№ 1 (15) / 2024
А .В. Титова,
д. т. н., зам. директора ГГМ РАН, директор проекта журнала «Горная промышленность «Юниор»
Со страниц нашего журнала мы еще раз хотим познакомить вас с работой Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля им. Ю.Н. Малышева ГГМ РАН, созданного совместно с ведущими отраслевыми вузами РФ. Рассказать о программах и проектах Центра, в которых многие из вас, наши дорогие читатели, участвуют, становясь победителями конкурсов. Коммуникационная научно-образовательная среда, созданная для активного привлечения молодежи в научно-образовательные и просветительские проекты, позволяет охватывать все регионы не только РФ, но и ближнего зарубежья. Посредством внедрения просветительских продуктов и программ в рамках популяризации научных достижений в области наук о Земле среди учащейся молодежи расширяются условия и возможности, в первую очередь за счет дистанционного взаимодействия. В свою очередь, ведется значительная работа по интеграции академической науки в образовательную среду. Такой симбиоз создает естественные и благоприятные условия для роста и развития отечественной науки, привлекая в ее ряды талантливую молодежь [1]. Идеологом создания Центра в рамках ГГМ РАН совместно с ведущими вузами был академик РАН Ю.Н. Малышев. Мы хорошо знаем, какую роль он отводил воспитанию молодого поколения, сколько он сделал для подготовки кадрового резерва для инновационного отраслевого производства. Под его руководством в рамках Центра был создан Клуб юных геологов, который активно и успешно развивается (рис. 1-4). Сколько талантливых ребят – членов Клуба поступили в ведущие отраслевые вузы, получили возможность проходить практику на отраслевых предприятиях (рис. 5, 6). Теперь наш Центр носит его имя, что предъявляет нам еще большие требования быть достойными выдающегося человека, чья жизнь стала примером для подражания не одному поколению [2].
Под началом Ю.Н. Малышева мы создали этот журнал, где Юрий Николаевич являлся главным редактором. Сама необходимость создания журнала была продиктована в первую очередь значительным авангардом талантливой молодежи, колоссальным фактическим материалом, накопленным в результате конкурсных проектов, выездных практик учащихся.
Межвузовский академический центр навигации по специальностям горно-геологического профиля (идея проекта академика Малышева Ю.Н., д. т. н. Титовой А.В.) успешно развивается, представляя собой проект по формированию на базе ГГМ им. В.И. Вернадского РАН дополнительной непрерывной системы образования детей и молодежи в сегменте ШКОЛА–ВУЗ–ПРОИЗВОДСТВО. Основная цель – поиск и формирование кадрового резерва из числа талантливых детей и молодежи для отечественного производства и отраслевой науки, создание коммуникационной среды для талантливой молодежи в современных условиях экономического развития [1].
Для привлечения в горно-геологическую отрасль перспективной молодежи должна быть по-новому сформирована система профориентации учащихся средних учебных заведений. Эта система должна быть адекватна современным требованиям образовательной системы, как школы, так и вуза, адаптирована к новым социальным условиям, формациям и сознанию молодого поколения [3].
На сегодняшний день наша профессиональная задача в рамках работы Центра заключается в популяризации отечественной отраслевой науки, интеграции ее в образовательную среду интерактивными, глубоко научными методическими приемами, которые усилят образовательный процесс, особенно в направлении изучения естественно-научных предметов. Такие приемы расширяют кругозор учащегося, помогают творчески подходить к изучаемому объекту. Преимущество Центра и в том, что на площадке Государственного геологического музея РАН – крупнейшего центра наук о Земле создаются уникальные условия для усиления образовательных и просветительских продуктов современными музейными средствами. Все это осуществляется в интерактивном современном формате [4].
На базе Центра созданы и успешно реализуются всероссийские проекты, некоторые из которых переросли в международные: «Богатство недр моей страны», «Дети – детям», «В таланте все едины», «Меценаты России», «Один день моей страны», «Вырасти своего студента», призванные способствовать практической реализации знаний в области наук о Земле, развитию интереса к изучению окружающего мира, природных ресурсов и состоянию окружающей природной среды, к приобретению фундаментальных естественно-научных знаний (рис. 7-10).
Создание детско-юношеских научно-просветительских проектов позволяет расширить интерес учащихся к естественно-научным предметам, сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы, пробудить интерес к научной мысли, интерес к инженерным профессиям минерально-сырьевого сектора экономики [5]. Подобная системная форма работы с учащимися образовательных учреждений посредством реализуемых приемов и программ определяет идею расширения возможностей детей и молодежи к восприятию материала, их адаптации в социуме. Учащиеся школ и студенты, ставшие победителями конкурсных проектов, показавшие высокие результаты в науке и практической реализации своих проектов, награждаются значками, учрежденными в рамках Центра при поддержке Академии горных наук (рис. 11).
Методологическая особенность почти всех создаваемых нами просветительских и образовательных программ – использование цифровых технологий, реализуемых в различном формате. Для этого на площадке Центра ГГМ РАН создана и успешно функционирует студия видео-конференц-связи, оснащенная самым современным оборудованием. Она позволяет вести онлайн-трансляции лекций, телемостов с участием ведущих ученых РАН, представителей органов власти, а также специалистов крупных сырьевых компаний. Онлайн-лекции охватывают огромную аудиторию: от крупнейших вузов геологического и горно-геологического профиля до удаленных поселков, полевых геологических партий и горнодобывающих предприятий. Особо ценно, что налажен тесный контакт с сырьевыми вузами ближнего зарубежья.
Лекции, проводимые на площадке Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля им. Ю.Н. Малышева, транслируются во все отраслевые образовательные учреждения РФ, вносят неоценимый вклад в продвижение научных знаний и высоко оценены на всех уровнях. Благодаря дистанционным формам работы с участием ведущих ученых – академиков РАН происходит процесс социализации детей и молодежи из отдаленных регионов посредством расширения научного пространства в области наук о Земле. Ключевым является тот факт, что таким образом происходит интеграция отечественной отраслевой науки в образовательную среду (рис. 12). Студия обеспечивает обратную связь с аудиториями, где располагаются слушатели. Связь осуществляется оперативно, причем тематика конкретной лекции и время ее проведения согласовываются заранее. Тем самым обеспечивается оптимальный уровень присутствия на лекциях слушателей, максимально заинтересованных в их тематике [6].
Интерес к проекту Телемост неуклонно растет, расширяется география участников. В рамках реализации проекта за прошлый год проведены 6 телемостов с участием академиков РАН, видных российских ученых, в которых приняли участие более 80 регионов РФ, включая Луганскую и Донецкую области, и ближнего зарубежья. Общее количество слушателей составило более 45 000 тыс. учащихся отраслевых вузов и молодых специалистов отраслевых компаний. Подобная форма научно-просветительской работы способствует интеграции академической науки в образовательную среду и отраслевое сообщество. Этот год начался с лекции выдающего ученого, академика РАН С.В. Алексеенко (рис. 13).
Тематика уже проведенных телемостов весьма разнообразна. Они охватывают проблемы, весьма актуальные для настоящего этапа развития современного общества и экономики страны. К ним, в частности, относятся проблемы цифровизации отраслей экономики и ее устойчивого развития, подготовки кадров для горной промышленности, роль государства и бизнеса в геологическом изучении недр, использование гидротермальных ресурсов и беспилотных летательных аппаратов в народном хозяйстве. Накопленный к настоящему времени опыт проведения видеолекций по разнообразной тематике с участием деятелей науки и техники свидетельствует о высокой заинтересованности слушателей и об эффективности этой методологии для достижения основной цели Центра.
В прошлых статьях, публикуемых на страницах журнала, мы познакомили вас с тем, как в рамках Центра ведется научно-просветительская работа в непрерывной системе просвещения и образования естественно-научного направления интерактивными музейными средствами с использованием современных цифровых технологий. Использование цифровых технологий позволяет расширить коммуникационную образовательную площадку, делая ее более доступной для взаимодействия академического и производственного сообщества с учащейся молодежью через разрабатываемые программные образовательные модули, расширяя географию аудитории учащейся молодежи [1]. В основе разрабатываемых программ и проектов стоят науки о Земле, отраслевое направление которых: геология, горное дело, география, химия, экология. Все это определяет направления подготавливаемых научнопросветительских продуктов с использованием музейной практики, натурных материалов и современных цифровых технологий [7].
Мы хотели бы представить новые программы и проекты, внедренные и реализованные в последнее время на площадке нашего Центра с использованием современных цифровых технологий, которые осуществляются в рамках НИР. Одним из таких проектов по созданию дистанционных программ и практик стали научно-просветительские разработки с демонстрацией подготовленных цифровых моделей образцов минералов, являющихся символами регионов РФ (на основе интерактивной авторской экспозиции «Минералы – символы регионов России»). Экспозиция «Минералы – символы регионов России», разработанная на площадке Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля им. Ю.Н. Малышева Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН (авторы проекта – д. т. н. Титова А.В., д. г. -м. н. Наумов Г.Б.), представляет собой научно-просветительский продукт обучающего процесса. Экспозиция знакомит с минералами, символизирующими геологические регионы России. Проект «Минералы – символы регионов России» объединяет общеобразовательные учреждения и отраслевые вузы. Каждый год создаются программы по выбранному региону. На сегодняшний день наша профессиональная задача – наполнить методический материал интересными и важными интерактивными, глубоко научными и методически направленными приемами. В основе разработок лежит концепция – создание методических материалов и виртуальных моделей образцов минералов, являющихся символами отдельно взятых регионов РФ, для занятий с учащимися по естественно-научным предметам в дистанционном формате.
Ранее были подробно представлены дистанционные научно-просветительские программы из числа уже созданных нами виртуальных дистанционных программ и практик с 3D-моделями представленных образцов и содержательным натурным материалом. В 2023 г. была создана и внедрена научно-просветительская программа «Минералы – символы регионов России. Медь» (рис. 14). Созданы цифровые 3D-модели образцов (медь самородная (рис. 15), малахит, хромиты). Разработанные программы реализуются путем их размещения на цифровой платформе «Онлайн-школа», посредством которой учащиеся получают возможность дистанционно ознакомиться с материалами программ, виртуальными моделями образцов минералов, пройти тестирование для закрепления полученных знаний. На данный момент к «Онлайн школе» получили доступ 1130 участников. Также разработана научно-просветительская программа «Минералы – символы регионов России. Хромиты», внедрение которой состоится в 2024 г.
Ценным в методическом плане является тот факт, что создание цифровых научно-просветительских программ ведется по материалам проведения геологической практики в рамках развития экспозиции. Проведение выездной практики в выбранном регионе РФ (Уральский регион) (рис. 16, 17) позволило школьникам познакомиться с культурой, историей развития региона в привязке к его природным богатствам. В результате геологической практики осуществлен подбор образцов и материалов для дальнейшей разработки цифровой научно-просветительской программы «Минералы – символы регионов России» в привязке к Уральскому региону. Проект предусматривает дальнейшую работу в направлении расширения аудитории, обеспечения доступа к участию отдаленных образовательных учреждений, доступности к участию детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья [2].
Благодаря разработанным новейшим по научному подходу программам в дистанционном формате, а также реализации научно-просветительских конкурсных проектов для детей и молодежи мы постарались расширить область научного взаимодействия, в т. ч. – географию охвата, сделали программы и проекты доступными для всех образовательных учреждений РФ, усилили процесс социализации молодежи в направлении изучения естественно-научных предметов. Разработанные инновационные формы дистанционной работы с образовательными учреждениями РФ расширяют информационное и культурное пространство, вовлекают широкий круг детей и молодежи в образовательный процесс, обеспечивают взаимодействие подрастающих поколений с ведущими отраслевыми компаниями и научными организациями, усиливают процесс интеграции отраслевой науки в образовательную среду [8, 9].
Созданные научно-просветительские проекты и программы, успешно реализуемая научно-методическая работа имеют высокую оценку и востребованы среди образовательных, научных учреждений, а также производственных компаний минерально-сырьевого сектора экономики РФ.
По совокупности научно-методологических решений, создаваемых научно-просветительских проектов и программ, практической реализации задач, внедрения научно-просветительских инновационных программ с использованием современных цифровых технологий создан сегмент в непрерывной системе образования и просвещения, позволяющий подготовить достойный кадровый резерв из числа талантливых детей и молодежи для отраслевой науки и современного инновационного производства РФ, сформировать интерес молодежи к отечественному отраслевому производству и науке [10].
Список литературы
1. Малышев Ю.Н., Титова А.В. Роль и задачи естественнонаучных музеев в образовательном процессе по специальностям горно-геологического профиля // Горная промышленность. № 2, 2017, с. 108-109.
2. Мирлин Е.Г., Хотченков Е.В., Черевковская И.А. Геологический музей как инновационная площадка просветительской работы с молодым поколением // Инноватика и экспертиза. № 3 (28), 2020, с. 132-142.
3. Титова А.В. Создание «Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля» на базе ГГМ РАН // Горная промышленность. № 5 (123), 2015, с. 34.
4. Малышев Ю.Н. Роль Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН в популяризации научно-технических знаний // Горный журнал. № 7, 2015, с. 39-44.
5. Титова А.В., Наумов Г.Б. Экология и просвещение // Горная промышленность. № 3, 2017, с. 82-86.
6. Малышев Ю.Н., Титова А.В., Малышева М.Ю. Межвузовский академический центр навигации по специальностям горно-геологического профиля им. Ю.Н. Малышева – коммуникационная среда для оптимизации образовательного и просветительского процесса по естественно-научным предметам и профилированию учащихся образовательных учреждений на специальности горно-геологического профиля // Горная промышленность «Юниор». № 4 (10), 2022, с. 6-11.
7. Малышев Ю.Н., Титова А.В. Создание новых образовательных форм и приемов с использованием интерактивных методов и цифровых технологий в рамках Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля // Горная промышленность «Юниор». № 4 (6), 2021, с. 18-21.
8. Малышев Ю.Н., Титова А.В., Черкасов С.В. Современные подходы в отраслевом образовании посредством цифровых технологий и музейной практики // Геофизический вестник. № 4, 2021, с.14-23.
9. Малышев Ю.Н., Титова А.В., Титов Г.И. Современные программные модули в отраслевом образовании с использованием цифровых технологий // Горная промышленность. № 5, 2022, с. 42-46.
10. Малышев Ю.Н., Титова А.В., Пучков А.Л. Инновации в горно-геологическом образовании // Горный журнал. № 10 (2255), 2018, с. 93-98.