Образовательные отраслевые программы с использованием цифровых технологий в современной школе (в рамках Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН).

Образовательные отраслевые программы с использованием цифровых технологий в современной школе (в рамках Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН).


Malishev

Ю.Н. Малышев,
академик РАН, президент ГГМ РАН



Titova

А.В. Титова,
доктор технических наук, зам. директора ГГМ РАН



В прошлых номерах журнала мы познакомили вас с тем, как в рамках Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН совместно с ведущими отраслевыми вузами создана и расширяется коммуникационная среда посредством внедрения просветительских продуктов и популяризации научных достижений в области наук о Земле среди учащей ся молодежи. Как ведется научно-просветительская работа в непрерывной системе просвещения и образования есте ственно-научного направления современными интерактивными музейными средствами, с использованием совре менных цифровых технологий. Использование цифровых технологий позволяет расширить коммуникационную об разовательную площадку, делает ее более доступной для взаимодействия академического и производственного со общества с учащейся молодежью через разрабатываемые программные образовательные модули, расширяя геогра фию аудиторий учащейся молодежи [1]. В основе разрабатываемых программ и проектов стоят науки о Земле, отраслевое направление которых: геология, горное дело, география, химия, экология. Все это определяет направления подготавливаемых научно-просветительских продуктов с использованием музейной практики, натурных материалов и современных цифровых технологий [7].

1Юные геологи самостоятельно проходят программу «Минералы – символы регионов России» на базе цифровой платформы
В этой статье мы хотели бы представить новые программы и проекты, внедренные и реализованные в последнее время на площадке нашего Центра ГГМ РАН, с использованием современных цифровых технологий. На страницах журнала мы представляли открытие цифрового класса при поддержке разработчика – крупнейшей компании ООО «Майкромайн Рус». Также рассказали, как в просветительском отраслевом сегменте нам активно помогают высокотехнологичные компании, работающие в сфере автоматизации и цифровизации современного производства. Таким партнером для нас стал отечественный разработчик – компания ВИОГЕМ. Благодаря совместному тесному сотрудничеству стало возможным создать учебные программы и проекты, которые становятся существенным образом на учно и практически содержательнее, более наукоемкими. Это расширяет коммуникационную среду учащейся молодежи в рамках профилирования на горно-геологические профессии.

2Юные геологи самостоятельно проходят программу «Минералы – символы регионов России» на базе цифровой платформы
Сегодня, когда весь мир переходит на новые дистанционные формы передачи знаний и информации, очень важно не потерять целевые образовательные и профессионально ориентированные формы. Наполнить методическим материалом, интересными и важными интерактивными, глубоко научными и методически направленными приемами.

3Юные геологи самостоятельно проходят программу «Минералы – символы регионов России» на базе цифровой платформы
В этой статье мы подробно представим вам новые дистанционные программы из числа созданных нами виртуальных дистанционных программ. На новом этапе проекта на основе экспозиции «Минералы – символы регионов России», где уже ранее разработали и внедрили программы на конкретных регионах, мы подготовили новые виртуальные дистанционные программы и практики с 3D-моделями представленных образцов и содержательным натурным материалом [7, 9].

4Лекция от компании-партнера ООО «Майкромайн Рус» для студентов 4 курса Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе
Научным заделом и основой для создания виртуальной дистанционной программы для учащихся, как говорилось ранее, является действующая экспозиция «Минералы – символы регионов России», разработанная на площадке Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН (авторы проекта – д.т.н. Титова А.В., д.г.-м.н. Наумов Г.Б.) [8]. Интерактивная экспозиция представляет собой науч но-просветительский продукт, связующее звено научно-просветительской деятельности, образовательной системы, обучающего процесса. Экспозиция знакомит с минералами, символизирующими геологические регионы России. Интерактивные киоски с сенсорными экранами, сопровождающие витрину, позволяют расширить информационное содержание экспозиции, сделать его многоуровневым. Экспозиция полноценно входит в естественно-научные предметы образовательных учреждений: регионоведение, химия, физика, природоведение, география. На материалах созданной экспозиции проводятся занятия по предметам, тематические лекции, мастер-классы, квесты, викторины, олимпиады, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Служит дополнитель ным звеном в процесс интеграции науки в образовательную среду, по формированию дополнительной непрерывной системы образования детей и молодежи в сегменте ШКОЛА-ВУЗ-ПРОИЗВОДСТВО. Созданная программа ложится на цифровой модуль, который предоставлен компанией ООО «Майкромайн Рус». В настоящее время уже проводятся занятия в цифровом классе по представленной программе.

5Лекция от компании-партнера ООО «Майкромайн Рус» для студентов 4 курса Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе Интерьер самого цифрового класса уже располагает к мечте о полевой практике и экспедиционной работе. Помогает ощутить и воочию прикоснуться к профессии геолога. На стене создана объемная 3D-картина с сюжетом геологической практики. Все минералы и горные породы на картине составляют исключительно образцы, привезенные с геологической практики юными геологами Центра.

6Лекция от компании-партнера ООО «Майкромайн Рус» для студентов 4 курса Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе
Основным важным фактором подготовленных научно-просветительских программ является их дистанционная форма. Учащимся из разных уголков страны и ближнего зарубежья предоставляется доступ к изучению материалов программы «Минералы – символы регионов России». Онлайн-занятия подготовлены так, что учащийся может самостоятельно работать с материалом на базе цифровой платформы, где, помимо изучения фактического материала по программе, они могут работать с 3D-моделями образцов, а также пройти итоговое тестирование, проверив степень усвоения материала.

7Знакомство студентов с экспозицией «Минералы – символы регионов России»
В цифровом классе уже проводятся лекции для студентов отраслевых вузов. Так, совсем недавно в рамках проекта Межвузовского центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН состоялась лекция от компании ООО «Майкромайн Рус» для студентов 4 курса Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе (МГРИ). Лекцию провёл руководитель Департамента по работе с учебными заведениями и методическому обеспечению Федотов Григорий Сергеевич

8Знакомство студентов с экспозицией «Минералы – символы регионов России»
Лекция началась с обсуждения текущего состояния цифровизации горнодобывающих предприятий, а также перспектив и трендов в данном направлении. Ребятам рассказали о создании цифровых двойников и о профессиях будущего, после чего студентам показали возможности горно-геологической информационной системы Micromine Origin&Beyond, в частности, им рассказали про основные этапы моделирования геологического строения месторождений твёрдых полезных ископаемых, начиная от геологоразведочных работ и заканчивая блочным моделированием. Также ребятам продемонстрировали примеры решения задач, связанных с проектированием, оптимизацией и планированием открытых и подземных горных работ. Как верно подытожил лектор: «Несмотря на автоматизацию процессов, сегодня особенно важно быть специалистом в своей области. Программа – это инструмент, который упрощает решение ежедневных задач. Но качество их решения зависит только от вас». И это действительно так. Вот почему важно и нужно подготавливать отраслевых специалистов высокого класса.
Именно этот вопрос подготовки квалифицированных специалистов горно-геологической отрасли, специалистов высочайшего класса для инновационной российской эко номики, является задачей номер один для Академии горных наук. Чем мы неуклонно и занимаемся, помимо важнейших производственных вопросов, создав Межвузовский академический центр навигации по специальностям горно-геологического профиля.

9Знакомство студентов с экспозицией «Минералы – символы регионов России»


Список литературы
1. Малышев Ю.Н., Титова А.В. Роль и задачи естественно-научных музеев в образовательном процессе по специальностям горно-геологического профиля // Горная промышленность. – 2017. – № 2. – С. 108-109.
2. Малышев Ю.Н., Титова А.В., Пучков А.Л. Инновации в горно-геологическом образовании // Горный журнал. – 2018. – № 10 (2255). – С. 93-98.
3. Малышев Ю.Н., Титова А.В., Пучков А.Л., Титов Г.И. Принципиальная модель создания единой коммуникационной среды для формирования кадрового резерва для производства и науки минерально-сырьевого сектора экономики РФ // Горная промышленность. – 2018. – № 1/137. – С. 17-20.
4. Мирлин Е.Г., Хотченков Е.В., Черевковская И.А. Геологический музей как инновационная площадка просветительской работы с молодым поколением // Инноватика и экспертиза. – 2020. – № 3 (28). – С. 132-142.
5. Титова А.В. Создание «Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля» на базе ГГМ РАН // Горная промышленность. – 2015. – № 5 (123). – С. 34.
6. Малышев Ю.Н. Роль государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН в популяризации научно-технических знаний // Горный журнал. – 2015. – № 7. – С. 39-44.
7. Малышев Ю.Н., Титова А.В. Создание новых образовательных форм и приемов с использованием интерактивных методов и цифровых технологий в рамках Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля // Горная промышленность «Юниор». – 2021. – № 4 (6). – С. 18-21.
8. Титова А.В., Наумов Г.Б. Экология и просвещение // Горная промышленность. – 2017. – № 3. – С. 82-86.
9. Малышев Ю.Н., Титова А.В., Черкасов С.В. Современные подходы в отраслевом образовании посредством цифровых технологий и музейной практики // Геофизический вестник. – 2021. – № 4. – С. 14-23.

Back to top