О роли музейного комплекса Горного университета в научно-образовательной деятельности

О роли музейного комплекса Горного университета в научно-образовательной деятельности

1

Основой развития горной промышленности всегда являлись профессиональные кадры – именно от них зависит выполнение всех проектов, продвижение которых несет социально-экономический прогресс в ранее недоступные для разработки районы.

В отечественной истории были разные периоды, когда осваивались далекие регионы – выпускники Горного направлялись в географически удаленные, труднодоступные территории, потом спускались в самые недра Земли, сегодня отправляются на суровый Крайний Север, а завтра освоят ближайший космос. Подготовка кадров для нашей отрасли требует особого подхода, базирующегося на непременном элементе инженерного образования – практических навыках обучающихся.

В Горном университете Санкт-Петербурга в своих образовательных программах на протяжении всей своей истории – а это почти 250 лет – всегда подчеркивали важность прикладных знаний обучающихся. В этом легко убедиться, если познакомиться с коллекциями Горного музея – подразделения Университета, хранящего материалы уникального содержания – реальные модели техники и оборудования, макеты горных предприятий и фотографии процессов, образцы использовавшихся в промышленности разных веков руд и минералов. Важность практических навыков также подчеркивает и тот факт, что через год после основания Университета – в 1774 году – начал функционировать Примерный рудник, где воспитанники училища могли получать знания по широкому спектру как рабочих, так и инженерных специальностей. Сегодня идет восстановление и обновление этого интереснейшего объекта – по сути реставрация, с учетом накопленных за два с половиной века горно-геологических знаний. Одной из целей нового элемента музейного комплекса станет знакомство студентов первого курса с реальной обстановкой на выработках прошлых веков и получение практических навыков по горно-геологическим направлениям.

Таким образом, музейный комплекс Горного всегда являлся проводником идеи важности прикладных знаний для обучающихся – и продолжает работать в этом направлении и сегодня. На базе музея ежегодно проходят производственные и ознакомительные практики, лекционные и практические занятия, проводится курсовое проектирование и внеучебная научная деятельность.

Разнообразие коллекций Горного музея, определяющее его естественно-научный профиль, дает широкие возможности для обучающихся в выборе тем и объектов для прохождения практик. Музейные предметы и коллекции могут быть основой исследований для студентов не только Горного университета, существует устойчивый интерес и у учащихся других вузов.

Цели и задачи исследований определяются в соответствии с направлением подготовки обучающегося, его профессиональными навыками и опытом, а также необходимостью закрепления профессиональных компетенций при освоении образовательных программ и стимулирования самообразования, сопутствующего учебному процессу.

Так, например, в музее в рамках преддипломной практики по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» были объединены идеи горной отрасли и музейного дела, Горного университета и Санкт-Петербургского государственного института культуры. Результатом стал готовый проект выставки «Нефтяная кладовая», в ходе которого была изучена история и структура коллекции более 2300 образцов нефти; создана база данных государственных административных и нефтегазоносных областей, по которой можно будет в дальнейшем проводить исследования; сформулирована концепция выставки и оформлен проект с подробным описанием пространства. Выставка выступает в роли введения в нефтегазовое дело – начиная от экспонатов из коллекции Горного музея (рис. 1), рассказывающих об истории нефтегазового дела, заканчивая современными методами исследования нефти.

Рис. 1. Крестовое долото с перьями. ТI 9/11. Фото Павел ДолгановРис. 1. Крестовое долото с перьями. ТI 9/11. Фото Павел Долганов

Кроме этого гуманитарного направления, на базе музея проходили практику студенты из Санкт-Петербургского государственного университета по специальности «История искусств», которые в рамках учебных практик выполнили научное описание графических материалов, предметов декоративно-прикладного искусства XIX – первой половины XX века и камнерезных изделий треста «Русские самоцветы» из коллекций Горного музея (рис. 2, 3).

Рис. 2. Изделие из лабрадорита. МПДК 1978. Яйцо пасхальное. Фото Павел ДолгановРис. 2. Изделие из лабрадорита. МПДК 1978. Яйцо пасхальное. Фото Павел Долганов

Рис. 3. Изделие из тигрового глаза. КнП ОМ 3381/205. Шкатулка (тигровый глаз). Фото Павел ДолгановРис. 3. Изделие из тигрового глаза. КнП ОМ 3381/205. Шкатулка (тигровый глаз). Фото Павел Долганов

Другим примером является успешное взаимодействие с Ярославским государственным университетом им. П.Г. Демидова, студентом которого в ходе производственной практики по направлению «Туризм» создан «Краткий путеводитель по Горному музею». В процессе создания путеводителя был разработан дизайн, а также тексты, содержащие в себе информацию о большинстве залов Горного музея.

Конечно же, несмотря на примеры удачного сотрудничества с другими университетами, основными посетителями остаются студенты вуза. Кроме традиционных горно-геологических специальностей, Университет проводит обучение по таким направлениям как «Архитектура» и «Технология художественной обработки материалов». Магистры именно этой специальности занимаются в музее цифровой реконструкцией и сканированием реальных образцов на 3D-сканере (рис. 4, 5).

Рис. 4. 3D-модель изделия

Рис. 5. Изделие из агальматолита. МПДК 877. Настольное украшение. Фото Павел ДолгановРис. 5. Изделие из агальматолита. МПДК 877. Настольное украшение. Фото Павел Долганов

Кроме цифровых технологий, студенты занимались и реальной работой – практика включала в себя навыки обращения с музейными экспонатами из разных материалов, а также работы по очистке мраморных (рис. 6) и чугунных изделий (рис. 7).

Рис. 6. Изделие из мрамора. МС 2. Скульптура «Младенец» (мрамор каррарский). Фото Павел ДолгановРис. 6. Изделие из мрамора. МС 2. Скульптура «Младенец» (мрамор каррарский). Фото Павел Долганов

Рис. 7. Чугунное изделие. TVIIIА 38. Подсвечник «Цыганка маляр». Каслинский завод. Фото Павел ДолгановРис. 7. Чугунное изделие. TVIIIА 38. Подсвечник «Цыганка маляр». Каслинский завод. Фото Павел Долганов

Но, несмотря на появление новых технологий и расширение набора специальностей в Горном университете, самыми важными, профильными остаются студенты геологических направлений. И именно этим обучающимся достаются наиболее сложные и ответственные задания. Так, например, студентами группы «Минералогия, геохимия, петрография» были составлены научные паспорта для базы данных коллекции природных алмазов, куда вошли 420 образцов. В базе были описаны микроструктуры поверхностей граней кристаллов (рис. 8), а также уточнены физические параметры (рис. 9) и отмечены уникальные черты музейных предметов.

Рис. 8. Микроструктура поверхности грани кристалла алмаза. МГС 1/53. Алмаз. БразилияРис. 8. Микроструктура поверхности грани кристалла алмаза. МГС 1/53. Алмаз. Бразилия

Рис. 9. Кристалл алмаза с включениями и неравномерной окраской. МГС 1/176/3. Алмаз. Урал. Фото Павел ДолгановРис. 9. Кристалл алмаза с включениями и неравномерной окраской. МГС 1/176/3. Алмаз. Урал. Фото Павел Долганов

Горный музей за 2021-й год, несмотря на пандемию и связанные с ней ограничения, с ознакомительными целями посетили три тысячи студентов Горного университета, а также более 500 студентов из других вузов. Это высокие показатели для университетского музея, увеличивать которые мы собираемся и в дальнейшем. Знания, полученные с помощью музейных экспонатов, находят себе применение в учебном процессе и научно-исследовательских работах обучающихся и сотрудников, а различные интерактивные системы и комплексы дают возможность выйти на иной уровень работы с музейными экспонатами как специалистам, так и обычным посетителям.

Одной из важнейших для нас воспитательных и стратегических задач является увеличение такого показателя, как процент студентов, пришедших в науку, в частности, после посещения музея. В 2023 году нас ждет юбилей Университета и музея – 250 лет. Музей основан практически одновременно с Университетом и вместе с ним непрерывно развивается, это позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее. Обширных музейных собраний более чем достаточно, чтобы еще как минимум 250 лет занимать студентов интересными задачами и нужными проектами, способствуя их становлению как в профессиональном плане, так и в культурно-историческом.

Back to top