Ю.Н. Малышев, академик РАН, президент ГГМ РАН
А.В. Титова, д-р техн. наук, заместитель директора ГГМ РАН
Современное российское отраслевое производство нуждается в квалифицированных молодых инженерных кадрах. Одна из первостепенных задач в этом направлении – решение вопросов отраслевого характера и молодежной политики в рамках отраслевых задач.
В связи с этим на базе Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН совместно с НИТУ «МИСиС», РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и РГГРУ им. Серго Орджоникидзе в 2015 г. создан первый в РФ Межвузовский Академический центр навигации по специальностям горно-геологического профиля.
Проведение работы в рамках профориентации учащихся и студентов, возможности связи с крупными предприятиями минерально-сырьевого комплекса сформировали на базе музея сегмент школа–вуз–производство.
Происходит поиск и формирование кадрового резерва из числа талантливой молодежи для производства и науки.
Созданный Центр представляет собой некий «инкубатор» – проект по формированию на базе ГГМ РАН дополнительной непрерывной системы образования детей и молодежи в сегменте школа–вуз–производство.
Основная цель – поиск и формирование кадрового резерва из числа талантливых детей и молодежи для производства и науки, создание коммуникационной среды для талантливой молодежи в современных условиях экономического развития.
Межвузовский Академический центр навигации по специальностям горно-геологического профиля располагается на площадях ГГМ РАН. Центр оснащен современной техникой и оборудованием, необходимым для проведения занятий со школьниками и студентами профильных вузов, а также онлайн-трансляций. Это позволяет вести системную работу не только со школами г. Москвы, но и с учащимися всех регионов РФ, проводить научные конференции, семинары, мастер-классы. На материалах музея сегодня готовятся и проводятся интерактивные уроки для учащихся школ, семинары, лекции, мастер-классы и т.д.
Совокупность методологических подходов и приемов формирует современную коммуникационную среду для развития непрерывной системы образования детей и молодежи в области геологии и природопользования, воспитания экологического мировоззрения, профориентации на специальности горно-геологического и нефтегазового профиля. Одним из инструментариев является методически и тематически правильно подобранная форма дистанционного взаимодействия посредством проекта Телемост.
Системная дистанционная работа с образовательными учреждениями г. Москвы и регионами РФ уже дает свои положительные результаты. В оснащенной современным оборудованием студии видеоконференцсвязи Центра организованы телемосты, в рамках которых проводятся онлайн-трансляции лекций. Такая дистанционная форма работы позволяет объединить высшие и средние учебные заведения РФ и стран ближнего зарубежья, крупные сырьевые компании.
Проект Телемост включает в себя:
- организацию лекционных курсов с участием видных ученых РАН, деятелей науки и техники, политических деятелей;
- проведение дискуссий, совещаний, конференций, презентаций и других информационных коммуникационных компетенций;
- создание условий оперативного обмена информацией.
За эти годы состоялись трансляции с участием выдающихся ученых, производственников и политических деятелей.
Телемосты соединили Государственный геологический музей им В.И. Вернадского РАН с образовательными учреждениями и сырьевыми компаниями из разных регионов Российской Федерации и стран СНГ: Альметьевск, Архангельск, Белгород, Владивосток, Грозный, Екатеринбург, Иркутская область, Казань, Казахстан, Кемерово, Кыргызстан, Магадан, Москва, Новокузнецк, Новочеркасск, Норильск, Прокопьевск, Республика Саха (Якутия), Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Тюмень, Уфа, Чита, Беларусь, Забайкальский край, Красноярск, Ленинск-Кузнецкий, Междуреченск, Нижний Новгород, Пермь, Республика Хакасия, Свердловская область, Старый Оскол, Сургут, Томск, Узбекистан, Ухта, ХантыМансийск, Ямало-Ненецкий автономный округ.
В 2019 году количество участников увеличилось (всего более 60 регионов).
В детской интерактивной игровой Центра располагаются экспозиции «Биосфера живого и косного», «Человек и биосфера», интерактивные тренажеры, зона кинозала (для просмотра тематических фильмов для детей и студентов). Созданы экспозиции для тотально слепых детей, позволяющие самостоятельно (прикасаясь к каменному материалу) работать и получать знания. В мае 2017 г. открылась экспозиция «Минералы – символы регионов России», что которая позволяет готовить для учащихся дополнительные мастер-классы, квесты, викторины, проводить на материалах экспозиции и информационных киосках уроки по естественнонаучным предметам.
Целевой аудиторией Центра являются школьники младших и средних классов, абитуриенты из числа талантливых учащихся школ РФ, студенты профильных вузов, молодые специалисты.
Подобная системная форма работы с учащимися образовательных учреждений посредством реализуемых приемов и программ определяет идею расширения возможностей детей и молодежи к восприятию материала, их адаптации в социуме, усиливает формирование интерактивных, инновационных подходов музейными средствами, адекватными требованиям, предъявляемым к современной школе естественнонаучного направления, способствует возрождению интереса к традиционным специальностям минерально-сырьевого сектора экономики РФ.
Инновационные формы, создаваемые и активно внедряемые в рамках работы Центра, включают совокупность методологических подходов, приемов, формирующих современную коммуникационную среду для развития непрерывной системы образования детей и молодежи в области геологии и природопользования, воспитания экологического мировоззрения, профориентации на специальности горно-геологического и нефтегазового профиля. Работа Центра (идея проекта – акад. РАН Малышева Ю.Н., д-р техн. наук Титовой А.В.) способствует усилению единого пространства: школа–вуз– производство, поднимая значимость ведущих отраслевых вузов и статус инженерных профессий. Происходит поиск и формирование кадрового резерва из числа талантливой молодежи для производства и науки. Для разных возрастных групп подбирается соответствующий набор инструментариев, отвечающий их интеллектуальному уровню, психологическому восприятию и физиологическим возможностям. Для этого создаются инструменты, позволяющие осуществить поставленные перед Центром задачи.
Для осуществления целей и задач Центра созданы и успешно реализованы ряд просветительских социально значимых проектов для учащихся образовательных учреждений, а также для детей с ОВЗ. Цели и задачи конкурсных проектов:
- Популяризация наук о Земле среди детей и молодежи, развитие интереса к изучению окружающего мира, природных ресурсов и состоянию окружающей природной среды, к приобретению фундаментальных естественнонаучных знаний.
- Привлечение внимания общественности, образовательных учреждений к проблемам рационального природопользования, к роли минеральносырьевого комплекса в развитии российской экономики и науки.
- Формирование у детей и молодежи экологического мировоззрения, осознанного понимания степени влияния деятельности и культуры общества на процессы, происходящие в живой и неживой природе, в информационно-энергетическом пространстве окружающего мира.
- Формирование у детей и молодежи профессиональных навыков по специальностям горно-геологического профиля, развитие интереса к горногеологическим наукам, профильному обучению в области освоения природных ресурсов.
- Перечислим основные из них : «Богатство недр моей страны», «Вырасти своего студента», «Дети детям», «В таланте все едины».
Сегмент школа–вуз–производство ярко проявляется в тесном взаимодействии с молодежным форумом «Лидеры горного дела». В ГГМ РАН неоднократно проводились Всероссийские чемпионаты по решению кейсов в области горного дела, которые основаны на современных обучающих технологиях, направлены на развитие профессиональной ориентации молодежи и развитие прямого диалога между бизнесом и молодежью.
Участниками этих проектов становятся наиболее перспективные учащиеся ведущих вузов горнодобывающего сектора и молодых работников горных компаний.
В этом году на базе Центра стартует Международный проект – «Один день моей страны». Конкурсный мегапроект «Один день мой страны» – проект для передовой талантливой молодежи, способной работать в современном производстве сырьевого сектора экономики. Проект включает в себя конкурсные задания и комплекс подпроектов, охватывая все регионы РФ (автор проекта – Титова А.В.; руководители проекта – Малышев Ю.Н., Титова А.В.). В конкурсе примут участие учащиеся образовательных учреждений и молодые специалисты трех возрастных групп – от 12 до 23 лет. Конкурсанты представят свои работы в области науки и техники естественнонаучного направления. В течение года на различных региональных площадках будут проводиться репортажи о жизни одного дня отдельно взятого молодого человека (школьника, студента, молодого специалиста), участника проекта, будут представлены его достижения, интересные события одного дня, что может вызвать интерес у его сверстников, заразить идеей, стать примером для подражания.
Все материалы и репортажи будут опубликованы на страницах нашего журнала "Юниор", а также в отраслевых журналах и на Центральных телеканалах.
Мы очень надеемся, что с созданием молодежного журнала «Юниор» наш Центр пополнится новыми интересными контактами из числа талантливой молодежи, расширится коммуникационная площадка в системе непрерывного образования и просвещения по специальностям горно-геологического профиля.