н., д-р техн. наук Титовой А.В.) способствует усилению единого пространства: школа–вуз– производство, поднимая значимость ведущих отраслевых вузов и статус инженерных профессий. Происходит поиск и формирование кадрового резерва из числа талантливой молодежи для производства и науки. Для разных возрастных групп подбирается соответствующий набор инструментариев, отвечающий их интеллектуальному уровню, психологическому восприятию и физиологическим возможностям. Для этого создаются инструменты, позволяющие осуществить поставленные перед Центром задачи.

Для осуществления целей и задач Центра созданы и успешно реализованы ряд просветительских социально значимых проектов для учащихся образовательных учреждений, а также для детей с ОВЗ. Цели и задачи конкурсных проектов:

  • Популяризация наук о Земле среди детей и молодежи, развитие интереса к изучению окружающего мира, природных ресурсов и состоянию окружающей природной среды, к приобретению фундаментальных естественнонаучных знаний.
  • Привлечение внимания общественности, образовательных учреждений к проблемам рационального природопользования, к роли минеральносырьевого комплекса в развитии российской экономики и науки.
  • Формирование у детей и молодежи экологического мировоззрения, осознанного понимания степени влияния деятельности и культуры общества на процессы, происходящие в живой и неживой природе, в информационно-энергетическом пространстве окружающего мира.
  • Формирование у детей и молодежи профессиональных навыков по специальностям горно-геологического профиля, развитие интереса к горногеологическим наукам, профильному обучению в области освоения природных ресурсов.
  • Перечислим основные из них : «Богатство недр моей страны», «Вырасти своего студента», «Дети детям», «В таланте все едины».

15Финал ежегодного всероссийского конкурса исследовательских проектов и фоторабот «Богатство недр моей страны», 2016 г.

16Финал ежегодного всероссийского конкурса исследовательских проектов и фоторабот «Богатство недр моей страны», 2016 г.

17Финалисты представляют свои исследовательские проекты конкурсной комиссии. Конкурс «Богатство недр моей страны», 2017 г.

18Финалисты представляют свои исследовательские проекты конкурсной комиссии. Конкурс «Богатство недр моей страны», 2017 г.

Сегмент школа–вуз–производство ярко проявляется в тесном взаимодействии с молодежным форумом «Лидеры горного дела». В ГГМ РАН неоднократно проводились Всероссийские чемпионаты по решению кейсов в области горного дела, которые основаны на современных обучающих технологиях, направлены на развитие профессиональной ориентации молодежи и развитие прямого диалога между бизнесом и молодежью.

Участниками этих проектов становятся наиболее перспективные учащиеся ведущих вузов горнодобывающего сектора и молодых работников горных компаний.

Лидирующий профориентационный проект «Вырасти своего студента». Проведение мастер-классов представителями ведущих профильных вузов Москвы для участников конкурса, 2017 г.Лидирующий профориентационный проект «Вырасти своего студента». Проведение мастер-классов представителями ведущих профильных вузов Москвы для участников конкурса, 2017 г.

Лидирующий профориентационный проект «Вырасти своего студента». Проведение мастер-классов представителями ведущих профильных вузов Москвы для участников конкурса, 2017 г.Лидирующий профориентационный проект «Вырасти своего студента». Проведение мастер-классов представителями ведущих профильных вузов Москвы для участников конкурса, 2017 г.

Торжественное открытие Всероссийского научно-просветительского проекта «Дети – детям», 19 ноября 2019 г.Торжественное открытие Всероссийского научно-просветительского проекта «Дети – детям», 19 ноября 2019 г.

Торжественное открытие Всероссийского научно-просветительского проекта «Дети – детям», 19 ноября 2019 г.Торжественное открытие Всероссийского научно-просветительского проекта «Дети – детям», 19 ноября 2019 г.

В этом году на базе Центра стартует Международный проект – «Один день моей страны». Конкурсный мегапроект «Один день мой страны» – проект для передовой талантливой молодежи, способной работать в современном производстве сырьевого сектора экономики. Проект включает в себя конкурсные задания и комплекс подпроектов, охватывая все регионы РФ (автор проекта – Титова А.В.; руководители проекта – Малышев Ю.Н., Титова А.В.). В конкурсе примут участие учащиеся образовательных учреждений и молодые специалисты трех возрастных групп – от 12 до 23 лет. Конкурсанты представят свои работы в области науки и техники естественнонаучного направления. В течение года на различных региональных площадках будут проводиться репортажи о жизни одного дня отдельно взятого молодого человека (школьника, студента, молодого специалиста), участника проекта, будут представлены его достижения, интересные события одного дня, что может вызвать интерес у его сверстников, заразить идеей, стать примером для подражания.

Проведение детской научно-практической конференции «Первые шаги в науку в системе непрерывного образования детей и молодежи в области геологии и природопользования» в рамках проекта «Дети – детям», 21 ноября 2019 г.Проведение детской научно-практической конференции «Первые шаги в науку в системе непрерывного образования детей и молодежи в области геологии и природопользования» в рамках проекта «Дети – детям», 21 ноября 2019 г.

Проведение детской научно-практической конференции «Первые шаги в науку в системе непрерывного образования детей и молодежи в области геологии и природопользования» в рамках проекта «Дети – детям», 21 ноября 2019 г.Проведение детской научно-практической конференции «Первые шаги в науку в системе непрерывного образования детей и молодежи в области геологии и природопользования» в рамках проекта «Дети – детям», 21 ноября 2019 г.

 Торжественная церемония награждения участников итогового проекта «В таланте все едины» в Государственной Думе, 11 декабря 2019 г.Торжественная церемония награждения участников итогового проекта «В таланте все едины» в Государственной Думе, 11 декабря 2019 г.

 Торжественная церемония награждения участников итогового проекта «В таланте все едины» в Государственной Думе, 11 декабря 2019 г.Торжественная церемония награждения участников итогового проекта «В таланте все едины» в Государственной Думе, 11 декабря 2019 г.

Все материалы и репортажи будут опубликованы на страницах нашего журнала Юниор, а также в отраслевых журналах и на Центральных телеканалах.

27Торжественное награждение победителей чемпионата

Мы очень надеемся, что с созданием молодежного журнала «Юниор» наш Центр пополнится новыми интересными контактами из числа талантливой молодежи, расширится коммуникационная площадка в системе непрерывного образования и просвещения по специальностям горно-геологического профиля.

 

Back to top