КОНЦЕПЦИЯ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

КОНЦЕПЦИЯ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

лого
Реализация довузовской подготовки и профориентации представляется одним из наиболее важных направлений деятельности Санкт-Петербургского горного университета, поскольку ставит перед собой актуальную задачу привлечения в Университет наиболее одаренных, профессионально ориентированных, а главное, заинтересованных поступающих, которые, получив должный уровень образования, будут работать по специальности. В Горном университете работа в этом направлении ведется под координацией Центра довузовских и специальных программ.
Концепция довузовской подготовки Горного университета подразумевает реализацию комплекса мероприятий, направленных на отбор наиболее подготовленных поступающих. Мероприятия проводятся, начиная с 5 класса, а иногда и для учащихся начальных классов. Комплекс данных мероприятий достаточно обширный и разноплановый.


День открытых дверей Университета.

Данное мероприятие проводится с целью ознакомления поступающих и их родителей с материально-технической базой учебно-научных центров и лабораторий, а также с образовательной, научной и международной деятельностью Горного университета.

1
В рамках Дня открытых дверей предусмотрено проведение круглых столов с деканами и представителями факультетов, на которых посетители задают интересующие их вопросы о направлениях подготовки и специальностях, местах прохождения летних практик и возможностях трудоустройства выпускников. Представители Приемной комиссии предоставляют будущим абитуриентам необходимую информацию о поступлении в Университет.


День открытых дверей факультета.

Программа данного мероприятия нацелена на более детальное знакомство школьников и родителей с оснащением выпускающих кафедр факультетов Университета и особенностями реализации образовательных программ на данных кафедрах. Преподаватели выпускающих кафедр предоставляют посетителям информацию о получаемых студентами навыках и компетенциях в ходе обучения, предприятиях-партнерах и карьерных перспективах.

2


Экскурсии по Университету и профориентационные беседы.

Для организованных групп школьников проводятся ознакомительные экскурсии по Горному университету с посещением кафедр, учебно-научных центров и лабораторий, в ходе которых обучающиеся знакомятся с образовательной, научной, международной, спортивной и культурно-массовой деятельностью Университета. Для обучающихся 9-11-х классов предусмотрено проведение профориентационной беседы, где школьникам предоставляется информация об образовательных программах, реализуемым в Университете, местах прохождения практик и трудоустройства выпускников, а также информация по правилам приема в Горный университет.

3
В программу посещения Университета включается экскурсия по Горному музею или лекция на научно-популярную тему от ведущих ученых Университета. Так, например, в 2020/2021 учебном году ведущими профессорами, учеными и преподавателями прочитано 82 научно-популярные лекции: 46 в дистанционном и 36 в очном формате в помощь профессиональной ориентации для более чем 3 254 учащихся и выпускников школ.


«Учебный день».

Для того, чтобы обучающиеся 9-11-х классов получили возможность на время почувствовать себя студентами Горного университета, Центр довузовских и специальных программ организует «Учебный день». Эффект погружения в мир высшего образования достигается за счёт присутствия старшеклассников на двух научно-популярных лекциях ведущих учёных и преподавателей Университета. В программу «Учебного дня» включены экскурсии по Университету и по Горному музею.

4
Профориентационное тестирование, которое позволяет старшеклассникам получить представление об уровне интереса к различным сферам профессиональной деятельности, выраженности личностных качеств и уровнях развития умственной деятельности, а также поможет определиться с выбором ЕГЭ. Данное мероприятие проводится как в формате индивидуального тестирования, так и в формате группового тестирования.

5


Подготовительные курсы.

В целях повышения уровня общеобразовательной подготовки поступающих в Университет по комплексу предметов (математика, русский язык, физика, химия, информатика, рисунок и композиция) для обучающихся 10-11-х классов на базе Горного университета реализуются подготовительные курсы. Их содержание определяется разрабатываемой на кафедре рабочей программой и дополняется методическими указаниями с подробными разборами теоретической программы и примеров задач. В программу курсов также включены разбор и анализ решения задач прошлых лет из олимпиады школьников «Гранит науки».

6


Олимпиады школьников.

С целью выявления одаренных школьников, ориентированных на поступление на инженерно-технические специальности, а также профессиональной ориентации обучающихся 9-11-х классов и подготовки их к поступлению, на базе Горного университета проводятся олимпиады школьников, входящие в Перечень олимпиад школьников и их уровней на учебный год, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Такими олимпиадами являются Объединенная межвузовская математическая олимпиада школьников, отраслевая олимпиада школьников «Газпром» по профилям Физика, Химия, Информатика, а для обучающихся, в том числе начальной школы, университетская олимпиада школьников «Бельчонок» по профилям Математика, Физика, Информатика и Химия.

7
Олимпиада школьников «Гранит науки» Горного университета проводится с 2014 года для обучающихся 9-11-х классов по физике, математике, информатике и химии. С 2018 года олимпиада входит в Перечень олимпиад школьников и их уровней по профилю Естественные науки, с 2019 года – по профилям Химия и Информатика. В 2022 году олимпиада проводится и по Экологии.

Рис. 1. Количество участников олимпиады «Гранит науки» за период с 2016/2017 по 2020/2021 гг.Рис. 1. Количество участников олимпиады «Гранит науки» за период с 2016/2017 по 2020/2021 гг.
По результатам проведения олимпиады школьников «Гранит науки» победители и призеры всех профилей (исключая Экологию) имеют право поступать в образовательные организации высшего образования по льготам, установленным Минобрнауки России, в соответствии с Правилами приема образовательной организации.


Специальные программы.

В рамках реализации системы непрерывного образования «Школа-вуз-предприятие» по всей стране реализуются различные профильные классы: «Воркутауголь-классы», «ФосАгро-классы», «Роснефть-классы», «Газпром-классы». В рамках соглашения с компаниями, нацеленными на привлечение на предприятие высококвалифицированных выпускников общеобразовательных организаций высшего образования, реализуется довузовская подготовка обучающихся. Цель этой подготовки заключается как в подготовке к поступлению в университеты (углубленное изучение предметов, подготовка к ЕГЭ), так и в профориентации, то есть знакомстве с профессиями, направлениями подготовки или специальностями в виде квестов, кейс-заданий, выполнении лабораторных работ. Например, в 2021 году была организована и проведена летняя каникулярная смена ООО «Сибур» для одаренных школьников.
Для обучающихся начальных классов с целью знакомства с Университетом проводятся различные как образовательные мероприятия, такие как университетская олимпиада школьников «Бельчонок» или конференции «Первые шаги в науку», «Надежды будущей России», так и развлекательные, например, представления или квесты, с привлечением студентов Горного университета, рассказывающих о различных технических профессиях.

8
На базе Горного университета для школьников проводятся такие конференции как Всероссийский конкурс научно-технологических проектов школьников Ленинградской области «Большие вызовы», Балтийский инженерный конкурс и др., участие в которых в составе экспертных жюри принимает профессорско-преподавательский состав Университета.


Работа с иностранными поступающими.

С сентября по май проводятся мероприятия, направленные на привлечение иностранных абитуриентов в Университет, с июня по август проходит приемная кампания, в ходе которой сотрудники отдела отвечают за прием иностранных граждан.
Большую часть профориентационных мероприятий составляют различные образовательные выставки, которые организуются как частными компаниями, так и российскими загранучреждениями. В ходе таких выставок наибольший интерес проявляют граждане таких стран, как Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Ливан, Сирия.

9
Существенную долю приема иностранных граждан в Горный университет составляет квота Правительства РФ на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Поэтому большое внимание уделяется сотрудничеству с Русскими домами в различных странах мира. Сотрудники отдела внешних программ представляют Горный университет как в очных, так и в онлайн-мероприятиях, организованных Русскими домами в таких странах, как Танзания, Ливан, Вьетнам и т.д. Также Университет входит в рабочие группы, осуществляющие первый этап отбора иностранных граждан на обучение по квоте.
В период приемной кампании отделом осуществляется взаимодействие с иностранными абитуриентами, в т.ч. обработка их документов. В Горном университете работает Комиссия по признанию иностранного образования и (или) квалификации, делопроизводство в рамках которой ведут сотрудники Центра. Благодаря возможности самостоятельно признавать иностранные документы об образовании ускоряется процедура приема абитуриентов, упрощается процесс подготовки необходимых для поступления документов.
Особенно перспективным видится привлечение выпускников Университета из числа иностранных граждан, т.к. они представляют собой живой пример для своих соотечественников и мотивируют их на учебу и получение образования в Горном университете.
Значительное внимание при организации довузовской подготовки уделено контактам с регионами по целевой профориентации школьников. Представители Университета принимают участие в очных и дистанционных мероприятиях компаний «ФосАгро», «Газпром», «Воркутауголь», «Роснефть» и других, в рамках которых организованы встречи с старшеклассниками школ из городов Кировск, Апатиты, Череповец, Воркута, Нефтеюганск и др.
Центром довузовских и специальных программ активно ведется профориентационная работа в Санкт-Петербурге, в Северо-Западном и других федеральных округах, а также за рубежом, как в рамках образовательных выставок, так и в образовательных учреждениях.
Профориентационная работа студентов Университета в период зимних каникул в регионах места проживания представляет большую значимость, поскольку предусматривает распространение профориентационных материалов и информационных буклетов по поступлению в Горный университет обучающимся региональных образовательных учреждений.
В профориентационной работе активно используются рекламные аудиоролики и видеоролики об Университете. Кроме того, деятельность Университета освещается на радиостанциях города, области и регионов, а также на образовательных порталах в сети «Интернет».
Для примера, общее количество человек, охваченных профориентационной работой в 2020/2021 учебном году, составило 35 905, и это не считая ежедневные индивидуальные консультации для посетителей, интересующихся условиями приема и обучения в Университете.


Результаты проводимой довузовской подготовки.

В результате проводимой Центром профориентационной работы распределение поступающих, подавших заявление о приеме по направлениям подготовки бакалавриата, специалитета и магистратуры, также прошедших по конкурсу и зачисленных на обучение в 2021 году, по регионам Российской Федерации выглядело следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Распределение студентов 1-го курса по регионам проживанияРис. 2. Распределение студентов 1-го курса по регионам проживания
Всего подано заявлений на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры на места за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета: 2021 год – 36 877 (2020 год – 21 877).
Среднее значение конкурса среди поступающих на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры на места за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета составило: 2021 год – 15 чел. (2020 год – 11 чел.).
Из рис. 2 следует, что в 2021 году 71% из зачисленных в Университет являются иногородними абитуриентами.

Рис. 3. Динамика изменения количества мест за счет бюджетных ассигнований и количества заявлений о приеме за период 2010-2021 гг.Рис. 3. Динамика изменения количества мест за счет бюджетных ассигнований и количества заявлений о приеме за период 2010-2021 гг.
Из рис. 3, где представлена динамика изменения количества мест за счет бюджетных ассигнований и количества заявлений за период 2010-2021 гг., следует, что с каждым годом прием на бюджетной основе в Горный университет возрастает, что позволяет наращивать объем контингента обучающихся. Вместе с тем количество поданных заявлений о приеме от поступающих также возрастает, что свидетельствует о высоком качестве профориентационной работы, проводимой Центром довузовских и специальных программ и сотрудниками Университета.
После окончания приемной кампании, в период проведения которой Центр довузовских и специальных программ входит в состав Приемной комиссии университета, проводится оценка эффективности его работы по следующим аспектам (рис. 4, рис. 5 и рис. 6).

Рис. 4. Из каких источников Вы впервые получили информацию об Университете?Рис. 4. Из каких источников Вы впервые получили информацию об Университете?

Рис. 5. Что повлияло на Ваше решение поступать в Горный университет?Рис. 5. Что повлияло на Ваше решение поступать в Горный университет?

Рис. 6. Что Вас привлекло в Горном университете?Рис. 6. Что Вас привлекло в Горном университете?

Из рис. 4 и рис. 5 видно, что основными факторами, влияющими на решение поступающего при выборе университета, являются мнение родителей (45%) и посещение Дней открытых дверей Университета (18%). Стоит отметить, что чаще всего родители получают информацию об университетах на образовательных выставках, а также в школах, где проводится профориентационная работа сотрудниками Центра довузовских и специальных программ и преподавателями Горного университета.
Экскурсии в Горный музей также оказывают значительное влияние на решение поступать Университет (9%). Мнение одноклассников и учителей влияет на выбор 11% респондентов.
Из рис. 6 видно, что Горный университет заинтересовал поступающих: качеством образования – 19%; своим уровнем в мировых рейтингах и общим признанием – 19%; качественным оснащением учебно-лабораторной базы – 13%. 11% выбрали Горный из-за конкретной специальности, а 14% респондентов из-за его расположения в Санкт-Петербурге.
На основании полученных сведений по опросу и итогов приемной кампании Университета строится план работы Центра довузовских и специальных программ на следующий учебный год.

Back to top