№ 3 (13) / 2023
«Коллаборация на базе Консорциума университетов «Недра» создает условия для мотивации школьников, студентов, аспирантов и преподавателей. Мы формируем интеллектуальную среду, направленную на достижение интересов государственной экономики. То есть на подготовку качественного кадрового резерва для научно-педагогической деятельности и работы на отраслевых предприятиях».
Литвиненко В.С.,
ректор Санкт-Петербургского горногоуниверситета императрицы Екатерины II,
инициатор создания Консорциума университетов «Недра»
Непрерывное образование в России «ШКОЛА – ВУЗ – РАБОТОДАТЕЛЬ» для сегодняшнего школьника, будущего студента и сотрудника с успешной карьерой – то, что будет затронуто в этой статье через призму целей, задач и работы Консорциума университетов «Недра» (здесь и далее Консорциум).
История создания Консорциума
Консорциум университетов «Недра» был создан 1 октября 2020 года и утвержден распоряжением Министра науки и высшего образования 14 октября 2020 года.
Консорциум является общественным объединением образовательных организаций под председательством Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II (далее Горный университет).
Основная идея деятельности Консорциума – выполнять роль национального координатора в вопросах повышения качества высшего и технического профессионального образования, научных исследований с учетомспецифики и потребностей минерально-сырьевого комплекса России; консолидации интеллектуальных, кадровых, информационных и иных ресурсов в целях выработки предложений для формирования государственной политики в системе образования; создания единой научно-образовательной среды, поиска и поддержки талантливых молодых исследователей из числа школьников, студентов, аспирантов и преподавателей для развития минерально-сырьевого комплекса России и формирования системы кадрового прогнозирования для минерально-сырьевого комплекса России; сохранения лучших научных школ и традиций; создания механизма повышения компетентности преподавательского состава с использованием лучших мировых образовательных технологий; формирования интереса, положительного имиджа и востребованности горнотехнических и смежных специальностей и направлений у молодежи; выработки консолидированной позиции Консорциума по ключевым вопросам взаимодействия с международным научным и образовательным сообществом.
Для комфортного взаимодействия участников Консорциума в апреле 2023 года был открыт московский офис Консорциума.
Участники Консорциума
Возглавляет Консорциум Председатель Президиума Литвиненко Владимир Стефанович, ректор Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II.
В состав Президиума Консорциума вошло 14 ведущих вузов страны – флагманов по подготовке специалистов минерально-сырьевого комплекса. В настоящее время в составе Консорциума более 100 вузов России.
Особое место в работе Консорциума занимает коллаборация с Международным центром компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО (далее Центр ЮНЕСКО), которая способствует интеграции в международное научно-образовательное сообщество.
Поддержка «инженеров со школьной скамьи»
В своей работе для школьников Консорциум преследует цели помочь учащимся старших классов в их выборе будущей профессии, связанной с минерально-сырьевым комплексом, а также особенно одарённым и мотивированным – поддержку в поступлении в вузы Консорциума, о чем можно судить на примере уже проведенных мероприятий:
Декабрь 2022. На базе Горного университета в рамках Международного форума «Природопользование и сохранение всемирного природного наследия» с участием Консорциума и под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО была организована Всероссийская проектная сессия для школьников «Сохранение природного и культурного богатства России».
В рамках сессии более 500 учащихся 11-х классов, подшефных вузам Консорциума, в том числе воспитанников учебных заведений Российской сети ассоциированных школ ЮНЕСКО, из 19 регионов России и Белоруссии, не только решали ряд прикладных экологических задач, но и расширяли свои представления о возможных профессиональных перспективах, то есть делали первые шаги к старту своей карьеры (например, смогли узнать больше о сферах и методах работы ЮНЕСКО в области сохранения всемирного природного и культурного наследия).
Основной целью мероприятия было знакомство подрастающего поколения со всемирным природным наследием ЮНЕСКО, в первую очередь, на территории нашей страны. Особенно важным было то, что ребята из разных регионов России смогли увидеть и осознать масштабы ее природных и культурных богатств. В рамках проектной сессии школьники провели в Санкт-Петербурге несколько насыщенных работой дней. Главными мероприятиями стали викторина, посвященная объектам всемирного природного наследия, кейс-конкурс с презентацией результатов деятельности групп участников и профориентационные мероприятия, направленные на популяризацию российского инженерного образования.
Чтобы ребята познакомились, научились принимать коллективные решения, а также приобрели новые знания, для них провели командообразующую викторину на тему природопользования. Участники узнали больше о сфере и методах работы ЮНЕСКО, основных достопримечательностях, входящих в состав Всемирного наследия, и выдающихся людях, не на словах, а на деле боровшихся за сохранение экосистем.
В процессе викторины участники прошли 5 раундов, каждый из которых посвящен различным сферам работы международной организации. Для лучшего восприятия информации и погружения в атмосферу игры каждый раунд был проведен в формате известных интеллектуальных программ.
Апрель 2023. Всероссийский конкурс научно-исследовательских проектов для школьников старших классов «Школьная премьер-лига» под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. В конкурсе приняли участие более 1000 учащихся школ, подшефных вузам Консорциума, из 72 регионов нашей страны.
На торжественной церемонии открытия Всероссийского конкурса В. Литвиненко, обращаясь к участникам, отметил: «Минерально-сырьевой комплекс – это скелет экономики. Любая технологическая цепочка, какой бы прогрессивной она ни была, начинается с добычи полезных ископаемых. Это не только энергоресурсы, необходимые для того, чтобы в наших домах было тепло и горел свет. В российских недрах лежит практически вся таблица Менделеева, в том числе редкоземельные элементы, потребность в которых, как и во многих других стратегических металлах, в будущем возрастёт ещё больше. Но для того, чтобы превратить это богатство в человеческий, социальный и натуральный капитал, необходимы соответствующие технологии и кадры, от уровня компетенций которых зависит благополучие нашего государства и всех его граждан».
Таким образом, конкурс объединил ребят, которые в будущем планируют стать инженерами или учёными и заниматься решением задач, связанных с повышением эффективности недропользования. Внедрять новые методы поиска и разведки месторождений полезных ископаемых, строить современные металлургические и нефтехимические предприятия, ускорять цифровую трансформацию отрасли, снижать антропогенную нагрузку на экосистемы.
Все победители состязания получили возможность принять участие в программе «Лидер школы», проводимой Санкт-Петербургским горным университетом. Данный конкурс предусматривает получение гранта на компенсацию проезда в Санкт-Петербург, доплаты к стипендиям и возможность приоритетного выбора места в общежитиях университета. Кроме того, финалисты получили целевой образовательный грант в размере 100 тысяч рублей каждому с правом его использования при успешном окончании первого семестра обучения.
Проведение таких конкурсов способствует повышению интереса школьников к инженерным профессиям. Конкурс позволил выявить и привлечь лучших учеников России, которые в дальнейшем смогут на приоритетных началах поступать в профильные университеты Консорциума «Недра».
Отметим, что Всероссийский конкурс школьников проходил на полях ХIX Международного форума-конкурса студентов и молодых учёных «Актуальные проблемы недропользования» под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, в котором приняли участие свыше тысячи делегатов из России, Ирана, Китая, Казахстана, Вьетнама, Индии, а также африканских и латиноамериканских государств.
Вклад Консорциума в реформу высшегообразования России
«У меня нет сомнений в том, что процветающей нацией этого столетия будет та, которая создаст наиболее эффективную систему школьного и вузовского образования».
Литвиненко В.С.,
ректор Санкт-Петербургского горногоуниверситета императрицы Екатерины II,
инициатор создания Консорциума университетов «Недра»
Одним из приоритетных направлений деятельности Консорциума является выработка предложений для формирования государственной политики в системе образования, посредством вовлечения российских вузов – участников Консорциума, крупнейших российских компаний, глав регионов страны в разработку и внедрение стратегии высшего технического образования в рамках создания национальной системы высшего образования в России.
Необходимо создать такую систему высшего образования, которая позволила бы направить энергию общества на интенсификацию социально-экономического развития за счёт повышения качества подготовки кадров и создания прорывных технологий. Потенциал отечественной высшей школы достаточен для того, чтобы это сделать. Ожидаемый эффект – сокращение дефицита высококвалифицированных кадров, востребованных реальным сектором экономики.
Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II стал одним из шести вузов, вошедших в пилотный проект по формированию новой национальной системы высшего образования, а его ректор и председатель Президиума Консорциума Владимир Литвиненко уже выступил автором Стратегии по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим техническим образованием (далее Стратегия).
12 мая в 2023 в Санкт-Петербурге состоялось расширенное заседание Консорциума по обсуждению вышеуказанной Стратегии улучшения высшего технического образования. На совещании присутствовали ректоры вузов, входящих в Консорциум, министр науки и высшего образования Валерий Фальков, представители Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ.
Министр науки и высшего образования России В. Фальков отметил, что разработанная Консорциумом стратегия включает в себя шаги для перестройки высшего инженерного образования в части содержания, форматов и сроков подготовки специалистов с тем, чтобы они соответствовали основным тенденциям развития науки и техники.
Стратегия улучшения высшего технического образования как консолидированная позиция академического сообщества, бизнес-структур и органов власти, несомненно, станет основой планируемой реформы высшего образования страны.
Таким образом, реформирование высшего инженерного образования – один из наиважнейших механизмов ускорения социально-экономического развития страны. Наша история знает примеры, когда эта задача была успешно решена, поэтому нет никаких сомнений в том, что России и сегодня удастся реализовать задуманное.
Главное – найти баланс между фундаментальностью образования и возможностью прикладного применения полученных в процессе подготовки знаний и навыков.