А.П. Серебровский и его роль в развитии нефтяной отрасли в СССР

А.П. Серебровский и его роль в развитии нефтяной отрасли в СССР

Gololobov

Арсений Гололобов,

студент Санкт-Петербургского горного университета, Строительный факультет, гр. ИГ-22-2


 Александр Павлович Серебровский (1884–1938) относится к плеяде выдающихся личностей нашего Отечества. Он блестяще сочетал в себе и пафос революционера-большевика, и таланты инженера-механика, а также крупного организатора промышленности и видного государственного деятеля. Об этой многогранной личности, внесшей в 20-е – 30-е годы ХХ в. весомый вклад в развитие нефтяной отрасли в СССР, незаслуженно мало знают мои современники-сверстники (фото 1).

Фото 1. Александр Павлович СеребровскийФото 1. Александр Павлович Серебровский


А.П. Серебровский родился 13 (25) декабря 1884 г. в Самарской губернии, в семье рабочего-железнодорожника. Во время обучения в Уфимской мужской гимназии Александр много занимался самообразованием – уже тогда проявились его разносторонние интересы. По окончании гимназии он активно включился в подпольную революционную деятельность в качестве члена РСДРП(б), многократно подвергался арестам и высылкам [3, стр. 98].

С 1908 по 1913 гг. Александр Серебровский находился в эмиграции. Окончил Центральную школу искусств и ремесел в Брюсселе, получив диплом инженера-механика, после чего вернулся в Россию. Здесь, на родине, он трудился на различных промышленных предприятиях Москвы, Ревеля, Екатеринодара, Харькова, а также на Бакинских нефтепромыслах. К 1917 году он был уже опытным специалистом, прошедшим все ступени карьеры инженера.

С нефтяной отраслью А.П. Серебровского судьба связала в разгар Гражданской войны в России. В апреле 1920 г. по инициативе главы Совнаркома В.И. Ленина Серебровский получил назначение на должность председателя Азербайджанского нефтяного комитета (с 1923 г. это один из крупнейших советских трестов – «Азнефть») [4, с. 60].

Положение в Бакинском нефтяном районе в условиях Гражданской войны было поистине удручающим: численность занятых в нефтяной промышленности региона рабочих сократилась к началу 1920-х годов по сравнению с 1916 г. более чем в два раза (с 52 тыс. до 23 тыс. чел.), а из 40 нефтеперерабатывающих заводов здесь функционировало менее половины. Рабочие жили в ужасающих условиях. Их жилища, по признанию самого Серебровского, в массе своей были совершенно непригодны для жилья [5, с. 109, 112, 128].

Налаживание работы в Бакинском районе сразу же натолкнулось на различные трудности. А.П. Серебровский вспоминал, что в качестве одного из важных средств для подъема промышленности в условиях перехода от военного коммунизма к новой экономической политике (НЭП) рассматривались концессии, т. е. сдача советских предприятий в аренду иностранным фирмам. Этот подход в то время разделяли далеко не все партийные функционеры, существовали различные предубеждения в отношении иностранного капитала в Советской России.

После ряда дискуссий в концессионной политике перевесили все же аргументы о необходимости использования технической помощи со стороны США в виде новейшего оборудования для подъема советской нефтяной промышленности в обмен на поставки нефтепродуктов за границу. В результате в сентябре 1922 г. был подписан соответствующий договор с крупной Международной Барнсдальской корпорацией (США) о поставках «Азнефти» американского оборудования для бурения скважин и добычи нефти [1]. Это имело огромное значение для всей отрасли – поступавшее в СССР импортное оборудование внимательно изучалось и копировалось на советских заводах, содействуя технико-экономическому прогрессу в СССР.

Перед А.П. Серебровским уже с первых его шагов в качестве руководителя «Азнефти» возникла дилемма: покупать дорогостоящее буровое оборудование за рубежом или производить свое, отечественное. В 1924 г. Серебровский был командирован в США с целью изучения постановки там нефтяного дела. Среди прочего он посетил там офис компании «Стандарт Ойл».

Фото 2. Нефтяной промысел 1920-х гг.Фото 2. Нефтяной промысел 1920-х гг.

Но, привлекая в условиях нэпа западные технологии, Серебровский всё же сделал основную ставку на восстановление и постройку отечественных механических заводов, способных производить сложное буровое оборудование [2, с. 208]. Впоследствии глава «Азнефти» подробно и с гордостью описывал большой объем выполненных работ по реконструкции и рационализации нефтедобычи и нефтепереработки в регионе (фото 2, 3). Он, в частности, отмечал: «Основным орудием эксплуатации скважин сделался глубокий насос, вытеснивший допотопную желонку (фото 4). Добыча стала механизированной и стала производиться при помощи глубоких насосов и компрессоров. Фонтаны также перестали быть «дикими» – открытые фонтаны сделались исключением. Мы научились их закрывать, каптировать и таким образом улавливать при помощи специальной арматуры и труб все легкие частицы нефти и весь газ» [5, с. 113].

Фото 3. Территория нефтяного промыслаФото 3. Территория нефтяного промысла

Фото 4. Желонка для вычерпывания жидкости и разрушенной породы на поверхность из скважины во время буренияФото 4. Желонка для вычерпывания жидкости и разрушенной породы на поверхность из скважины во время бурения

Много внимания на своем высоком посту А.П. Серебровский уделял вопросам развития социокультурной сферы в регионе Бакинских нефтепромыслов [5, с. 113]. По его инициативе осуществлялось строительство рабочих поселков с благоустроенным жильем, создавались больницы, рабочие клубы и другие социокультурные объекты. В ноябре 1920 г. начал функционировать Бакинский политехнический институт, в составе которого был открыт нефтепромышленный факультет. Данный институт стал первым в регионе высшим учебным заведением по подготовке специалистов нефтяной отрасли (фото 5).

В 1926 г. А.П. Серебровский был назначен заместителем председателя Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР, а также председателем Нефтесиндиката СССР – внешнеторговой организации по сбыту нефти и нефтепродуктов за рубеж. Работу на высших государственных постах А.П. Серебровский сочетал с научно-просветительской и преподавательской деятельностью. Он издал более двух десятков трудов по вопросам добычи и переработки нефти, проблемам развития золотодобывающей промышленности и др.

Фото 5. Азербайджанский политехнический институтФото 5. Азербайджанский политехнический институт

К сожалению, тридцатые годы ознаменовались не только трудовым героизмом народа и прорывными успехами в экономическом развитии СССР, но и массовыми репрессиями невинных людей. 23 сентября 1937 г. А.П. Серебровский был арестован в больнице, где проходил восстановление после перенесенной им операции, и, как это нередко бывало в то время, вскоре – 10 февраля 1938 г. – был расстрелян. Ему вменялось в вину участие в вымышленной следователями «подпольной антисоветской диверсионно-террористической организации» и в таком же надуманном «вредительстве» в процессе работы в наркоматах и ведомствах [3, с. 101]. Реабилитирован Серебровский был в период хрущевской оттепели, в мае 1956 г.

Так трагически оборвалась жизнь видного государственного деятеля, крупного хозяйственника, ученого и просветителя, который внес важный вклад в развитие нефтяного дела в СССР в наиболее драматический период реконструкции 1920-х – 1930-х годов.


Список литературы:

1. Евдошенко Ю.В. «Барнсдальская история», или нефтяная концессия, которая оказалась никому не нужна // Экономическая история. – 2016. – Т. 2014-15. – С. 393–436.

2. Иголкин А.А. Импорт оборудования как фактор развития нефтяной промышленности в годы довоенных пятилеток // Экономический журнал. – 2005. – № 9. – С. 208–220.

3. Кузнецов В.В. Жизнь, похожая на легенду. К 100-летию МГА // Горная промышленность. – 2017. – № 6 (136). – С. 98–101.

4. Матвейчук А. В клещах пролетарской национализации // Нефть России. – 2018. – № 6. – С. 55–60.

5. Серебровский А.П. На нефтяном фронте / под ред. Ю.В. Евдошенко. – М.: «Нефтяное хозяйство», – 2015. – 330 с.

Back to top