НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО В МГРИ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО В МГРИ

Muhametzyanov

Амир Мухаметзанов, студент 4 курса факультета геологии и геофизики нефти и газа Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе


2021 год в России объявлен Годом науки и технологий. Это способствовало привлечению внимания образовательных организаций к активизации как организаторской работы по развитию научных исследований, так и самой исследовательской работы, к новым подходам и сочетаниям различных форм обучения и образовательных технологий.

В связи с этим особую актуальность приобретает развитие движения научно-технического волонтерства – сферы добровольческой деятельности, которая подразумевает привлечение к научно-исследовательской деятельности не только студенческой молодежи, но и обучающихся общеобразовательных организаций. Приобщение школьников к настоящим научным исследованиям важно не только для воспитания будущих ученых, но и для обеспечения качественного образования учащихся независимо от сферы их дальнейшей профессиональной деятельности. Многие из талантливых студентов начинали свою «научную карьеру» еще в научном обществе школьников, в кружках и клубах, организациях дополнительного образования.

С 1948 года, более 70 лет, на базе Российского государственного геологоразведочного университета осуществляет свою деятельность Школьный факультет. Школьный факультет в настоящее время является старейшей детско-юношеской геологической организацией и ведет работу в рамках геологического кружка с учащимися 7-11 классов. Ежегодно более 100 школьников изучают геологию в теории и на практических занятиях, проводимых студентами МГРИ. Это позволяет расширить сферу исследовательских интересов школьников не только в геологии, но и в математике, физике, химии, географии. Ребята, изучающие геологию на базе Школьного факультета, активно принимают участие в олимпиадном движении, научных конференциях, научных лагерях и т.д.

Так, с 1999 г. в стенах вуза проходит Всероссийская открытая геологическая олимпиада «Земля и Человек». За это время в олимпиаде приняли участие более 3000 школьников, из которых более половины поступили в профильные геологические вузы, в том числе около 600 в МГРИ. Целью Олимпиады являются пропаганда знаний и развитие интереса обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях к наукам о Земле, профориентация юношества, выявление способных учащихся и привлечение их к поступлению в высшие учебные заведения по профилю Олимпиады.

Тематика Олимпиады охватывает тесно взаимосвязанные разделы естествознания, составляющие комплекс наук о Земле: палеонтологию, петрографию, минералогию, кристаллографию, геохимию, геоэкологию, структурную геологию, историческую геологию, инженерную геологию, гидрогеологию, геофизику, учение о полезных ископаемых. На протяжении более 20 лет знания школьников оцениваются высококвалифицированной судейской комиссией Олимпиады, собранной из профессоров преподавательского состава МГРИ, МГУ и приглашенных специалистов из различных ведущих горно-геологических организаций России. В разные годы в Олимпиаде принимали участие от 150 до 350 участников из разных уголков России, стран СНГ, дальнего зарубежья. Для школьников организовываются экскурсии в Государственный геологический музей им. Вернадского, минералогический музей им. Ферсмана, геологический и палеонтологический музеи МГРИ.

Повысить интерес учащихся к научно-исследовательской деятельности и качество образовательного результата позволяет организация научно-исследовательской работы учащихся на базе существующих лабораторий вузов, проектных офисов, конструкторских бюро, имеющих приборно-техническое оснащение и высококвалифицированный научно-педагогический и студенческий потенциал. Систематическая работа школьников в стенах высшего учебного заведения совместно со студентами и преподавателями обуславливает в значительной степени осознанный выбор их дальнейшего образовательного маршрута. Мотивами для проявления интереса школьников к науке будут являться приобретение ими навыков научной и творческой работы; возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях наравне со студентами, аспирантами и научными работниками.

1

В Российском государственном геологоразведочном университете имени Серго Орджоникидзе данная задача решается следующим образом:

1. Создание системы наставничества научно-исследовательских работ учащихся образовательных организаций среднего и старшего звена.

2. Создание системы научно-технического волонтерства при организации научных мероприятий – научно-практических конференций, лабораторных практикумов, научных квестов, хакатонов и т.п.

3. Создание экспертного сообщества из числа преподавателей и студентов университета, профильных партнеров вуза при оценке исследовательских работ учащихся.

Это способствует преобразованию исследовательской деятельности школьников в эффективный инструмент развития их интеллектуальных и творческих способностей, повышению мотивации и интереса к изучению преподаваемых наук. С января 2019 года запущен научно-образовательный проект «ПалеоЛаб». Проект действует на базе палеонтологического музея и лаборатории 3D-моделирования и прототипирования МГРИ и курируется ведущими учеными Палеонтологического института им. А.А. Борисяка Российской академии наук, преподавателями и студентами вуза. «ПалеоЛаб» включает в себя комплекс лекций, тренингов, мастер-классов и практических мероприятий для студентов, учащихся школ и колледжей. Более 300 школьников и учащихся колледжей Москвы и Московской области посетили мастер-классы по 3D-моделированию, программированию в 3D-среде, изучению остатков флоры и фауны и другие. Проект стал уникальной возможностью познакомиться с инновационной сферой 3D-моделирования и прототипирования. На занятиях ребята учатся самостоятельно создавать собственные 3D-модели и прототипы, полностью погружаясь в творческий процесс.

С 2014 года вуз принимает участие в реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы «Субботы московского школьника/Университетские субботы». Только за сентябрь-ноябрь 2021 года количество участников составило 700 человек.

А в 2020 году на базе университета реализовался проект Департамента образования и науки города Москвы «Организация работы кружков различных профилей для обучающихся московских школ на базе МГРИ» по направлениям естественно-научного и технологического цикла. В кружках по дополнительным общеразвивающим программам прошли обучение 500 школьников. На занятиях школьники познакомились с теорией решения изобретательских задач и основами инженерии, изучили физические основы аэродинамики и сконструировали роботов с применением CAD-систем, узнали основные закономерности развития геологии и смежных с ней наук, изучили особенности минералов и др.

2

МГРИ является вузом, который всегда открыт для школьников. В рамках сетевого взаимодействия с образовательными организациями г. Москвы студенты-волонтеры проводят с учащимися мастер-классы и занятия на интерактивных площадках университета. Так, в сентябре 2021 года в рамках общероссийской акции «На острие науки» Года науки и технологий более 200 участников с 5 по 11 классы посетили интерактивные площадки по самым разным научно-технологическим направлениям. Ребятам продемонстрировали увлекательные химические опыты, на экологической площадке они познакомились с методами оценки качества окружающей среды. Три площадки были связаны с современными технологиями: полетами и управлением беспилотниками; технологиями трехмерного сканирования и моделирования и печати на 3D-принтере палеонтологических объектов; использованием нейрогарнитуры – устройства для обмена информацией между мозгом человека и компьютером. Эта технология позволяет в реальном времени вести регистрацию электрической активности мозга, которую может расшифровать компьютер. Старшеклассники посетили лабораторию кафедры техносферной безопасности, где узнали о том, для чего и как можно оценивать воздействие шума, вибрации и других негативных факторов на здоровье человека. После ребята отправились на кафедру минералогии и геммологии, где ознакомились с коллекциями образцов для диагностики и оценки драгоценных камней и ювелирных изделий, а также посетили мастерскую для обработки ювелирных камней и металлов.

3

Отдельным значимым событием деятельности университета является реализация проекта «ГЕОАРТЕК», проходящего на базе Международного детского центра «Артек». В 2021 году проект стартовал уже пятый юбилейный раз. Проект основан на концептуальной модели развития детско-юношеского геологического движения России. Геологические смены с 2017 года охватили более 12000 школьников со всей России в возрасте от 10 до 17 лет. Каждый участник слёта получил уникальный практический опыт в 7 профессиях горнодобывающего комплекса. Уникальность такого сотрудничества состоит в том, что оно призвано заменить для артековцев «учебу за партой» на «уроки на природе», что многократно увеличивает результат занятий, а определяющими становятся интерес, радость творчества и погружение в реальность профессии геолога. Таким образом, проект «ГЕОАРТЕК» обеспечивает раннюю профориентацию учащихся, помогает в выборе будущей профессии.

Реализация научно-технического волонтерства на базе Российского государственного геологоразведочного университета способствует привлечению студентов, преподавателей, ученых вуза к исследовательской работе с учащимися общеобразовательных организаций и находит отражение в выработке у школьников активной познавательной позиции, опыта проведения исследований и проектов, умения выделять проблемы и генерировать варианты и идеи их решения, грамотно представить результаты на различных конкурсах, олимпиадах и т.п., формирует планы совместной работы по организации научно-исследовательской деятельности школьников между общеобразовательными организациями, вузом и профильными партнерами вуза.

Back to top