История основания Горного училища: предпосылки основания и три даты для юбилея

История основания Горного училища: предпосылки основания и три даты для юбилея

№ 4 (14) / 2023

shab

М.Ю. Шабалов,

директор Горного музея Санкт-Петербургского Горного университета, к.э.н.


 В ноябре 2023 г. Санкт-Петербургскому горному университету императрицы Екатерины II исполнилось 250 лет. На расширенном заседании Ученого совета было принято решение проводить мероприятия, посвященные этому событию, вплоть до 2026 г. Хотелось бы пояснить исторические причины такой продолжительности празднования и рассказать о первых годах жизни Горного училища.

Для лучшего понимания процессов, приведших к основанию первого высшего технического учебного заведения в России, необходимо сделать небольшое отступление в историю развития отечественного горного образования. В большинстве популярных литературных источников авторами высказываются идеи о том, что основным барьером на пути развития отрасли выступило именно отсутствие образованных горных специалистов, и эта проблема требовала решения. По государственным документам мы можем отследить в истории некоторые примеры – в 1488 г. Иван III предпринимает попытку поиска рудознатцев через венгерского короля Матиаша I Корвина, затем в 1490 г. – через «короля римского» (короля Германии, впоследствии – императора Священной Римской империи) Максимилиана I. Во времена Ивана III совершается первая официальная рудоискательная экспедиция русского государства по поискам серебра и меди в бассейн реки Печоры 26 марта 1491 г.

Рис. 1. Образцы медных руд Цильменского месторожденияРис. 1. Образцы медных руд Цильменского месторождения

Иван IV Грозный также искал специалистов – на этот раз при общении с королем польским Яном II Казимиром. Но, конечно, наиболее ярким примером является Петр I. Он лично участвовал в получении практических навыков (Великое посольство), способствовал заимствованию и переносу европейского научного знания, а также пригласил специалистов, которые не только привезли в Россию передовые технологии, но и в качестве преподавателей сделали многое для отечественного профессионального образования, в том числе горнотехнического. В горной отрасли его времени особенно выделялся Вилим Иванович (Георг Вильгельм) де Геннин, поступивший на российскую службу в 1697 г., а затем возглавивший многие проекты в горной и металлургической отраслях. В 1735 г. стал автором монографии «Описание Уральских и Сибирских заводов» (рис. 2) – первого обширного труда, подробно описывающего горную отрасль Урала начала XVIII века.

Рис. 2. План Нерчинского завода. Иллюстрация из монографии В.И. де Геннина «Описание Уральских и Сибирских заводов»Рис. 2. План Нерчинского завода. Иллюстрация из монографии В.И. де Геннина «Описание Уральских и Сибирских заводов»

Еще одним способом получить специалистов была отправка людей на обучение за рубеж. Во времена Петра I можно отметить другого важного для горной отрасли специалиста – В.Н. Татищева, который в 1724 г. обучался в Швеции горному делу, а затем использовал полученные знания при обустройстве горных заводов на Урале.

Оба эти человека оказали серьезное влияние на развитие горного образования – можно сказать, самые успешные попытки его создания – до основания Горного училища. Ими были основаны специальные школы при Олонецких и Екатеринбургских заводах, в которых впервые должны были преподаваться профильные горные предметы – механика и пробирное дело. Практика, впрочем, разошлась с теорией – по факту в школах давали среднее образование, а для преподавания специальных предметов не нашлось учителей.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что в периоды после правления Петра I и до Екатерины II динамика развития горной отрасли оставляла желать лучшего в связи с переводом собственности в частное владение и чередой управленческих назначений, в которых просматривались черты фаворитизма и семейственности со стороны высших эшелонов власти. Эти решения привели к плохому хозяйственному состоянию на многих заводах горных округов – в частности, Юговские заводы на Западном Урале к 1770 г. находились в аварийном состоянии, при наличии проблем с поставками медной руды. Поставки эти осуществлялись как из государственных источников – казенных рудников, так и от населения, в частности, от группы рудопромышленников во главе с Исмаилом Тасимовым, который, после череды событий, получил возможность оформить контракт на прямые поставки руды на эти заводы с помощью Берг-коллегии. В своем прошении он изложил собственные соображения по поводу возможного развития поставок и, в частности, высказал мысли о пользе создания учебного заведения для целей улучшения процесса добычи руды.

Рис. 3. Макет горы Благодать – крупнейшего железорудного месторождения Российской империи XVIII векаРис. 3. Макет горы Благодать – крупнейшего железорудного месторождения Российской империи XVIII века

В нашем повествовании мы наконец подходим к первой дате, связанной с юбилеем Горного университета, – дате, когда прошение Тасимова о создании образовательного учреждения было наконец переработано и представлено императрице Екатерине II.

Первое предложение Берг-коллегии, датированное 1771 г., предполагало создание Горного кадетского корпуса, с преподаванием арифметики, алгебры, геометрии, маркшейдерского искусства, минералогии, металлургии, рисования, химии, механики, физики, французского, немецкого и латинского языков. Число кадетов предполагалось равным 100 – половина за счет государства и половина за частный счет, с финансированием (весьма существенным) за счет процентов от продажи гороблагодатного железа.

После поступления в Сенат этого предложения обер-прокурором Сената М.Ф. Соймоновым были сделаны корректировки и исправления, касающиеся количества обучающихся и финансовых вопросов. Так, предлагалось сократить расходы на преподавание, во-первых, за счет привлечения учащихся, уже прошедших базовое обучение в Московском университете, и, во-вторых, за счет привлечения специалистов, уже работающих в Берг-коллегии. После слушаний в Сенате были добавлены еще корректировки, связанные с целесообразностью назвать такое заведение скорее «Горным училищем», а его обучающихся – студентами, чтобы учиться в нем могли дети не только дворян, но и служащих горных заводов, т. е. разночинцев.

Таким образом, был составлен финальный документ, представленный императрице 1 ноября (21 октября по старому стилю) 1773 г., включавший в себя доклад Сената, проект создания училища и план обучения. Именно на этом документе Екатерина II начертала «быть по сему», а Горный получил первую дату для празднования.

Рис. 4. Яшма. Нерчинский округ. ЗабайкальеРис. 4. Яшма. Нерчинский округ. Забайкалье

Впоследствии реализовывать план по созданию Училища поручили самому М.Ф. Соймонову, назначенному ранее президентом Берг-коллегии. Первый ректор Горного училища – представитель почтенного дворянского рода, который упоминается в истории России еще с XVI века. Важным фактом его профессиональной биографии является участие в 1753 г. в Нерчинской экспедиции своего отца, первого русского гидрографа, когда проводилось картографирование территорий Восточной Сибири и Приамурья. В дальнейшем наблюдения, полученные им в этой экспедиции при посещении сереброплавильных заводов, несомненно, пригодились при работе в горной отрасли.

Рис. 5. Халцедон. Нерчинский округ. ЗабайкальеРис. 5. Халцедон. Нерчинский округ. Забайкалье

Следующей датой празднования после подписания приказа об основании стало 9 июля (28 июня по старому стилю, день восшествия на престол Екатерины II) 1774 г., когда Училище официально было открыто и начало обучение, – к этой дате были приурочены разработанный М.Ф. Соймоновым Устав и особый приказ от Берг-коллегии, который содержал следующие строки:

«Берг-коллегия надеется, что избранные ею учителя не оставят исполнить с ревностью свою должность, а учащиеся, с их стороны, показать в науке успехи и, употребя их к общей пользе, доказать усердие к услуге отечества и к пользе оного любовь» (рис. 6).

Рис. 6. Бронзовая статуя Екатерины II на фоне мозаичной карты России из атласа 1792 г., напечатанного в Горном училищеРис. 6. Бронзовая статуя Екатерины II на фоне мозаичной карты России из атласа 1792 г., напечатанного в Горном училище

Для функционирования Училища были использованы ранее выкупленные для Берг-коллегии два особняка у графа Шереметьева, а также участок, к ним прилежавший, у графини Мусиной-Пушкиной. Вскоре после открытия Училища начали свою работу Ученое собрание (1774) и типография (1775). Целью было развитие горной науки, в частности, за счет переводов на русской язык специализированной литературы, а затем и учебников, и новейших научных изданий в стенах Училища.

Говоря об открытии Горного училища, нельзя не вспомнить, что первыми преподавателями в нем, как ранее и упоминалось, были сотрудники Берг-коллегии, среди которых выделялись И.М. Ренованц и А.М. Карамышев.

Иван Михайлович (Ганс Михаэль) Ренованц родился в 1744 г. в Дрездене, в 1771 г. закончил Фрайбергскую горную академию, в 1772 г. поступил на службу в России в Берг-коллегию. Преподавал в маркшейдерском и минералогическом классах Училища. Основной его заслугой можно считать создание Примерного рудника Горного училища –уникального объекта, направленного на получение студентами практических навыков по преподаваемым дисциплинам. Он представлял из себя насыпную гору на территории Училища, в которой были созданы модели самых известных типов месторождений того времени. В первой половине XIX века рудник был перестроен – появилась каменная кладка вместо деревянных конструкций, и общий план более современной версии этого рудника известен (рис. 7).

Рис. 7. План рудника по СоколовуРис. 7. План рудника по Соколову

Александр Матвеевич Карамышев родился также в 1744 г. Был выпускником и воспитанником ранее упоминавшихся горных школ – в частности, Екатеринбургской, затем учился в гимназии при Московском университете, после которой был отправлен для дальнейшего обучения в Кенигсберг, откуда, уже в 1761 г., – в Швецию, в Упсалу, где в 1766 г. защитил диссертацию у доктора медицины и профессора естествознания Карла Линнея (рис. 8). По возвращении в Россию был устроен на работу в Берг-коллегию и затем после нескольких экспедиций и командировок, связанных с модернизацией горных производств, преподавал химию в Горном училище.

Рис. 8. Титульный лист диссертации А.М. Карамышева под руководством Карла ЛиннеяРис. 8. Титульный лист диссертации А.М. Карамышева под руководством Карла Линнея

Первоначальными учебными планами Соймонова предполагалось четырехлетнее обучение в Горном училище, однако хорошая организация процесса обучения позволила провести выпуск первых студентов всего через два с половиной года после его открытия – 15 ноября 1776 г. Была организована специальная комиссия, состоявшая из известных академиков П.С. Палласа и С.К. Котельникова, а также преподавателей Горного училища и членов Берг-коллегии, которая постановила, что Н. Рожешников (ставший в дальнейшем известным переводчиком работ по горному делу), С. Подшивалов (получил назначение на Нерчинские заводы), П. Ильман (первый среди выпускников Горного училища, кто стал в нем преподавать в дальнейшем) и А. Колегов (направлен в Монетный двор) провели огромную работу и достойны присуждения внеочередных званий.

Рис. 9. Серебро, добытое в Нерчинском руднике, которым в 1780-х годах управлял А.М. КарамышевРис. 9. Серебро, добытое в Нерчинском руднике, которым в 1780-х годах управлял А.М. Карамышев

Таким образом, выпуск первых официально обученных в России, профессиональных горных инженеров произошел через чуть более чем через три года после подписания указа об основании первого высшего технического учебного заведения России. Этим и обосновывается три года празднования 250-летнего юбилея Горного университета – от идеи на бумаге до первых результатов деятельности.

Рис. 10. Золото, добытое в Воицком руднике, модернизацией которого занимался А.М. Карамышев перед началом преподавания в Горном училищеРис. 10. Золото, добытое в Воицком руднике, модернизацией которого занимался А.М. Карамышев перед началом преподавания в Горном училище

Фотографии – Павел Долганов, предметы из коллекции Горного музея (рис. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10).


 Список литературы

1. Лоранский А.М. Исторический очерк Горного института // Научно-исторический сборник. СПб., 1873.

2. Соколов Д.И. Историческое и статистическое описание Горного кадетского корпуса. СПб., 1830.

3. Горный журнал [1924, № 11 (100)].

4. Раскин Н., Шафрановский Н. Александр Матвеевич Карамышев. 1744–1791. СПб., 1975.

5. Лобанов К.В., Докучаев А.Я., Кулаков Ф.В., Чичеров М.В. История организации и проведения первой рудоискательной экспедиции 1491 года в арктической зоне русского государства //Арктика и Север. 2022. № 49. C. 263–280.

6. Афанасьев В.Г., Позина Л.Т., Севастьянов Ф.Л., Волошинова И.В., Плюхина Т.В. Очерки истории Горного института (1773–1917). СПб., 2010.

Back to top