№ 3 (13) / 2023
О.Е. Точнова,
главный хранительГорного музея
Продолжая повествование о сокровищах Горного музея,хотелось бы рассказать о коллекции, сформированной целиком и полностью из внеземных материалов – метеоритов. В 2022 г. ей исполнилось 200 лет – её возраст считаетсяс момента получения самого первого экспоната нашейколлекции. «Обломок аэролита, упавшего в Моравии» –именно так он был записан в книге поступлений музея10 марта 1822 г. Его сдатчиком значился граф Уваров – президент Императорской академии наук. Обломок светло-серого цвета, со следами коры плавления, с виду, как и многиеметеориты, абсолютно не примечателен без предварительной обработки или подготовки. Являлся элементом каменного дождя, выпавшего на территории современной Чехии22 мая 1808 г., относится к редкому классу каменных метеоритов – ахондритов эвкритовой группы, которых по официальным данным зафиксировано всего 256 за всю историюнаблюдений.
На сегодняшний день коллекция Горного музея по количеству метеоритов занимает второе место в России инасчитывает 299 уникальных наименований. Она сталаформироваться в период становления науки о метеоритахи относится к старейшим мировым метеоритным коллекциям. Хорошим подтверждением этого является находящийся у нас с 1834 г. обломок метеорита «Красноярск».Именно на основе изучения его структуры немецкий физикЭрнст Флоренс Фридрих Хладни выдвинул теорию о космическом происхождении таких объектов. Сам метеорит былнайден в 1749 г. горным инженером И.К. Меттихом и через22 года осмотрен на месте петербургским академикомП.С. Палласом, который опубликовал его описание и зарисовки в научной литературе. Сама глыба весом около 700 кгбыла доставлена в Петербург только в 1777 г. Свои воззренияХладни опубликовал в 1794 г. в отдельной книге «О происхождении найденной Палласом и других подобных железных масс и о некоторых связанных с ними естественныхявлениях». Однако вплоть до 1803 г. и метеоритного дождяL`Aigle, когда на площади около 50 кв. км выпало более 3000каменных обломков, его точка зрения оспаривалась многими учёными и авторами. Считалось, что люди, говорящиео том, что видели падение космического тела, далеки отправды. Однако после такого масштабного события с большим количеством свидетелей сложно было оспариватьвнеземное происхождение «аэролитов».
Главные свои экспонаты коллекция Горного музея получила в конце XIX века, когда большинство находимых метеоритов привозили в Горный университет для определениясостава и получения ответа на распространенный средиобывателей вопрос «что это такое?».
Так, например, в начале апреля 1890 г., около деревниАвгустиновка Екатеринославской губернии, в яме, откудаместное население брало глину, после обвала крестьянеобнаружили огромный кусок железа, который они не моглисдвинуть с места. Когда об этом стало известно в Петербурге, Горный департамент дал предписание смотрителю Музея А.А. Лёшу расследовать условия и обстоятельства этойнаходки и принять все меры, чтобы приобрести его и доставить в Санкт-Петербург для всестороннего научного исследования. Лёш, обследовав место находки метеорита, пришел к выводу, что падение его произошло еще в ледниковыйпериод, и он пролежал тысячи лет в земле, скрытый толстым слоем глины.
Метеорит был доставлен в Петербург, и уже в июле1890 г. 25-пудовая глыба (400 кг) метеорита, упакованная вогромный деревянный ящик, поступила в Музей. Все обстоятельства своих исследований Лёш подробно изложил вРапорте директору Горного института, который хранится в Архиве музея.
Кроме прямых поступлений, коллекция развивалась также за счёт приобретений и обменов – например, в 1898 г. были получены метеориты от известного коллекционера Генри Варда, которые отличаются от многих других за счёт оригинального правила маркировки образцов с помощью избирательного травления. Всего их тогда поступило 11, два из которых представлены далее – это железные пластины, выпиленные из основных метеоритов, при этом отлично видны их названия, вытравленные прямо на поверхности.
В XX веке развитие метеоритики было связано с централизацией методов поиска метеоритного вещества – структурирование уже известных науке данных и повышение скорости оперативного реагирования на сообщения о падениях метеоритов. В 1939 г. в СССР был создан Комитет по метеоритам, учёным секретарем которого стал Леонид Алексеевич Кулик, самый известный советский исследователь феномена Тунгусского метеорита. Благодаря ему в 1940 г. в коллекцию Горного университета были добавлены несколько новых экспонатов – метеоритов, упавших уже в XX веке.
Кроме изменений в методах поиска метеоритов, XX век также дал больше возможностей ученым-исследователям – так, например, профессор Петр Николаевич Чирвинский детально изучил несколько образцов из коллекции Горного музея из группы палласитов, получив соотношение каменистой части и никелистого железа – например, метеорит Бренхам – 51,40 % оливина и 48,60 % никелистого железа.
Во второй половине XX века у ученых появился более свободный доступ к малодоступной территории Антарктиды, которая ранее не рассматривалась как источник внеземного вещества. Это привело к тому, что экспедиции по поиску метеоритов с тех пор нашли более 25000 метеоритов, потому как антарктические условия оказались очень подходящими для, во-первых, хранения метеоритного вещества и, во-вторых, удобства их поиска.
Так, в 1961 г. в Горный музей поступила еще одна главная масса – железный метеорит «Лазарев». Этот метеорит был найден в Антарктиде, на Земле Королевы Мод, в январе1961 г. Два индивидуальных экземпляра 8 кг и 2 кг обнаружили в южных отрогах гор Гумбольдта, на высоте 3000 метров над уровнем моря. Метеорит получил свое имя в честь советской полярной станции «Лазарев». Это первая находка железного метеорита на Антарктическом континенте. По химическому составу этот октаэдрит нельзя отнести ни к одной группе железных метеоритов. Больший экземпляр был передан в Горный музей, меньший в Комитет по метеоритам.
В связи с тем, что Горный музей является в первую очередь научно-образовательным подразделением Горного университета, наша коллекция имеет общеобразовательную направленность, – хотелось бы уделить немного внимания и этой стороне вопроса, а не только истории самой коллекции.
И начать хотелось бы с того, как выглядят метеориты. Обыкновенно метеориты имеют неправильную угловатую форму. Значительно реже падают так называемые ориентированные метеориты, заостренные на конус с одной стороны и притупленные с другой. Форма возникает в результате обтачивающего действия земной атмосферы на летящее в ней с космической скоростью метеорное тело.
Среди отличительных внешних признаков метеоритов наиболее общим их признаком является кора плавления. Наружный расплавленный поверхностный слой, застывая, образует тонкую корочку (0,5-1 мм, редко больше). Она хорошо заметна только на каменных метеоритах. Обычно она черная и матовая, но иногда встречается блестящая, как бы покрытая глазурью. Поверхности метеоритов, покрытые корой плавления, обычно имеют своеобразные углубления, как бы вмятины, напоминающие отпечатки пальцев в мягкой глине и называемые регмаглиптами.
Понимая, чем отличаются по виду метеориты, можно немного рассказать про их группы.
Самыми распространенными метеоритами являются каменные метеориты – около 95% падений. Их внутреннее вещество чаще всего имеет пепельно-серый цвет. Однако встречаются и темно-серые, и даже совсем черные, и, наоборот, почти белые экземпляры. Структура большинства каменных метеоритов отличается от структуры земных горных пород присутствием в них своеобразных шариков размером от микроскопических зерен до крупных горошин, хорошо видимых невооруженным глазом. Такие шарики называются хондрами, а метеориты, в которых они встречаются – хондритами.
Вторыми по распространенности являются железные метеориты, занимая около 4% от всех известных находок. У железных метеоритов отличительным признаком является своеобразная структура. На отполированной и протравленной поверхности большинства железных метеоритов появляется своеобразный рисунок, так называемая Видманштеттова структура, указывающая на кристаллическое строение железных метеоритов.
Еще более удивительную структуру имеют железокаменные метеориты, на которые приходится оставшийся процент известных находок. Они представляют собой как бы железную губку, пустоты которой заполнены желтовато-зеленым минералом – оливином.
В рамках данного материала мы не будем погружаться более подробно в классификации метеоритов – ведь среди 3 видов метеоритов существует более 20 их типов, каждый из которых отличается друг от друга.
К информации о том, как выглядят отличительные черты метеоритов, а также какими они бывают в целом, можно добавить еще пару диагностических характеристик. Во-первых, метеориты могут иметь магнитные свойства, во-вторых, их внутренняя структура должна быть однородной и плотной, – если оба этих фактора присутствуют, а также наблюдаются регмаглипты и кора плавления – можно смело обращаться в Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского, который в Российской Федерации отвечает за регистрацию метеоритов. Конечно же, не стоит сразу же отправлять им посылку с образцом – для начала вполне можно обойтись фотографией по электронной почте. Первичную консультацию, как правило, можно получить и в любой другой профильной организации – так, например, в Горный музей часто приходят для помощи с определением минералогического состава найденных образцов.
Фотографии – Павел Долганов.
Список литературы
1. R. Harvey The origin and significance of antarctic meteorites Chemie der Erde Geochemistry, 63 (2003), pp. 93-147.
2. Иванов А.В., Ярошевский А.А., Иванова М.А. Минералы метеоритов – новый каталог. Геохимия. 2019. Т. 64. № 8. С. 869-932.
3. Коломенский В.Д., Гуськова Е.Г. Каталог метеоритов коллекции Ленинградского горного музея на 1 января 1979 г. Метеоритика. Вып. 40. Москва. 1982. С. 134-158.
4. Оболонская Э.В., Попова Е.Е. Научные исследования на базе коллекции метеоритов Горного музея СПГГУ. Тезисы XXXII международной годичной конференции Санкт-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории и философии науки и техники РАН (28 ноября-2 декабря 2011 года). СПб. 2011. С. 195-196.
5. Суханова К.Г., Оболонская Э.В., Скублов С.Г., Котова Е.Л. Коллекция метеоритов Горного музея Санкт-Петербургского горного университета: новые исследования хондритов Бушхоф и Княгиня // «Минералогические музеи – 2019. Минералогия вчера, сегодня, завтра». Материалы научной конференции. СПб.: СПбГУ, 2019. С. 58-60.