Ю.Н. Лавринюк,
студентка 3 курса группы ЭГ-20-1, экономический факультет Горного университета
В настоящее время система российского высшего образования претерпевает кардинальные изменения, обусловленные политическими и социально-экономическими причинами. Необходимость совершенствования высшего технического образования является приоритетным направлением для развития общества в долгосрочной перспективе. В статье предоставлен имеющийся действенный опыт развития высшего технического образования в Санкт-Петербургском горном университете. Автором показана необходимость учёта социально-психологического и морально-нравственного состояния обучающихся при подготовке научно-исследовательских кадров, раскрыты особенности деятельности студенческих научных обществ в рамках деятельности Санкт-Петербургского Горного университета. Предложен способ популяризации науки и образования в университете с помощью студенческих научных обществ.
В условиях сложившейся геополитической ситуации наблюдаются значительные изменения, качественно влияющие на образование в России. К ним можно отнести необходимость переформирования образовательной структуры в высших учебных учреждениях, повышение качества преподавания, решение проблем дефицита кадров на производстве и ряд других.
Одним из ключевых направлений современного российского образования является повышение качества высшего технического образования, поскольку его уровень значительно влияет на развитие науки, техники и экономики страны.
Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II является первым высшим техническим учебным заведением, осуществляющим успешное развитие образования в России, результаты деятельности которого обсуждаются во всём мире. Так, 22 марта 2023 г. университет занял третье место в мире среди лучших вузов планеты по направлению «Добыча полезных ископаемых и горная промышленность» (Mineral & Mining Engineering) в предметном рейтинге World University Ranking by Subject 2023 [3]. Такой высокий результат, безусловно, является примером успешного развития высшего технического образования.
Необходимо отметить, что Санкт-Петербургский горный университет является участником пилотного проекта по реформе высшего образования, который предусматривает отмену бакалавриата и введение базового уровня высшего образования, рассчитанного на срок от четырех до шести лет [4]. Участие в данном проекте позволит повысить качество подготовки специалистов с высшим техническим образованием.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что Горный университет способствует развитию высшего технического образования в России с учётом геополитических изменений и колебаний на отечественном рынке труда. Следует отметить, что для подготовки специалистов технического профиля необходимо уделять внимание их психологическому и морально-нравственному состоянию.
Во-первых, на подготовку высококвалифицированных специалистов оказывает влияние отношение студентов к своему образованию [1].
Во-вторых, после сдачи единых государственных экзаменов многие студенты пребывают в состоянии тревожности и нервного истощения, что отражается на продуктивности и на конечном результате – отсутствии практических навыков, необходимых для работы в реальном секторе экономики.
В-третьих, наличие асимметрии информации способствует развитию прокрастинации у студентов, поскольку они не осознают конечного результата своей деятельности.
Решению вышеуказанных проблем могут способствовать студенческие научные общества в университете. Студенческие научные общества (СНО) Санкт-Петербургского Горного университета направлены не только на научно-исследовательскую, инновационную, научно-просветительскую деятельность, но и на популяризацию науки и образования среди студентов. Председатели студенческих научных обществ активно взаимодействуют с профессорско-преподавательским составом и административным управлением. Каждое студенческое научное общество в университете имеет своё положение, в котором утверждены основные права и обязанности участников, цели и задачи деятельности.
Необходимо отметить, что все научные общества входят в общественное объединение обучающихся «Научная деятельность», являющееся единым центром организации студентов, занимающихся наукой.
Основными видами деятельности студенческих научных обществ является научная, образовательная, профориентационная и общественно-полезная деятельность. Вышеуказанный спектр выполняемых функций позволяет привлечь широкую студенческую аудиторию, которая заинтересована в науке.
Ключевыми мероприятиями являются встречи с представителями научных клубов, организация открытых научных собраний и презентаций с приглашёнными спикерами, экскурсии в специализированные отделения других университетов, проведение викторин, олимпиад, кейсов, научно-популярных игр и участие в международных форумах и конференциях [2].
Деятельность некоторых студенческих научных обществ направлена на популяризацию науки и образования не только среди студентов, но и среди школьников. Так, на базе СПГУ функционируют научные клубы, занимающиеся исследованиями в области экологии и метрологии, нефтегазового и геологического инжиниринга и проводящие мастер-классы, презентации и уроки в школах на открытых часах. Таким образом, деятельность студенческих научных обществ способствует привлечению в науку как действующих студентов, так и абитуриентов.
Подводя итог: в настоящее время российское образование претерпевает изменения, характер которых не всегда очевиден. Современная система образования в России встаёт на новый путь развития, характеризующийся высоким уровнем неопределённости и риска, качественными преобразованиями в структуре, переориентации подготовки молодых специалистов и др. Уровень высшего технического образования, влияющий на экономическое развитие нашей страны, должен возрастать в долгосрочной перспективе. Этому могут способствовать грамотные административно-управленческие решения руководства университета, организация и координация профессорско-преподавательского состава, усовершенствование материально-технической инфраструктуры с обеспечением передовыми научно-исследовательскими лабораториями и центрами. Вышеуказанные меры успешно осуществляются в Горном университете, что отражается на успешной подготовке молодых специалистов. Необходимо отметить, что высокий уровень подготовки кадров отмечен не только в России, но и во всём мире.
На формирование научного потенциала среди студентов значительное влияние оказывает деятельность студенческих научных обществ. По мнению автора, их основными задачами должны являться не только популяризация науки и образования, но и научно-просветительская, научно-исследовательская деятельность.
Приоритетные направления развития студенческих научных обществ Санкт-Петербургского горного университета основаны на закреплении созданной структуры общества, реализации поставленных задач в рамках ежегодной деятельности и налаживании взаимодействия с научными подразделениями других университетов.
Список литературы
1. Лавринюк Ю.Н. Проблемы развития современной экономической теории и подготовки молодых специалистов в Российской Федерации. Актуальные проблемы науки: взгляд студентов: материалы Всероссийской с международным участием студенческой научной конференции: в 2 ч. / отв. ред. О. В. Кублицкая. – Санкт-Петербург: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2023. С. 157-161.
2. Лавринюк Ю.Н. Открытое научное собрание ООО «Научная деятельность». URL: https://students.spmi.ru/novosti-klubov/otkrytoe-nauchnoe-sobranie-ooo-nauchnaya-deyatelnost (дата обращения: 15.06.2023).
3. Ратников М. Санкт-Петербургский горный университет вошёл в топ-3 лучших вузов планеты по версии одного из наиболее авторитетных в мире рейтинговых агентств. ULR: https://forpost-sz.ru/a/2023-03-22/sankt-peterburgskij-gornyj-universitet-voshyol-v-top-3-luchshikh-vuzov-planety-po (дата обращения: 15.05.2023).
4. Ратников М. Санкт-Петербургский горный университет стал участником пилотного проекта по реформе высшего образования. URL: https://forpost-sz.ru/a/2023-05-12/sankt-peterburgskij-gornyj-universitet-stal-uchastnikom-pilotnogo-proekta-po-reforme (дата обращения: 15.06.2023).
№ 2 (12) / 2023