В рамках проекта «Российский учитель за рубежом»
Мурзина Альбина Рафиковна,
преподаватель Президентского лицеяинтерната для одаренных детей Республики Таджикистан г. Душанбе, участник Международного проекта Министерства просвещения РФ РУЗР
В июне 2023 г. геологической службе Таджикистана исполнится 85 лет. Она была образована в 1938 г. приказом Главного геологического управления Наркомата тяжелой промышленности СССР на базе полевых партий, отрядов Таджикско-Памирской экспедиции и части Среднеазиатского геологического треста. Развитие горного дела и добыча различных металлов в Средней Азии уходит корнями в далекое прошлое. Подтверждением этому являются следы многочисленных древних рудников и сохранившиеся до нашего времени географические названия таджикских и узбекских населенных пунктов: Хайдаркан (Большая руда), Симоб (Ртутный перевал), Канджол (Тропа рудокопов) [1]. Кукташ (Куктош) указывает на медный купорос, мрамор, нефрит, Мискен (Мискон) – на месторождения меди, Наманган – связано с месторождением соли, Кумушкан (Кумушкон) – с добычей серебра и др. [2]. Первые научные геологические исследования на территории Средней Азии и Таджикистана начались после включения в состав Российской империи большей части Средней Азии. История геологии региона началась с изучения ее территории российскими учеными, благодаря которым в XIX веке появились наиболее достоверные данные по геологии и полезным ископаемым Центральной Азии. Эти материалы накапливались, главным образом, при общегеографическом ознакомлении c районом. Русские ученые-географы Н.А. Семенов-Тян-Шанский, А.П. Федченко, Н.А. Северцев вписали яркие страницы в историю познания природы труднодоступного высокогорного Туркестана. Работы известного русского геолога И.В. Мушкетова «Туркестан» и «Геологическая карта Туркестанского края» в течение нескольких десятилетий были руководящими пособиями для геологов, изучавших Среднюю Азию (рис. 1).
Эти работы появились в результате первой специальной геологической экспедиции – «Бухарской» – в 1841 г. под руководством горного инженера Бутенева [2]. Еще одним из российских ученых, оставивших большой след в изучении полезных ископаемых Центральной Азии, в частности, Республики Таджикистан, являлся профессор В.Н. Вебер (рис. 2), который был первым председателем Геологического комитета послереволюционной России. Его перу принадлежит книга «Полезные ископаемые Туркестана», проведена огромная аналитическая работа по учету месторождений Средней Азии [3].
В советский период для обобщения данных по развитию горнодобывающей промышленности Средней Азии весной 1924 г. была направлена группа специалистов во главе с А.Е. Ферсманом, профессиональная деятельность которого почти 20 лет была связана с этим регионом. Ферсман А. Е. – организатор нескольких Каракумских экспедиций (рис. 3). Ему принадлежит честь открытия месторождения серы, на базе которого был основан первый в СССР завод по ее производству, месторождения урановой руды, которое совместно с полиметаллическими месторождениями Карамазара стало сырьевой базой для создания в 1945 г. первенца атомной промышленности СССР – Комбината № 6 НКВД СССР, с 1967 г. Ленинабадского горно-химического комбината Ленинабад-30 или Чкаловск [4].
На уране Комбината № 6 создана первая советская атомная бомба и пущена первая в мире атомная электростанция. В 2016 г. Чкаловск был переименован, получив название Бустан («Цветущий») (рис. 4, слева – цеха Горнохимического комбината № 6, в постсоветское время получившего название «Востокредмет»).
Ферсман А.Е. также изучал геохимию пустынь и открыл полезные ископаемые: «мыльный камень», целестин, кварциты, квасцы, известняки и др. [1]. Периодом всестороннего развития геологической отрасли в Таджикистане были советские годы (1968-1988). В эти годы для повышения качества и эффективности геолого-разведочных работ в ПО «Таджикгеология» большое внимание уделялось внедрению в производство новейших достижений науки и техники, передового опыта работы геологических организаций Советского Союза. Тяжелыми в вопросах геологических исследований и освоения недр Таджикистана были годы гражданской войны в республике (1992-1997). Несмотря на все негативные явления, отрасль сохранила славные традиции геологии, цель которых – воссоздание технических и методических возможностей отрасли на базе современных методов и технических средств, преодоление кадрового голода. Для решения этих и других задач в 2021 г. в республике принята Государственная программа развития геологической отрасли на период до 2030 г. Сегодня Таджикистан является производителем золота (рис. 5), серебра, свинца, цинка, сурьмы, ртути, угля, нефти и газа, поваренной соли, строительных материалов.
В республике открыты и изучены более 600 рудников и 800 месторождений. Перспективным направлением в последние годы стало открытие и изучение 7 новых проявлений самоцветных и поделочных камней: кахолонга, сапфира и цветного турмалина [4]. Активно республика участвует и в международных проектах:
1. «Вода для устойчивого развития» (2018-2028) – создание и ведение банка водных объектов, изучение и мониторинг подземных вод.
2. Международный проект по спасению ледников. Впервые в 2009 г. Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон выступил с предложением о необходимости создания специального международного фонда защиты ледников с трибуны Международной конференции по изменению климата (Копенгаген). 3 марта 2021 г. Президент Республики Таджикистан, выступая на первом онлайн-заседании Панели высокого уровня по проблемам воды и климата, предложил объявить 2025 год Международным годом защиты ледников и установить дату Всемирного дня ледников (рис. 6).
Геология на постсоциалистическом пространстве претерпела серьезные изменения. Среди негативных стоит отметить проблему, связанную с нехваткой квалифицированных кадров. В геологии произошло катастрофическое старение педагогов, часть специалистов покинула страну, пропала система наставничества, практически полностью нарушены связи школа – вуз – производство. Один из возможных путей решения проблемы привлечения молодежи к выбору профессии геолога – это их ранняя профориентация и восстановление работы детских геологических объединений в общеобразовательных учреждениях через систему дополнительного образования. Организация и специфика такой работы подразумевает полевые лагеря, экспедиции, туристские маршруты определенной сложности, что, в свою очередь, вызывает опасения руководителей школ и клубов. А без организации детей в полевых условиях, наставничества со стороны опытных специалистов-практиков невозможно получение первоначальных знаний и умений для геологической работы.
В настоящее время я работаю в проекте «Российский учитель за рубежом», преподаю школьный курс биологии и географии в Президентском лицее г. Душанбе. Имея достаточный опыт работы в России, в Челябинской области по естественно-научному направлению, использовала его в новых условиях при работе с таджикскими учащимися. Была адаптирована программа ДО детей по геологии и минеральным ресурсам В.К. Пащенко, Н.И. Кузнецовой, А.И. Левита «Воспитание геологией» и разработана авторская программа «География и геология Таджикистана». С 2020 г. таджикские воспитанники стали участниками многих конкурсных российских и международных проектов по геологии и экологии. Мы стали тесно сотрудничать с Государственным геологическим музеем им. В.И. Вернадского РАН, Межвузовским академическим центром навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН, Российским геологическим обществом (РОСГЕО), представляя на конкурсы свои исследовательские, научно-просветительские проекты и творческие работы.
С 2020 г. участвовали в российских и международных конкурсных проектах: «Вырасти своего студента 2020», «Один день моей страны», «Богатство недр моей страны 2021-2023», в конкурсе научно-просветительских проектов «Меценаты России 2022». В литературном конкурсе о деятельности молодежных геологических объединений таджикские школьники не только прошли отборочные туры и стали финалистами, но и были удостоены призовых мест, награждены дипломами и подарками от организаторов. Все представленные работы основывались на местном материале, поднимали вопросы рационального использования ресурсов республики, особое внимание уделяли проблемам окружающей среды и экологическим инициативам Таджикистана по спасению ледников Центральной Азии (проекты: «Гляциолог-профессия будущего», 2022 г., «Особенности строения Памирских ледников», 2022 г., « Угольная промышленность Таджикистана: состояние и перспективы развития», 2021 г., «Охрана окружающей среды при строительстве тепловой электростанции на базе Шурабского угольного месторождения», 2021 г. и др.). Отдельная тематика – это люди-профессионалы, трудовые достижения которых являются гордостью страны (проект «Счастливый человек со счастливой судьбой», повествующий о жизненном пути и трудовых буднях ведущего гляциолога Яблокова А.А., отдавшего своей профессии более 60 лет,), и роль меценатов в сохранении культурного и научного наследия (просветительский проект «Человек, который сделал себя сам (Совмен Хазрет Меджидович)»).
В 2022 г. Таджикистан вошел в топ-10 стран по итогам II международной детско-юношеской премии «Экология – дело каждого», представив свои работы в разных номинациях. Президентский лицей был отмечен среди призеров и награжден дипломом «Спецприз». Все участники, призеры и руководитель (Мурзина А.Р.) отмечены дипломами п награждены подарками. Заканчивается очередной учебный год в проекте. За три года мы добились определенных результатов в образовательной деятельности, направленной на повышение интереса к проектно-исследовательской деятельности и геологии в целом (рис. 7).
Среди профессий, востребованных в республике, горно-геологические вызывают особый интерес у молодежи своей перспективностью. Горнодобывающая промышленность Таджикистана имеет хорошую минерально-сырьевую базу, объем которой достаточен для обеспечения отрасли на длительное будущее. Главное управление геологии ведет тесное сотрудничество со службами России, Ирана, Китая. Растет уровень обучения специалистов геологического профиля в вузах страны и РФ. Восстанавливается детское геологическое движение. Команда юных геологов республики неоднократно принимала приглашения к участию в полевых олимпиадах в России и Казахстане (рис. 8, 9) [5].
Такое тесное сотрудничество между нашими странами в области геологического просвещения и распространения геологических знаний позволяет надеяться на долгосрочную работу в данном образовательном направлении.
Список литературы
1. Исследования в Средней Азии. Экспедиция Ферсмана в Среднюю Азию.
2. Маракмалов М.Т., Абдуллоева Д.Н., Эшбаев Б.Т. Отражение физико-географических условий территории в топонимии Узбекистана. IV Международная научная конференция «Науки о Земле: вчера, сегодня, завтра» (Казань, май 2018).
3. Основные черты геологического строения и металлогении Таджикистана. Информационно- познавательный портал РТ//Геология Таджикистана. Рахимова Ш.К. История геологического изучения территории Республики Таджикистан.
4. Рахимова Ш.К. История геологического изучения территории Республики Таджикистан. Известия Лаборатории древних технологий. Том 14. № 1. 2018.
5. Файзуллозода З. Геологическая отрасль Таджикистана – на подъеме. Диалог. Таджикистан и мир от 12.02.2020.
№ 2 (12) / 2023