Екатерина Корнева
студентка третьего курса геолого-разведочного факультета ИГД и ГТ им. академика У. Асаналиева при КГТУ им. И. Раззакова, Кыргызстан, г. Бишкек
Научный руководитель: Кметь Л.В.,
преподаватель геолого-разведочного факультета ИГД и ГТ им. академика У. Асаналиева при КГТУ им. И. Раззакова, Кыргызстан, г. Бишкек
Введение
Актуальность изучения базальтов коктурпакской свиты связана с развернутыми по всему миру поисками так называемого «иридиевого» горизонта – отражения в осадках крупной космической катастрофы (падения астероида в районе Мексиканского залива), произошедшей 65 млн лет тому назад. Возникший после этого плюм (глубинный мантийный поток, зарождающийся на границе ядро – мантия), привел к массовому излиянию базальтов в противоположной части планеты (Соломович Л.И., 2018 г.).
Мезокайнозойские базальты выявлены в пределах Тянь-Шаня на обширной территории площадью более 285 тыс. км2, от горного обрамления Ферганской впадины на западе до отрогов Джунгарского Алатау на востоке. Они присутствуют среди палеозойских комплексов в виде даек и штоков, а потоки и силлы базальтов установлены среди континентальных отложений нижней стратиграфической единицы неотектонических впадин, известной как коктурпакская, чонкурчакская, сулутерекская свиты.
Комплексные исследования 2000-х годов позволили получить новые данные о геологических особенностях, времени формирования и параметрах петрогенезиса мезокайнозойских базальтов Тянь-Шаня. Анализ расплавных включений в плагиоклазах показал, что они по петрохимическим характеристикам близки к базальтам океанических островов. Анализ соотношений редких элементов, устойчивых при вторичных процессах (Zr, Y, Nb), и характера распределения редкоземельных элементов в расплавных включениях позволил ряду исследователей сделать вывод о плюмовом источнике магматических систем. Обобщив результаты исследований разных лет и свои данные, они пришли к выводу, что в пределах всего Центрального Тянь-Шаня мантийный плюм появился уже в меловое время и имел несколько фаз активизации и что во времени фронт магматизма мигрировал к северу (А.В. Миколайчук, В.А. Симонов, 2006 г.). Полученные результаты подтвердили выводы предыдущих исследователей о том, что вулканиты Тянь-Шаня близки к щелочным базальтам мантийных плюмов, типичных для областей континентальных рифтов (Грачев и т.д.), и по времени формирования большинство из них синхронны с траппами Декана и Северо-Атлантической провинции. По характеру распределения редкоземельных элементов все рассмотренные базальтоиды Тянь-Шаня обогащены легкими лантаноидами и в целом хорошо согласуются с данными по породам Гавайских островов (эталон внутриплитных базальтов океанических островов).
Базальты бассейна реки Тору-Айгыр по данным предшествующих исследований являются одними из последних проявлений мел-палеогенового плюмового магматизма в пределах Тянь-Шаня. Они обладают рядом петрохимических и геохимических особенностей, в частности повышенными содержаниями урана (6,5-8,6 г/т), по сравнению с базальтоидами других проявлений этого возрастного диапазона (0,52-2,08 г/т). График базальтов Тору-Айгыра располагается между щелочными и переходными сериями Гавайских островов.
Задачи моих исследований: наблюдение морфологии потоков, отбор и микроскопическое изучение образцов из разных частей потока, выявление особенностей состава и строения базальтов, анализ соответствия петрохимических и петрографических особенностей, отмеченных предшественниками.
Автор выражает благодарность Башкирову Анатолию Павловичу за организацию маршрута и помощь в анализе проб и Чернявской Зинаиде Иосифовне за советы и содействие в отборе образцов.
Геологическое положение базальтов участка Тору-Айгыр
Палеозойские образования, слагающие подножие Кюнгей-Ала-Тоо, представлены гранитами силурийского возраста. Выработанная на них предорогенная поверхность выравнивания и вышезалегающие отложения коктурпакской свиты полого погружаются к северу, северо-западу. На выветрелой поверхности гранитов залегают светлые известняки и мергели (до 2 м). Их сменяет 5-метровый слой красных глинистых и светлых аркозовых песчаников с прослоями конгломератов, на котором залегают потоки базальтов (10-12 м), возраст базальтов составляет 53 млн лет. Верхняя часть кайнозойского разреза сложена красноцветными грубообломочными отложениями олигоцена-миоцена. Описанный комплекс слагает предгорье и по системе сдвигов и надвигов сочленяется с палеозойскими образованиями Кюнгей-Ала-Тоо на северо-западе и плиоцен-плейстоценовыми отложениями Иссык-Кульской впадины на юго-востоке (А.В. Миколайчук, 2000).
Результаты петрохимического анализа
Результаты петрохимического анализа Результаты анализов предшественников на участке Тору-Айгыр позволили получить данные по петрохимии и геохимии мезокайнозойских базальтов участка Тору-Айгыр (табл. 1, 2). По петрохимическим характеристикам (табл. 3) базальты участка Тору-Айгыр принадлежат к умеренно-щелочной серии. По соотношению CaO/Al2O3 они приближаются к остаточным расплавам.
Морфология потоков и текстурные особенности базальтов
В строении потоков наблюдаются следующие особенности: в нижней части потоков породы массивные с немногочисленными маломощными субпараллельными (до 5 см) карбонатными прожилками, в верхней части потоков – породы с миндале-каменной текстурой. Форма миндалин весьма разнообразна, наряду с мелкими (доли миллиметра) развиты крупные пузыри и каверны до 15-20 см, реже до 50 см по длинной оси. Округлые, почти шарообразные пустоты сменяются эллиптическими, линзовидными и амебовидно-неправильными. Пустоты в различной степени заполнены кальцитом, наблюдаются друзы на стенках пустот, некоторые миндалины выполнены халцедоном и друзами кварца. В этой же части потоков наблюдаются многочисленные жилки карбоната, мощность их достигает 25-30 см. В разрезе они параллельны кровле, на обнаженной поверхности потока они образуют ветвистую сеть.
Петрографическая характеристика базальтов
По внешнему виду базальты темно-серые с зеленоватым и лиловым оттенком. В петрографическом плане исследованные мной образцы из нижней и верхней части потоков относятся к типичным субщелочным оливиновым базальтам афирового и неявно порфирового облика. Единичные фенокристаллы (1-2 мм) оливина и плагиоклаза выделяются на фоне мелкозернистой массы с интерсертальной и гиалоофитовой структурой (вблизи кровли и подошвы потока) и интерсертальной и субофитовой в центральных частях потока.
Оливин образует мелкие гипидиоморфные кристаллы и редкие гипидиоморфные вкрапленники, которые полностью замещены слюдоподобным иддингситом. Плагиоклаз образует редкие широкие таблицы во вкрапленниках, почти полностью сосюритизированные, и тонкие разноореинтированные лейсты в основной массе. По составу плагиоклаз основной массы отвечает андезину и лабрадору в миндале-каменных разностях. Пироксен встречается в миндале-каменных разностях. Рудный минерал титаномагнетит представлен мелкими хорошо ограненными кристаллами.
Особенностью пород участка Тору-Айгыр является наличие крупных монокристаллов кальцита, пойкилитово включающих зерна плагиоклаза и содержащих включения стекла, что указывает на раннюю кристаллизацию кальцита до полного затвердения породы. Макроскопически эти породы характеризуются массивной текстурой. Наблюдаются эти разности в нижней части потока, выше в них постепенно появляются, наряду с крупными кристаллами кальцита, пустоты, выполненные агрегатом кальцита – миндалины. В верхней части потока в миндале-каменных разностях монокристаллы кальцита не наблюдаются.
Прожилки карбоната под микроскопом состоят из мозаичного агрегата кальцита с редкими зернами кварца неправильной, иногда идиоморфной, формы. Изометричная форма этих кристаллов указывает на высокотемпературную среду образования, то есть образование прожилков кальцита не сильно отстает во времени от затвердения породы.
Выводы
Особенностью минералогии базальтов Тору-Айгыра является кристаллизация в нижней части потоков крупных монокристаллов кальцита вместо пироксена. Объясняется такое необычное соотношение минералов в базальтах, по-видимому, значительным содержанием летучих компонентов, в частности углекислоты, повышенной щелочностью магм, достаточно высокой температурой их по отношению к началу кристаллизации. Повышенное давление углекислоты приводит к тому, что после кристаллизации оливина начинается фракционирование более кислого плагиоклаза (андезина вместо лабрадора), поэтому весь кремнезем расходуется на образование более кислого плагиоклаза, а излишек кальция идет на образование монокристаллов кальцита вместо пироксена.
Итак, мы наблюдаем как минимум 3 генерации кальцита в породах: 1 образуется до затвердения породы-монокристаллы; 2 выполняет миндалины; 3 выполняет кальцитовые прожилки. В местах, где базальты характеризуются брекчеевидным обликом, по-видимому, крупные миндалины образуются в результате эксплозивных выбросов флюидов уже после полного остывания потоков (диагональное расположение некоторых миндалин). Выполнены они кальцитом, опалом, друзами горного хрусталя. Это уже четвертая генерация кальцита и остаточного кремнезема.
Большой интерес вызвали породы, залегающие выше базальтовых потоков, это слой оскольчатых алевро-аргиллитов с карбонатным цементом и оскольчатой отдельностью. При изучении под микроскопом эти породы можно определить как флюидно-эксплозивные брекчии, состоящие из обломков кварца и полевых шпатов остроугольной и неправильной формы, с извилистыми очертаниями, погруженные в мозаичный агрегат кальцита. Возможно, образование последних пород и оскольчатая отдельность алевро-аргиллитов указывает на флюидно-эксплозивные извержения, после внедрения базальтов. Содержание урана в алевро-аргиллитах также повышено (6,4-7,7 г/т).
По-видимому, более тщательное исследование базальтов Тору-Айгыра и залегающих выше и ниже отложений коктурпакской свиты позволят выявить еще много интересных фактов и обогатить наши знания о петрологии последнего проявления вулканизма Тянь-Шаня.
Список литературы:
1. «Геодинамика и геоэкология высокогорных районов в 21 веке». А.В. Миколайчук, В.А. Симонов, А.В. Травин, Е.Р. Собел, 2006г.
2. «Мел-палеогеновый внутриплитный магматизм Центральной Азии». В.А. Симонов, А.В. Миколайчук, С.В. Рассказов, 2008г.
3. «От чего вымерли динозавры». Соломович Л.И., 2018г.
4. «Тектоника кайнозоя и сейсмичность Северо-западной части Иссык-Кульской впадины». А.М. Корженков, 2000г.
5. «Late Paleozoic-Cenozoic intra-plate continental basalts magmatism of the Tienshan-Junggar region in the SW Central Asian Orogenic Belt». В.А. Симонов, А.В. Миколайчук, И.Ю. Сафонова, А.В. Котляров, 2015г.