академик РАН, президент ГГМ РАН
А.В. Титова,
доктор технических наук, зам. директора ГГМ РАН
В прошлых номерах журнала мы познакомили вас с тем, как в рамках Межвузовского академического центра навиагации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН совместно с ведущими отраслевыми вузами создана и расширяется коммуникационная среда посредством внедрения просветительских продуктов и популяризации научных достижений в области наук о Земле среди учащейся молодежи. Как ведется научно-просветительская работа в непрерывной системе просвещения и образования естественно-научного направления современными интерактивными музейными средствами, с использованием современных цифровых технологий. Использование цифровых технологий позволяет расширить коммуникационную образовательную площадку, сделает ее более доступной для взаимодействия академического и производственного сообщества с учащейся молодежью через разрабатываемые программные образовательные модули, расширяя географию аудиторий учащейся молодежи [1].
В основе разрабатываемых программ и проектов стоят науки о Земле, отраслевое направление которых: геология, горное дело, география, химия, экология. Все это определяет направления подготавливаемых научно-просветительских продуктов, с использованием музейной практики, натурных материалов и современных цифровых технологий [7].
Мы хотели бы представить новые программы и проекты, внедренные и реализованные в последнее время на площадке нашего Центра ГГМ РАН, с использованием современных цифровых технологий, которые осуществляются в рамках проекта, реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов.
На страницах журнала мы представляли открытие цифрового класса при поддержке разработчика – крупнейшей компании ООО «Майкромайн Рус» (фото 1, 2, 3). Также рассказали, как в просветительском отраслевом сегменте нам активно помогают высокотехнологичные компании, работающие в сфере автоматизации и цифровизации современного производства. Таким партнером для нас стал отечественный разработчик – компания ВИОГЕМ. Благодаря совместному тесному сотрудничеству стало возможным создать учебные программы и проекты, которые становятся существенным образом научно и практически содержательнее, более наукоемкими. Это расширяет коммуникационную среду учащейся молодежи в рамках профилирования на горно-геологические профессии.
На сегодняшний день наша профессиональная задача – наполнить методический материал интересными и важными интерактивными, глубоко научными и методически направленными приемами.
В этой статье мы подробно представим вам новые дистанционные научно-просветительские программы из числа уже созданных нами виртуальных дистанционных программ. На новом этапе проекта на основе экспозиции «Минералы – символы регионов России», где уже ранее разработали и внедрили программы на конкретных регионах, мы подготовили новые виртуальные дистанционные программы и практики, с 3D-моделями представленных образцов и содержательным натурным материалом [7, 9].
Экспозиция «Минералы – символы регионов России», разработанная на площадке Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН (авторы проекта – д.т.н. Титова А.В., д.г.-м.н. Наумов Г.Б.), представляет собой научно-просветительский продукт обучающего процесса. Экспозиция знакомит с минералами, символизирующими геологические регионы России.
Созданная программа ложится на цифровой модуль, который предоставлен компанией ООО «Майкромайн Рус». В настоящее время уже проводятся занятие в цифровом классе по представленной программе.
Интерьер самого цифрового класса уже располагает к мечте о полевой практике и экспедиционной работе. Помогает ощутить и воочию прикоснуться к профессии геолога. На стене создана объемная картина с сюжетом геологической практики. Все минералы и горные породы на картине составляют исключительно образцы, привезенные с геологической практики юными геологами Центра.
Важным фактором подготовленных программ является их дистанционная форма. Учащимся из разных уголков страны и ближнего зарубежья предоставляется доступ к изучению материалов программы «Минералы – символы регионов России» (рис. 2). Онлайн-занятия подготовлены так, что учащийся может самостоятельно работать с материалом на базе созданной цифровой платформы, где, помимо изучения фактического материала по программе, они могут работать с 3D-моделями образцов, а также пройти итоговое тестирование, проверив степень усвоения материала.
Ценным в методическом плане является тот факт, что создание цифровых научно-просветительских программ ведется по материалам проведения геологической практики в рамках развития экспозиции (фото 4). На сегодняшний день по Уральскому региону, в котором осуществлялся сбор материала, разработаны и внедрены цифровые научнопросветительские программы – «Золото» и «Асбест» (рис. 1). Таким образом, происходит интеграция реальных полевых материалов, собранных учащимися, в виртуальную научно-просветительскую среду.
В рамках подготовки научно-просветительской программы «Минералы – символы регионов России» проведена геологическая практика на территории Уральского региона (окрестные месторождения г. Нижний Тагил и г. Екатеринбург).
Проведение выездной практики в выбранном регионе РФ (Уральский регион) позволило школьникам познакомиться с культурой, историей развития региона в привязке к его природным богатствам. В результате геологической практики осуществлен подбор образцов и материалов для дальнейшей разработки цифровой научно-просветительской программы «Минералы – символы регионов России» в привязке к Уральскому региону.
В основе разработок лежит концепция Программы – создание методических материалов и виртуальных моделей образцов минералов, являющихся символами отдельно взятых регионов РФ для занятий с учащимися по естественно-научным предметам (рис. 3, 4). Проект объединяет общеобразовательные учреждения и отраслевые вузы. Подобная системная форма работы определяет идею расширения возможностей детей и молодежи, в рамках созданной коммуникационной площадки, к восприятию материала, определению в выборе профессии, их адаптации в социуме, возрождению интереса к естественно-научным предметам. Объединение отраслевых вузов и образовательных учреждений в едином просветительском проекте с научным и производственным сообществом РФ по отраслевому признаку сформирует принципиально новую коммуникационную образовательную среду учащейся молодежи.
Очень важно, чему уделяется особое внимание, – зародить уважение и любовь к профессии у младших и средних школьников, сформировать в сознании ребенка интерес и желание освоить специальности горного инженера, геолога, золотодобытчика.
Вовлечение в проект музейной практики по естественно-научному направлению, генерирующей достойный научный потенциал, является гарантом фундаментальных знаний и практических навыков. Мотивацией в решении поставленных задач проекта является комплекс методических подходов, приемов, разработок, которые в совокупности формируют непрерывную систему в сегменте ШКОЛА-ВУЗ-ПРОИЗВОДСТВО, адаптированную к требованиям и условиям современного образования.
Проект предусматривает дальнейшую работу в направлении расширения аудитории, обеспечения доступа к участию отдаленных образовательных учреждений, доступности к участию детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Список литературы
1. Малышев Ю.Н., Титова А.В. Роль и задачи естественно-научных музеев в образовательном процессе по специальностям горно-геологического профиля/Горная промышленность № 2, 2017. С. 108-109.
2. Малышев Ю.Н., Титова А.В., Пучков А.Л. Инновации в горно-геологическом образовании // Горный журнал, № 10 (2255), 2018. С. 93-98.
3. Малышев Ю.Н., Титова А.В., Пучков А.Л., Титов Г.И. Принципиальная модель создания единой коммуникационной среды для формирования кадрового резерва для производства и науки минерально-сырьевого сектора экономики РФ // Горная промышленность № 1/137, 2018. С. 17-20.
4. Мирлин Е.Г., Хотченков Е.В., Черевковская И.А. Геологический музей как инновационная площадка просветительской работы с молодым поколением. Инноватика и экспертиза. 2020. № 3 (28). С. 132-142.
5. Титова А.В. Создание «Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля» на базе ГГМ РАН. Горная промышленность. 2015. № 5 (123). С. 34.
6. Малышев Ю.Н. Роль Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН в популяризации научно-технических знаний // Горный журнал. № 7, 2015. С. 39-44.
7. Малышев Ю.Н., Титова А.В. Создание новых образовательных форм и приемов с использованием интерактивных методов и цифровых технологий в рамках Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля / Горная промышленность «Юниор» № 4 (6), 2021. С. 18-21.
8. Титова А.В., Наумов Г.Б. Экология и просвещение / Горная промышленность № 3, 2017. С. 82-86.
9. Малышев Ю.Н., Титова А.В., Черкасов С.В. Современные подходы в отраслевом образовании посредством цифровых технологий и музейной практики / Геофизический вестник № 4, 2021. С. 14-23.