Екатерина Ивденко
магистр ТХОМ-20 Санкт-Петербургский горный университет
(к 310-летию со дня рождения М.В. Ломоносова)
В 2021 году вся Российская наука празднует 310-летие со дня рождения великого русского ученого-энциклопедиста – Михаила Васильевича Ломоносова. Значение трудов М.В. Ломоносова поистине всеобъемлюще. Он первый русский профессор химии, создатель первой русской химической лаборатории, автор первого курса физической химии. Ломоносов, прежде всего, – один из основоположников горного дела, исследователь-новатор в области теории горного дела и металлургии, автор первых отечественных трудов, популяризатор научных знаний и организатор подъема горнозаводских дел в стране.
Его классический труд «Первые основания металлургии, или рудных дел», вышедший в 1763 году, стал первым в России энциклопедическим учебником горнозаводского дела. В отличие от издававшихся заграничных пособий по горнозаводскому делу, носивших описательный характер и включавших в себя много второстепенных деталей, труд русского ученого содержит большой научный и обобщенный практический материал.
Родился русский ученый в небольшой деревне Мишанинская (сегодня село Ломоносово, Архангельская область) в 1711 году в семье, далекой от вопросов горного производства. После длительных путешествий от родного дома до Москвы и Киева в поисках новых знаний юный исследователь в 1735 году прибывает в Петербург, где его зачисляют в студенты университета при Академии наук. В 1736 году в числе лучших студентов его направляют на стажировку в Германию для изучения химии и горного дела. Около трех лет молодой Ломоносов осваивал основы металлургии и горного дела в Маргбургском университете (Гессен, Германия) под руководством Христиана Вольфа и около года (с июля 1939 года) в городе Фрайберг, старинном горнозаводском центре Саксонии, под руководством минералога Иоганна Генкеля.
Педантичный и аккуратный немецкий врач, химик, минералог и металлург Иоганн Фридрих Генкель начал обучение молодого ученого Ломоносова с занятий минералогией и металлургией. Преподавание строилось в основном на практических занятиях: посещение рудников и металлургических заводов сопровождалось объяснениями производственных процессов. Здесь молодой исследователь познакомился с устройством рудников, способами укрепления шахт, подъёмными машинами. Все полученные здесь знания чуть позже Ломоносов изложит в своей книге «Первые основания металлургии, или рудных дел».
После возвращения в Петербург в 1741 году Михаил Васильевич Ломоносов был направлен к профессору Академии наук Иоганну Амману для изучения естествознания, где под его руководством и не получая никакого жалования приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. Уже в конце 1741 года Ломоносов представил Академии наук две диссертации по химии и физике и после их принятия учеными получил должность адъюнкта физического класса, а в 1742 году основал первую в России химическую лабораторию.
В 1746 году после представления очередной диссертации по химии «О металлическом блеске» получил звание профессора и титул дворянина. В то же время Ломоносов усиленно ведёт свои занятия в области минералогии, физики и химии, печатает на латинском языке длинный ряд научных трактатов. В 1753 году Ломоносову, при протекции государственного деятеля И. И. Шувалова, удаётся устроить первую в мире фабрику мозаики (упраздненная ныне деревня Усть-Рудица в Ленинградской области).
В 1754 году Ломоносов оставляет химическую лабораторию, становится свободным исследователем и одновременно сближается с любимцем Елизаветы И. И. Шуваловым. При непосредственном участии и влиянии Ломоносова совершается в 1755 году учреждение и открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект. Уже в 1757 году Михаил Васильевич получает новый чин – коллежский советник. Новым местом его службы стала канцелярия Академии, он ведал научными и учебными департаментами. Назначенный в 1758 году главой Географического департамента Академии наук, Ломоносов начинает работу по составлению нового «Атласа Российского» и добивается рассылки во все губернии географических анкет, сведения из которых могли бы помочь в создании различных карт.
Ломоносов умер 4 (15) апреля 1765 года на 54-м году жизни от воспаления лёгких. Незадолго до смерти Ломоносова посетила императрица Екатерина II. На следующий день после смерти Ломоносова его библиотека и бумаги были по приказанию Екатерины II опечатаны графом Григорием Орловым и перевезены в его дворец. Бумаги и проекты Михаила Васильевича носили важный стратегический характер для устройства образования и развития науки страны.
В период 1770–1771 гг. убежденный сторонник создания в России высшего горного учебного заведения Михаил Федорович Соймонов после обращения в Берг-коллегию уральского горнопромышленника И. Тасимова составил план учреждения Горного училища, рассмотренный Сенатом и утвержденный Екатериной II (1773 г.). Несмотря на то, что управленческий и организаторский талант Соймонова не вызывал никаких сомнений, все же факт представления готовых и проработанных документов в столь короткий срок вызывает множество научных споров. Кроме того, опечатывание и перевоз всей библиотеки, документов и минералогической коллекции Михаила Ломоносова в дом генерал-директора по Инженерному корпусу Григория Орлова (назначен в мае 1765 года), а в дальнейшем и их полное исчезновение также является научной загадкой.
Для подведения к ключевому научному вопросу данной работы хотелось бы привести обоснованный исторический факт, непосредственно связанный со становлением горного дела России и развитием горно-геологической отрасли в мире: 21 октября (3 ноября по новому стилю) 1773 года Екатерина II утвердила решение Сената о создании первой высшей технической школы в России, которая была названа не кадетским корпусом, а Горным училищем, «дабы в оном заведении могли обучаться не только дворянские дети». Идея всеобщего равенства в правах на образование в гимназии и университете в России принадлежала Михаилу Ломоносову (еще в 1756 году).
Кроме того, основой образования в Горном училище с первых дней был практический подход: для практической подготовки горняков во дворе училища сооружают первую в мире учебно-практическую шахту «Примерный рудник», созданную по проектам и эскизам лучших архитекторов и художников того времени под руководством И.М. Ренованца, а также открывает свои двери Минеральный кабинет, куда по указу Екатерины II, свозятся самые ценные образцы со всех рудников, копей и горнозаводских предприятий того времени для натурного изучения. Сам подход к построению учебного процесса очень напоминал практические занятия Ломоносова в Саксонии: посещение Примерного рудника и Минерального кабинета, а также объяснение производственных процессов на моделях. Важной и неотъемлемой частью всего образования в Горном училище отводилось изучению иностранной технической литературы.
Парадокс неоцененности вклада Михаила Васильевича Ломоносова в становление горного дела и геологической науки до сих пор остаётся не до конца изученным и понятым нами. Всю свою жизнь ученый содействовал русскому народу в научных исследованиях и ратовал о создании в России высшего горного учебного заведения.
Нам, горным инженерам, хочется верить в светлое будущее геологии и горного дела и продолжать доброе дело Михаила Васильевича Ломоносова в области исследования недр нашей Родины под гимн и лозунг горных инженеров «Усердие к делам Отечества и к пользе оного любовь».