ГОРНЫЙ МУЗЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК НАУЧНООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

ГОРНЫЙ МУЗЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК НАУЧНООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

Glav

Е.Л. Котова, заместитель директора Горного музея


 Горный музей и его коллекции – это уникальный инструмент популяризации знаний и достижений Горного университета, приобщения людей к вехам истории горного дела и общей истории, источник вдохновения и площадка для диалога, представляющий собой «доминанту» основополагающих миссий и значимых мероприятий Университета, России и мира, в частности в области сохранения и изучения природного, культурного и исторического наследия, а также уникальная площадка для проведения исследований, реализации формального и неформального образования, социального и личностного развития во всем мире, содействия межкультурному диалогу.

1

 

2

Горный музей, основанный в 1773 г., – один из лучших музеев мира геологического, горного и металлургического профиля. Музей входит в состав Горного университета – первого высшего технического учебного заведения Росси. Горный музей в Санкт-Петербурге является 3-й по величине естественно-научной экспозицией в мире. Фонды Музея насчитывают около 230 тысяч экспонатов, среди которых редчайшие минералы, ювелирные камни, металлы, крупнейшая коллекция метеоритов, исторические и действующие макеты и модели горной техники, палеонтологическое собрание, документы по истории Университета. Собрание Музея расположено в историческом здании на набережной Лейтенанта Шмидта, созданном по проекту русского архитектора Андрея Воронихина в XIX веке.

3

 

4

Горный университет – первое высшее учебное заведение России. Здесь с 1774 года получают образование горные инженеры, миссия которых – вести за собой наше научное и промышленное развитие. С первых дней основания Университета Музей является своеобразным методическим пособием по всем дисциплинам, которые преподаются в стенах этого учреждения. В 20-ти залах левого и правого крыла посетитель сможет полюбоваться уникальными интерьерами и экспонатами со всего мира: глыба малахита весом 1504 кг, подаренная Музею Екатериной II; самородок меди «Медвежья шкура» из Казахстана весом 842 кг; коллекция изумрудов и топазов со всего мира; коллекция изделий Карла Фаберже; пальма, выкованная отечественным кузнецом из цельной рельсы, первой стали России (является научно-техническим и художественным памятником); историческая коллекция метеоритов, насчитывающая более 1500 наименований. Кроме того, в залах Музея вы можете встретить как отдельные образцы, так и целые коллекции, поступившие с оружейных и металлургических заводов России и Европы.

5

 

6

 

7

 

8

Отдельного внимания заслуживает коллекция художественного литья, одна из самых полных и интересных среди отечественных собраний. Она включает в себя 125 экспонатов, изготовленных в XIX-XX веках на знаменитых литейных заводах России.

9

Модельное собрание Горного музея является одним из наиболее крупных и полных в мире. На протяжении всей истории Музея оно пополнялось самыми современными моделями и макетами техники из разных стран. В Музее студенты могли ознакомиться с последними разработками и технологиями в горно-металлургической промышленности. Образцы новой техники, необходимые для обучения студентов, создавались на российских заводах или заказывались лучшим европейским мастерам. В течение XIX века в отдел поступило много моделей из мастерских Шредера (Франкфурт-на-Майне), Гейера (Клаусталь, Гарц), Клера (Париж) и Фрейбергской горно-металлургической академии.

10

Любители окаменелостей будут в восторге от Палеонтологического собрания, расположенного в левом крыле Музея. Экспозиция последовательно показывает историю развития жизни на Земле от древнейших геологических эпох и знакомит с различными группами вымерших организмов. Представленные в Музее экспонаты собраны по всему миру знаменитыми учеными, коллекционерами и специалистами России и зарубежья.

11

Как много лет назад, так и сегодня одной приоритетных задач Горного музея является не только сохранение наследия Горного университета во всех его формах, но и создание образовательной доступной площадки для посетителя любого уровня подготовки, от школьника до ученого. Здесь, в стенах Музея, формируется возможность научного диалога между обучающимся и ученым или специалистом.

12

Поиск новых путей демонстрации информации, в том числе визуализации научных достижений для максимального охвата целевых аудиторий, популяризации полученных результатов привел музейное пространство Горного музея к тому, что специалисты, почти не изменив историческое наполнение Музея и сохранив его уникальное лицо, смогли получить интерактивный ресурс, позволяющий реализовывать многочисленные образовательные программы и мероприятия на современном международном уровне. В стенах Музея проводятся конференции, семинары, лекции, летние школы и мастер-классы с крупными учеными или специалистами.

Кроме классических направлений пополнения коллекции и расширения научных контактов, в Горном музее реализуются практические полевые выезды, полевые экскурсии и экспедиции, как российские, так и международные. В этих мероприятиях принимают участие как школьники, так и специалисты.

13

Так, например, в июне 2019 года завершилась русско-немецкая экспедиция, прошедшая по следам немецкого географа и натуралиста Александра фон Гумбольдта. Путешествие приурочено к 250-летнему юбилею учёного и к 190-летию его экспедиции по России. Специалисты Санкт-Петербургского горного университета и Фрайбергской горной академии частично повторили маршрут естествоиспытателя. В ходе экспедиции учёным удалось собрать минералогические, ботанические и зоологические коллекции, а также провести работу с материалами в краеведческих музеях. Кроме того, исследователи приняли участие в заседаниях «круглых столов» и прочли ряд лекций, посвящённых наследию немецкого учёного. По результатам экспедиции была сформирована временная экспозиция в залах Музея.

14

Реализация инженерных кейсов, интерактивных экскурсий и фестивалей науки также является одним из направлений популяризации Горного музея. Так, например, в рамках ежегодного форума молодых ученых была реализована специальная программа для школьников по химии в форме решения инженерных кейсов. В этом мероприятии приняли участие специалисты химического холдинга ФОСАГРО, профессора и аспиранты Университета, школьники северо-западного региона. Основной тематикой кейсов была «История химической науки. В рамках юбилейного года открытия периодического закона Д.И. Менделеева». Участие в отборочном туре приняло больше 250 школьников.

15

Каким бы ни было мероприятие, проводимое и организованное Музеем, главная цель – создать активное информационное поле, в котором ежедневно и даже ежеминутно (в условиях цифровой или онлайн-реальности) сосуществуют и активно взаимодействуют партнеры Университета, обучающиеся и потенциальные участники проектов и, конечно же, журналисты.

Уникальное собрание Горного музея и его интерьеры обеспечивают «присутствие» Музея на главных и стратегических мероприятиях Университета, России и мира, в том числе прошедших и исторически значимых. Поэтому главная задача для нас сегодня – вовлечь в информационно-образовательное поле обучающегося, что позволит сформировать научную и культурную среду для подготовки кадров высшей квалификации для нашей страны и мира.

16

Back to top