Студенческие научные общества как средство популяризации науки и формирования научно-исследовательских кадров в Санкт-Петербургском горном университете

Студенческие научные общества как средство популяризации науки и формирования научно-исследовательских кадров в Санкт-Петербургском горном университете

Lavr

Ю.Н. Лавринюк,

студентка 3 курса группы ЭГ-20-1, экономический факультет Горного университета


 В настоящее время система российского высшего образования претерпевает кардинальные изменения, обусловленные политическими и социально-экономическими причинами. Необходимость совершенствования высшего технического образования является приоритетным направлением для развития общества в долгосрочной перспективе. В статье предоставлен имеющийся действенный опыт развития высшего технического образования в Санкт-Петербургском горном университете. Автором показана необходимость учёта социально-психологического и морально-нравственного состояния обучающихся при подготовке научно-исследовательских кадров, раскрыты особенности деятельности студенческих научных обществ в рамках деятельности Санкт-Петербургского Горного университета. Предложен способ популяризации науки и образования в университете с помощью студенческих научных обществ.

В условиях сложившейся геополитической ситуации наблюдаются значительные изменения, качественно влияющие на образование в России. К ним можно отнести необходимость переформирования образовательной структуры в высших учебных учреждениях, повышение качества преподавания, решение проблем дефицита кадров на производстве и ряд других.

Одним из ключевых направлений современного российского образования является повышение качества высшего технического образования, поскольку его уровень значительно влияет на развитие науки, техники и экономики страны.

Открытое научное собрание ООО «Научная деятельность»Открытое научное собрание ООО «Научная деятельность»

Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II является первым высшим техническим учебным заведением, осуществляющим успешное развитие образования в России, результаты деятельности которого обсуждаются во всём мире. Так, 22 марта 2023 г. университет занял третье место в мире среди лучших вузов планеты по направлению «Добыча полезных ископаемых и горная промышленность» (Mineral & Mining Engineering) в предметном рейтинге World University Ranking by Subject 2023 [3]. Такой высокий результат, безусловно, является примером успешного развития высшего технического образования.

Необходимо отметить, что Санкт-Петербургский горный университет является участником пилотного проекта по реформе высшего образования, который предусматривает отмену бакалавриата и введение базового уровня высшего образования, рассчитанного на срок от четырех до шести лет [4]. Участие в данном проекте позволит повысить качество подготовки специалистов с высшим техническим образованием.

Курс для школьников «Юный нефтяник». Petroleum Engineering, Mining University SPE SCКурс для школьников «Юный нефтяник». Petroleum Engineering, Mining University SPE SC

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что Горный университет способствует развитию высшего технического образования в России с учётом геополитических изменений и колебаний на отечественном рынке труда. Следует отметить, что для подготовки специалистов технического профиля необходимо уделять внимание их психологическому и морально-нравственному состоянию.

Во-первых, на подготовку высококвалифицированных специалистов оказывает влияние отношение студентов к своему образованию [1].

Во-вторых, после сдачи единых государственных экзаменов многие студенты пребывают в состоянии тревожности и нервного истощения, что отражается на продуктивности и на конечном результате – отсутствии практических навыков, необходимых для работы в реальном секторе экономики.

В-третьих, наличие асимметрии информации способствует развитию прокрастинации у студентов, поскольку они не осознают конечного результата своей деятельности.

Участники экскурсии в обсерваторию Светлое. Научный клуб «Метролог»Участники экскурсии в обсерваторию Светлое. Научный клуб «Метролог»

Решению вышеуказанных проблем могут способствовать студенческие научные общества в университете. Студенческие научные общества (СНО) Санкт-Петербургского Горного университета направлены не только на научно-исследовательскую, инновационную, научно-просветительскую деятельность, но и на популяризацию науки и образования среди студентов. Председатели студенческих научных обществ активно взаимодействуют с профессорско-преподавательским составом и административным управлением. Каждое студенческое научное общество в университете имеет своё положение, в котором утверждены основные права и обязанности участников, цели и задачи деятельности.

Необходимо отметить, что все научные общества входят в общественное объединение обучающихся «Научная деятельность», являющееся единым центром организации студентов, занимающихся наукой.

Основными видами деятельности студенческих научных обществ является научная, образовательная, профориентационная и общественно-полезная деятельность. Вышеуказанный спектр выполняемых функций позволяет привлечь широкую студенческую аудиторию, которая заинтересована в науке.

Ключевыми мероприятиями являются встречи с представителями научных клубов, организация открытых научных собраний и презентаций с приглашёнными спикерами, экскурсии в специализированные отделения других университетов, проведение викторин, олимпиад, кейсов, научно-популярных игр и участие в международных форумах и конференциях [2].

Деятельность некоторых студенческих научных обществ направлена на популяризацию науки и образования не только среди студентов, но и среди школьников. Так, на базе СПГУ функционируют научные клубы, занимающиеся исследованиями в области экологии и метрологии, нефтегазового и геологического инжиниринга и проводящие мастер-классы, презентации и уроки в школах на открытых часах. Таким образом, деятельность студенческих научных обществ способствует привлечению в науку как действующих студентов, так и абитуриентов.

Подводя итог: в настоящее время российское образование претерпевает изменения, характер которых не всегда очевиден. Современная система образования в России встаёт на новый путь развития, характеризующийся высоким уровнем неопределённости и риска, качественными преобразованиями в структуре, переориентации подготовки молодых специалистов и др. Уровень высшего технического образования, влияющий на экономическое развитие нашей страны, должен возрастать в долгосрочной перспективе. Этому могут способствовать грамотные административно-управленческие решения руководства университета, организация и координация профессорско-преподавательского состава, усовершенствование материально-технической инфраструктуры с обеспечением передовыми научно-исследовательскими лабораториями и центрами. Вышеуказанные меры успешно осуществляются в Горном университете, что отражается на успешной подготовке молодых специалистов. Необходимо отметить, что высокий уровень подготовки кадров отмечен не только в России, но и во всём мире.

Эколого-просветительская акция «С водой на ты». Научное общество «Эколог»Эколого-просветительская акция «С водой на ты». Научное общество «Эколог»

На формирование научного потенциала среди студентов значительное влияние оказывает деятельность студенческих научных обществ. По мнению автора, их основными задачами должны являться не только популяризация науки и образования, но и научно-просветительская, научно-исследовательская деятельность.

Приоритетные направления развития студенческих научных обществ Санкт-Петербургского горного университета основаны на закреплении созданной структуры общества, реализации поставленных задач в рамках ежегодной деятельности и налаживании взаимодействия с научными подразделениями других университетов.


Список литературы

1. Лавринюк Ю.Н. Проблемы развития современной экономической теории и подготовки молодых специалистов в Российской Федерации. Актуальные проблемы науки: взгляд студентов: материалы Всероссийской с международным участием студенческой научной конференции: в 2 ч. / отв. ред. О. В. Кублицкая. – Санкт-Петербург: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2023. С. 157-161.

2. Лавринюк Ю.Н. Открытое научное собрание ООО «Научная деятельность». URL: https://students.spmi.ru/novosti-klubov/otkrytoe-nauchnoe-sobranie-ooo-nauchnaya-deyatelnost (дата обращения: 15.06.2023).

3. Ратников М. Санкт-Петербургский горный университет вошёл в топ-3 лучших вузов планеты по версии одного из наиболее авторитетных в мире рейтинговых агентств. ULR: https://forpost-sz.ru/a/2023-03-22/sankt-peterburgskij-gornyj-universitet-voshyol-v-top-3-luchshikh-vuzov-planety-po (дата обращения: 15.05.2023).

4. Ратников М. Санкт-Петербургский горный университет стал участником пилотного проекта по реформе высшего образования. URL: https://forpost-sz.ru/a/2023-05-12/sankt-peterburgskij-gornyj-universitet-stal-uchastnikom-pilotnogo-proekta-po-reforme (дата обращения: 15.06.2023).


№ 2 (12) / 2023

Back to top