№ 3 (13) / 2023
А.А. Парамонова,
студентка группы ГРП-20,нефтегазовый факультетСанкт-Петербургскогогорного университета
С древних времен государства, господствующие преимущественно на море, назывались талассократиями(от др.-греч. θάλασσα «море» + κράτος «власть»). Вся их жизньбыла устремлена к морю: морской торговлей и ресурсамиподпитывалась экономика, через него осуществлялисьвоенные экспансии, формировалась соответствующаякультура целых народов [1]. Таковыми были, например,финикийцы и древние греки (рис. 1). С течением времениталассократия стала характерной для колониальных морских держав (Англия, Испания, Нидерланды), которые засчет мощного флота пытались диктовать свои условиявсему миру. Схожую модель поведения (modus operandi)некоторые страны используют, к сожалению, и по сейдень. Но в современном мире все большему количествустран приходит понимание, что истинный смысл моря –это свобода, в том числе и свобода торговли, свобода самим устанавливать необходимые контакты и налаживатьвзаимовыгодное сотрудничество.
Петр I, прорубив окно в Европу, вывел Россию в числовеличайших морских держав (рис. 2). Его дело продолжилаЕкатерина II, а затем укрепили последующие самодержцы.Заложив такой прочный и верный фундамент, Россия получила стратегический инструмент, который по сей день позволяет обеспечить ее потребности. Не потеряет он своейценности и при будущих поколениях.
С технической точки зрения сердцем морской инфраструктуры является морской порт [2]. Мое обучение на нефтегазовом факультете Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II позволило ознакомиться на практике с функционированием крупных портов,побывать на погрузке нефтяного танкера и лично оценитьважность и перспективность этого направления. ПомимоПетербургского нефтяного терминала (рис. 3), в Ленинградской области сосредоточены такие важные объекты различных компаний, как «Транснефть – Порт Приморск», «РПК-Высоцк Лукойл», «Портэнерго» и др.
На другом конце страны также функционируют крупнейшие порты, которые позволяют нашей стране обмениваться ресурсами со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, например, «Транснефть – Порт Козьмино» (рис. 4)
Сейчас это особенно важно, поскольку гибкость морских коммуникаций позволяет доставлять ресурсы в любую точку мира, несмотря на искусственные барьеры [3].
Морские порты представляют собой сложнейшие инфраструктурные сооружения, которые требуют от специалистов высокого уровня компетенций. От грамотных действий персонала зависит экономическая эффективность, безопасность, экологичность всей технологической цепочки [4]. В рамках обучения и получения необходимых практических навыков и знаний приходит осознание того, как много есть точек приложения инженерной мысли к реальным проблемам производства. В настоящее время мною ведутся исследования в лабораториях Горного университета по разработке рациональных способов морской транспортировки нефти.
Резюмируя, можно сказать о том, что, по мнению авторов, помимо двух вечных союзников России, ее армии и флота, самым важным союзником на будущее является подготовленный высококлассный инженер, который, находясь на своем месте, будет способен достойно внести лепту в жизнь своей страны.
Список литературы
1. Древнегреческо-русский словарь (в 2-х томах) / Сост. И. Х. Дворецкий ; Под ред. чл.-кор. Акад. наук СССР проф. С.И. Соболевского; С прил. грамматики, сост. С.И. Соболевским. – Москва : ГИС, 1958.
2. Бологов А.В. Морские порты России: современное состояние и перспективы развития: монография. – М. : МОРКНИГА, 2014. – 321 с.
3. Кириченко А.В. Перевозка экспортно-импортных грузов. Организация логистических систем. 2-е изд., доп. и перераб. /Под ред. А.В. Кириченко. – СПб., 2004. – 506 с.
4. Гомольская А.А. Устройство и оборудование морского порта: Курс лекций : учебное пособие / А.А. Гомольская. – Владивосток : МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2009. – 58 с.