Межвузовский академический центр навигации по специальностям горно-геологического профиля им. Ю.Н. Малышева

Межвузовский академический центр навигации по специальностям горно-геологического профиля им. Ю.Н. Малышева

КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА ПО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫМ ПРЕДМЕТАМ И ПРОФИЛИРОВАНИЮ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА СПЕЦИАЛЬНОСТИ ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ


          УДК 069.55.622

аторы 

С первого номера журнала мы познакомили вас с Межвузовским академическим центром навигации по специальностям горно-геологического профиля им. Ю.Н. Малышева ГГМ РАН, созданным совместно с ведущими отраслевыми вузами РФ. Для многих из вас эта информация не была новой, так как многие имеют причастность к Центру и активно участвуют в его программах и проектах. И это никак не зависит от географии образовательных учреждений, так как создана коммуникационная научно-образовательная среда, охватывающая все регионы не только РФ, но и ближнего зарубежья. Посредством внедрения просветительских продуктов и программ, в рамках популяризации научных достижений в области наук о Земле среди учащейся молодежи, расширяются условия и возможности, в первую очередь за счет дистанционного взаимодействия.
Ведется научно-просветительская работа в непрерывной системе просвещения и образования по естественно-научному направлению интерактивными музейными средствами, с использованием современных цифровых технологий. 

Фото 1-4. Аудиторные и выездные занятия Клуба юных геологов ГГМ РАНФото 1-4. Аудиторные и выездные занятия Клуба юных геологов ГГМ РАН

Идеологом создания Центра в рамках ГГМ РАН совместно с ведущими вузами был академик РАН Ю.Н. Малышев. Мы хорошо знаем, какую роль он отводил воспитанию молодого поколения, сколько он сделал для подготовки кадрового резерва для инновационного отраслевого производства. Под его руководством в рамках Центра был создан Клуб юных геологов, который активно и успешно развивается (фото 1-4). Сколько талантливых ребят – членов Клуба поступили в вузы!

Под его началом был создан этот журнал, где Юрий Николаевич являлся главным редактором. Теперь наш Центр носит его имя, что предъявляет нам еще большие требования быть достойными выдающего человека, чья жизнь стала примером для подражания не одному поколению.

 Учащиеся школ и студенты, ставшие победителями конкурсных проектов, олимпиад, показавшие высокие результаты в науке и практической реализации своих проектов, награждаются значками, учрежденными в рамках Центра при поддержке Академии горных наук (фото 5).

 Фото 5. Наградные значки адъюнкта и юного геологаФото 5. Наградные значки адъюнкта и юного геолога

Центр успешно развивается, представляя собой проект по формированию на базе ГГМ им. В.И. Вернадского РАН дополнительной непрерывной системы образования детей и молодежи в сегменте ШКОЛА-ВУЗ-ПРОИЗВОДСТВО. Основная цель – поиск и формирование кадрового резерва из числа талантливых детей и молодежи для отечественного производства и отраслевой науки, создание коммуникационной среды для талантливой молодежи в современных условиях экономического развития.

 Необходимым условием для создания и реализации научно-методологического подхода было формирование алгоритмов в направлении образования, просвещения и профориентации учащихся на специальности горно-геологического профиля. Представленные алгоритмы представляют собой комплекс методологических подходов и приемов, которые в совокупности и сформировали непрерывную систему в сегменте ШКОЛА-ВУЗ-ПРОИЗВОДСТВО, адаптированную к современным требованиям и условиям развития общества. Такой подход в совокупности представленных инструментариев, методик и программ расширяет возможности образовательной системы, творчества детей и молодежи в рамках созданной коммуникационной среды. Формируется сегмент (рис. 1), объединяющий современную систему образования и производства в направлении профориентации на специальности горно-геологического профиля [2, 3].

 Рис 1Рис. 1. Формирование единого сегмента в рамках профориентации в системе ШКОЛА-ВУЗ-ПРОИЗВОДСТВО

Для привлечения в горное производство перспективной молодежи должна быть по-новому сформирована система профориентации учащихся средних учебных заведений. Эта система должна быть адекватна современным требованиям образовательной системы, как школы, так и вуза, адаптирована к новым социальным условиям, формациям и сознанию молодого поколения.

 На базе Центра в рамках подготовки кадрового резерва на образовательной платформе НИТУ МИСиС создан проект «Профвектор» (автор и руководитель проекта к.т.н. Малышева М.Ю.). Проект включает в себя следующие направления:

 • тестирование (анкетирование);

 • индивидуальные консультации с учащимися.

 Сформированный инновационный подход, на базе первого в РФ Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля
им. Ю.Н. Малышева ГГМ РАН, включающий совокупность методических подходов, приемов, позволил создать современную коммуникационную среду для развития непрерывной системы образования и просвещения детей и молодежи в области геологии и природопользования, воспитания экологического мировоззрения, профориентации на специальности горно-геологического и нефтегазового профиля. Представленная модель коммуникационной среды в совокупности разработанных проектов и программ позволяет сформировать базу данных из числа талантливой молодежи, способной работать в отраслевом секторе экономики, а также банк научно-исследовательских работ. Работа Центра (идея проекта акад. РАН Малышева Ю.Н., д.т.н. Титовой А.В.) способствует усилению единого пространства ШКОЛА-ВУЗ-ПРОИЗВОДСТВО, поднимая значимость ведущих отраслевых вузов и статус инженерных профессий. Происходит поиск и формирование кадрового резерва из числа талантливой молодежи для производства и науки.

 Объединение ведущих отраслевых вузов в едином проекте с естественно-научным музеем, использование инновационных интерактивных приемов, создание научно-образовательных проектов и программ в образовательной системе для детей и молодежи формируют принципиально новую коммуникационную среду для непрерывного образования и просвещения детей и молодежи в области наук о Земле, профилированию на специальности минерально-сырьевого сектора экономики (рис. 2) [5, 6, 8].

 Рис. 2. Принципиальная модель коммуникационной средыРис. 2. Принципиальная модель коммуникационной среды

На базе Центра созданы и успешно реализованы всероссийские проекты, некоторые из которых переросли в международные: «Богатство недр моей страны», «Дети – детям», «В таланте все едины», «Меценаты России», «Один день моей страны», «Вырасти своего студента», призванные способствовать практической реализации знаний в области наук о Земле, развитию интереса к изучению окружающего мира, природных ресурсов и состоянию окружающей природной среды, к приобретению фундаментальных естественно-
научных знаний (фото 6-11).

 6 9

10

Фото 6-11. Всероссийские научно-просветительские проекты Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля им. Ю.Н. Малышева ГГМ РАНФото 6-11. Всероссийские научно-просветительские проекты Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля им. Ю.Н. Малышева ГГМ РАН

Подобная системная форма работы с учащимися образовательных учреждений посредством реализуемых приемов и программ определяет идею расширения возможностей детей и молодежи к восприятию материала, их адаптации в социуме. Усиливает формирование интерактивных, инновационных подходов музейными средствами, адекватными требованиям, предъявляемым к современной школе естественно-научного направления.

 Методологическая особенность почти всех создаваемых нами просветительских и образовательных программ – использование цифровых технологий, реализуемых в различном формате. Для этого на площадке Центра создана и успешно функционирует студия видео-конференц-связи, оснащенная самым современным оборудованием. Она позволяет вести онлайн-трансляции лекций, телемостов с участием ведущих ученых РАН, представителей органов власти, а также специалистов крупных сырьевых компаний. Онлайн-лекции охватывают огромную аудиторию: от крупнейших вузов геологического и горно-геологического профиля до удаленных поселков, полевых геологических партий и горнодобывающих предприятий. Особо ценно, что налажен тесный контакт с сырьевыми вузами ближнего зарубежья.

 Лекции, проводимые на площадке Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля им. Ю.Н. Малышева ГГМ РАН во все отраслевые образовательные учреждения РФ, вносят неоценимый вклад в продвижение научных знаний и высоко оценены на всех уровнях. Благодаря дистанционным формам работы с участием ведущих ученых – академиков РАН происходит процесс социализации детей и молодежи из отдаленных регионов посредством расширения научного пространства в области наук о Земле. Ключевым является тот факт, что таким образом происходит интеграция
отечественной отраслевой науки в образовательную среду (фото 12-15).

 Фото 12, 13. Телемост – Лекция президента ГГМ РАН, президента академии горных наук, академика РАН Малышева Юрия Николаевича «Горно-добывающий комплекс. Современное горное образование. (Диалог академика со студентом)»Фото 12, 13. Телемост – Лекция президента ГГМ РАН, президента академии горных наук, академика РАН Малышева Юрия Николаевича «Горно-добывающий комплекс. Современное горное образование. (Диалог академика со студентом)»

14 15Фото 14, 15. Телемост – Лекция академика РАН Нигматулина Роберта Искандеровича «Теплофизика и экономика климата»

Студия обеспечивает обратную связь с аудиториями, где располагаются слушатели. Связь осуществляется оперативно, причем тематика конкретной лекции и время ее проведения согласовываются заранее. Тем самым обеспечивается оптимальный уровень присутствия на лекциях слушателей, максимально заинтересованных в их тематике.

 Тематика уже проведенных телемостов весьма разнообразна. Они охватывают проблемы, весьма актуальные для настоящего этапа развития современного общества и экономики страны. К ним, в частности, относятся проблемы цифровизации отраслей экономики и ее устойчивого развития, подготовки кадров для горной промышленности, роль государства и бизнеса в геологическом изучении недр, использование гидротермальных ресурсов и беспилотных летательных аппаратов в народном хозяйстве. Накопленный к настоящему времени опыт проведения видеолекций по разнообразной тематике с участием деятелей науки и техники свидетельствует о высокой заинтересованности слушателей и об эффективности этой методологии для достижения основной цели Центра.

 В прошлых статьях, публикуемых на страницах журнала, мы познакомили вас с тем, как в рамках Центра ведется научно-просветительская работа в непрерывной системе просвещения и образования естественно-научного направления современными интерактивными музейными средствами с использованием современных цифровых технологий. Использование цифровых технологий позволяет расширить коммуникационную образовательную площадку, делая ее более доступной для взаимодействия академического и производственного сообщества с учащейся молодежью через разрабатываемые программные образовательные модули, расширяя географию аудиторий учащейся молодежи [1]. В основе разрабатываемых программ и проектов стоят науки о Земле, отраслевое направление которых: геология, горное дело, география, химия, экология. Все это определяет направления подготавливаемых научнопросветительских продуктов с использованием музейной практики, натурных материалов и современных цифровых технологий [7].

 Мы хотели бы представить новые программы и проекты, внедренные и реализованные в последнее время на площадке нашего Центра, с использованием современных цифровых технологий, которые осуществляются в рамках проекта № 22-1-005976, реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов (рис. 3).

 Рис. 3. Уроки дистанционной научно-просветительской программы «Минералы – символы регионов России. Асбест»Рис. 3. Уроки дистанционной научно-просветительской программы «Минералы – символы регионов России. Асбест»

На страницах журнала мы представляли открытие цифрового класса при поддержке разработчика – крупнейшей компании ООО «Майкромайн Рус» (фото 16). Интерьер самого цифрового класса уже располагает к мечте о полевой практике и экспедиционной работе. Помогает ощутить и воочию прикоснуться к профессии геолога. На стене создана объемная картина с сюжетом геологической практики. Все минералы и горные породы на картине составляют исключительно образцы, привезенные с геологической практики юными геологами Центра [9].

 Фото 16. Проведение практических занятий в цифровом классе по представленным дистанционным программамФото 16. Проведение практических занятий в цифровом классе по представленным дистанционным программам

Также рассказали, как в просветительском отраслевом сегменте нам активно помогают высокотехнологичные компании, работающие в сфере автоматизации и цифровизации современного производства. Таким партнером для нас стал отечественный разработчик – компания ВИОГЕМ. Благодаря совместному тесному сотрудничеству
стало возможным создать учебные программы и проекты, которые становятся существенным образом научно и практически содержательнее, более наукоемкими. Это расширяет коммуникационную среду учащейся молодежи в рамках профилирования на горно-геологические профессии [4, 5].

 На сегодняшний день наша профессиональная задача – наполнить методический материал интересными и важными интерактивными, глубоко научными и методически направленными приемами. В этой статье мы подробно представим вам новые дистанционные научно-просветительские программы из числа уже созданных нами виртуальных дистанционных программ. На новом этапе проекта на основе экспозиции «Минералы – символы регионов России», где уже ранее разработали и внедрили программы на конкретных регионах, мы подготовили новые виртуальные дистанционные программы и практики, с 3D-моделями представленных образцов и содержательным натурным материалом [7, 9]. Экспозиция «Минералы – символы регионов России», разработанная на площадке Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля им. Ю.Н. Малышева Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН (авторы проекта – д.т.н. Титова А.В., д.г.-м.н. Наумов Г.Б.), представляет собой научно-просветительский продукт обучающего процесса. Экспозиция знакомит с минералами, символизирующими геологические регионы России. Созданная программа ложится на цифровой модуль, который предоставлен компанией ООО «Майкромайн Рус». В настоящее время уже проводятся занятия в цифровом классе по представленной программе.

 Важным фактором подготовленных программ является их дистанционная форма. Учащимся из разных уголков страны и ближнего зарубежья предоставляется доступ к изучению материалов программы «Минералы – символы регионов России». Онлайн-занятия подготовлены так, что учащийся может самостоятельно работать с материалом на базе созданной цифровой платформы, где, помимо изучения фактического материала по программе, они могут работать с 3D-моделями образцов, а также пройти итоговое тестирование, проверив степень усвоения материала (рис. 4).

 Рис. 4. Дистанционная научно-просветительская программа «Минералы – символы регионов России. Золото Урала – первое золото России»Рис. 4. Дистанционная научно-просветительская программа «Минералы – символы регионов России. Золото Урала – первое золото России»

Ценным в методическом плане является тот факт, что создание цифровых научно-просветительских программ ведется по материалам проведения геологической практики в рамках развития экспозиции. На сегодняшний день по Уральскому региону, в котором осуществлялся сбор материала, разработаны и внедрены цифровые научно-просветительские программы – «Золото» и «Асбест». Таким образом, происходит интеграция реальных полевых материалов, собранных учащимися, в виртуальную научно-просветительскую среду.

 В рамках подготовки научно-просветительской программы «Минералы – символы регионов России» проведена геологическая практика на территории Уральского региона (окрестные месторождения г. Нижний Тагил и г. Екатеринбург).

 Проведение выездной практики в выбранном регионе РФ (Уральский регион) позволило школьникам познакомиться с культурой, историей развития региона в привязке к его природным богатствам. В результате геологической практики осуществлен подбор образцов и материалов для дальнейшей разработки цифровой научно-просветительской программы «Минералы – символы регионов России» в привязке к Уральскому региону.

 В основе разработок лежит концепция Программы – создание методических материалов и виртуальных моделей образцов минералов, являющихся символами отдельно взятых регионов РФ, для занятий с учащимися по естественно-научным предметам. Проект объединяет общеобразовательные учреждения и отраслевые вузы.

 Очень важно, чему уделяется особое внимание, – зародить уважение и любовь к профессии у младших и средних школьников, сформировать в сознании ребенка интерес и желание освоить специальности горного инженера, геолога, золотодобытчика.

 Вовлечение в проект музейной практики естественно-
научного направления, генерирующей достойный научный потенциал, является гарантом фундаментальных знаний и практических навыков. Мотивацией в решении поставленных задач проекта является комплекс методических подходов, приемов, разработок, которые в совокупности формируют непрерывную систему в сегменте ШКОЛА-ВУЗ-
ПРОИЗВОДСТВО, адаптированную к требованиям и условиям современного образования [10].

Проект предусматривает дальнейшую работу в направлении расширения аудитории, обеспечения доступа к участию отдаленных образовательных учреждений, доступности к участию детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).


 Список литературы:

 1. Малышев Ю.Н., Титова А.В. Роль и задачи естественнонаучных музеев в образовательном процессе по специальностям горно-геологического профиля // Горная промышленность. – 2017. – № 2. – С. 108-109.

 2. Малышев Ю.Н., Титова А.В., Пучков А.Л. Инновации в горно-геологическом образовании // Горный журнал. – 2018. – № 10 (2255). – С. 93-98.

 3. Малышев Ю.Н., Титова А.В., Пучков А.Л., Титов Г.И. Принципиальная модель создания единой коммуникационной среды для формирования кадрового резерва для производства и науки минерально-сырьевого сектора экономики РФ // Горная промышленность. – 2018. – № 1/137. – С. 17-20.

 4. Мирлин Е.Г., Хотченков Е.В., Черевковская И.А. Геологический музей как инновационная площадка просветительской работы с молодым поколением // Инноватика и экспертиза. – 2020. – № 3 (28). – С. 132-142.

 5. Титова А.В. Создание «Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля» на базе ГГМ РАН. // Горная промышленность. – 2015. – № 5 (123). – С. 34.

 6. Малышев Ю.Н. Роль Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН в популяризации научно-технических знаний // Горный журнал. – 2015. – № 7. – С. 39-44.

 7. Малышев Ю.Н., А.В. Титова. Создание новых образовательных форм и приемов с использованием интерактивных методов и цифровых технологий в рамках Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля // Горная промышленность «Юниор». – 2021. № 4 (6). – С. 18-21.

 8. Титова А.В., Наумов Г.Б. Экология и просвещение // Горная промышленность. – 2017. – № 3. – С. 82-86.

 9. Малышев Ю.Н., Титова А.В., Черкасов С.В. Современные подходы в отраслевом образовании посредством цифровых технологий и музейной практики // Геофизический вестник. – 2021. – № 4. – С. 14-23.

 10. Ю.Н. Малышев, А.В. Титова, Г.И. Титов. Современные программные модули в отраслевом образовании с использованием цифровых технологий // Горная промышленность. – 2022. – № 5. – С. 42-46.

 

Back to top