Преемственность как фактор развития Института угля ФИЦ УУХ СО РАН

Преемственность как фактор развития Института угля ФИЦ УУХ СО РАН

Стародубов А.Н.,
заместитель директора Института угля ФИЦ УУХ СО РАН, к.т.н.

 Кравцова Л.А.,
ведущий научный сотрудник Кабинета истории угольной промышленности Кузбасса, канд. культурологии

 Никитенко М.С.,
заведующий лабораторией перспективных методов управления горнотехническими системами, к.т.н.

 Обеспечение преемственности фундаментальных научных исследований ‒ одна из составляющих предмета деятельности Российской академии наук согласно действующему Уставу РАН. Однако специфика научной сферы в условиях современного информационного общества требует от академического сообщества серьезных усилий для формирования профессиональной мотивации и самоопределения молодёжи в жизненно важном выборе в исследовательской деятельности. В этой связи для привлечения новых поколений ученых Институт угля Федерального исследовательского центра угля и углехимии СО РАН (ФИЦ УУХ СО РАН) многие годы целенаправленно проводит постоянную, методичную работу с отдельными целевыми молодёжными и детскими аудиториями, используя разные культурно-образовательные формы, коммуникативные площадки и реализуя поставленные к решению ситуационные и перспективные задачи.1

Существенную роль в работе с молодым поколением кузбассовцев как будущих исследователей в области горного дела и квалифицированных специалистов углепромышленного центра России в Институте угля играет музейная актуализация научного наследия угольной науки. На базе экспозиционно-выставочного комплекса «Музей угля» планово проводятся тематические лекции-экскурсии для студентов вузов и колледжей региона. Именно научная музейная экспозиция наиболее аттрактивно и в тоже время доходчиво раскрывает молодёжи широкую междисциплинарность комплекса знаний об угле и угледобыче, расширяет кругозор в процессе обучения профессиональным навыкам и позволяют сформировать более зрелый взгляд на свой будущий жизненный выбор.

Одной из важнейших традиций, сложившихся за годы деятельности Института угля, стало взаимодействие с общеобразовательными школами и базовыми школами РАН, а также с лицеями региона. В отношении этой категории молодого поколения основной акцент музейной коммуникации сосредоточен на профориентационный вектор. Так, для специализированных классов будущих экологов, биологов, химиков, физиков на базе профильного научного музейного комплекса проводятся тематические практикумы, «музейные уроки», научные дискурсы по предметным областям знаний. Академический формат трансляции научных знаний об угле в пространстве академического музея предоставляет широкую область знаний о генезисе угля, его типах и классификациях, физических и технологических свойствах, геологических особенностях залегания и многогранных возможностях использования «чёрного золота» в современном мире.

2

В фокусе музейной работы не остаётся без пристального внимания даже самая юная аудитория школьников младшего звена и дошколят, для которой наиболее востребована интерактивная часть экспозиции выставочного комплекса «Музей угля». Игровой подход знакомства с угольной наукой ‒ это первые практические шаги к познанию природных богатств своей малой родины, дорога к пробуждению интереса в освоении новых знаний, вклад в понимание экологической культуры человека третьего тысячелетия.

Значительным потенциалом в повышении престижа научной профессии сегодня стал Совет молодых учёных (СМУ) ФИЦ УУХ СО РАН, открытый для широкой внешней коммуникации и самоорганизующийся в среде молодых ученых. В тесной и неразрывной связи СМУ ФИЦ УУХ СО РАН и СМУ Кузбасса проводятся Инновационный конвент «Кузбасс: образование, наука, инновации» и Ежегодная конференция молодых учёных «Развитие» ФИЦ УУХ СО РАН, одной из целей которой является стимулирование развития и повышения эффективности научной деятельности молодых ученых в возрасте до 35 лет. Следует подчеркнуть, что члены СМУ, участвуя в экспертизе проектов на конкурсах «Сириус.Лето», «Большие вызовы», выступая инициаторами и организаторами всероссийских и региональных научно-практических конференций школьников, становятся не только примером успешных представителей молодёжи, реализовавших свой творческий потенциал, но и методистами, которые организационно помогают одаренным старшеклассникам и начинающим исследователям региона определиться на пути продвижения в науку.

3

Ярким примером успешного результата по привлечению, подготовке талантливых научных кадров комплексными усилиями Института угля является создание молодежной лаборатории, основное направление которой – современные цифровые технологии и их применение на благо горнодобывающей отрасли и не только. Лаборатория создана по результатам отбора Минобрнауки РФ и Российской академией наук в рамках Национального проекта «Наука и университеты» в 2021 году. Она оснащена современной аппаратурой: компьютерами, пакетами инженерных программ, микроконтроллерами, измерительной техникой и аппаратурой. Даже есть собственная 3D-принтерная комната, где печатаются детали опытных и экспериментальных образцов и макетов.

Студенты первых курсов, которые уже проявляют интерес и посещают лабораторию, могут участвовать в её жизни, в исследованиях, если делают успехи, даже могут включиться в работу в грантах вместе с уже опытными ребятами. Написание программ, создание моделей, схемотехника, электроника – только малая часть направлений, к которым могут приложить руку будущие ученые.

4

Но не только научными мероприятиями сотрудники института привлекают подрастающее поколение к исследовательской деятельности. Знаковыми событиями становятся профессиональные праздники, приуроченные ко Дню науки и Дню шахтера. Например, День шахтера в Институте угля превратился в необычный яркий праздник для детей. В череде серьезных, официальных, академических мероприятий он занял важное место. Его основными участниками и полноправными хозяевами стали дети сотрудников ФИЦ УУХ СО РАН. Идея праздника возникла из известного желания всех детей – рисовать. А рисовать на большой площадке перед академическим институтом, где работают папа или мама, бабушка или дедушка, среди большого количества ребят разного возраста – это необыкновенно, ново и ответственно! Недостатка в желающих не было. Творчество юных художников после экскурсии по научным лабораториям, участия в проведении настоящих экспериментов завершилось в едином порыве созданием большой картины под открытым небом на площадке перед Институтом угля. Будут ли наши дети и внуки специалистами горной отрасли, пока трудно сказать. Но то, что уже сейчас они имеют уважение к трудной профессии шахтера – очевидно.

5

Ярким примером популяризации научной деятельности среди подрастающего поколения стал комплекс мероприятий «К папе, к маме – на работу!», инициированный СО РАН, в рамках которого ученые и сотрудники Центра привели своих детей посетить место работы родителей. Целями такой акции были: мотивация родителей, популяризация научных знаний, знакомство с профессией ученого, профессиональная ориентация школьников. Дети прослушали познавательные лекции, посетили научный Выставочный зал, исследовательские лаборатории, экспозиционно-выставочный комплекс «Музея угля» и Гербарий. Завершился событийный научный экскурс для детишек дружным праздничным чаепитием.

6

Не последним по значимости направлением взаимодействия с детьми являются регулярные благотворительные акции помощи специализированному дому ребенка. Дважды в год сотрудники Центра организуют выездные десанты на территорию детского дома, чтобы помочь привести в порядок детские площадки: очистить от листвы, покрасить в яркие цвета качели и беседки или почистить от снега. К мероприятиям регулярно присоединяются сотрудники других научных и образовательных организаций и просто неравнодушные люди.

7

Таким образом, уже сегодня многоплановая деятельность Института угля ФИЦ УУХ СО РАН по пропаганде науки и привлечению в её среду талантливой молодежи даёт зримые плоды. Уровень достижений и социально-нравственная ответственность молодых ученых третьего десятилетия XXI века демонстрируют подрастающей смене и обществу зрелость вступившего в активную профессиональную жизнь нового поколения ученых, вселяя уверенность в завтрашнем дне фундаментальной горной науки. Уделяя сегодня значительное внимание тем, кто еще не определился с выбором жизненного пути, мы сами формируем преемственность в науке и уверенность в её процветающем будущем.

8

Back to top