№ 3 (17) / 2024
М.Ю. Шабалов,
директор Горного музея Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II, к. э. н.
Продолжим начатый в первой части статьи (опубликована в журнале № 2 (16) 2024) разговор об образовательной составляющей Горного университета на протяжении всей истории его существования и рассмотрим особенности советского периода жизни старейшего высшего технического учебного заведения России.
Напомним, что в предыдущем материале мы постарались оценить, кто же мог претендовать на получение профессионального образования в горной отрасли Российской империи. Теперь пришёл черед посмотреть, что изменилось после Великой Октябрьской революции. На этот раз делить материал на части исходя из того, как назывался в тот или иной период Горный, нецелесообразно (наименования немного менялись, но в основном наше учебное заведение называлось просто – Ленинградский горный институт). Мы поделим этот период на этапы, ограниченные по времени и смыслу. Так же, как и в предыдущем материале, мы использовали широко известные источники литературы по истории Горного университета [1-5].
Гражданская война и первые пятилетки (1918–1941)
Горный институт вступил в советскую эпоху с идеологически верными социальными и политическими установками – с конца XIX века в стенах учебного заведения действовала ячейка РСДРП, в которую входили как преподаватели, так и студенты. В 1905 году, на фоне революционных настроений среди коллектива Горного, впервые был избран путём голосования директор института, им стал Евграф Степанович Фёдоров, известнейший профессор, минералог, убеждённый сторонник реформ и социал-демократических идей. После его избрания улучшился научно-образовательный процесс, а революционные настроения среди студентов и преподавателей укрепились. Таким образом, естественно, что после Октябрьской революции настроения профессорско-преподавательского состава и обучающихся в целом совпадали с задачами, которые выдвигала новая власть: «В области народного просвещения РКП ставит своей задачей довести до конца начатое с Октябрьской революцией 1917 г. дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества», то есть наиглавнейшей задачей было обеспечить широкий доступ к образованию, лишить его привилегированного статуса, гарантировать всем гражданам равные условия и возможности для получения знаний. Это не могло не сказаться на социальном составе обучающихся – что подтверждается статистическими данными из разных источников. В Горном музее хранится плакат с инфографикой того периода (рис. 1), где наглядно показаны эти изменения.
Процентное соотношение крестьян и служащих, впрочем, никак не отражает всей горечи положения учебного заведения во время Гражданской войны. К тяготам военного времени, кроме голода и смертельной опасности, необходимо отнести, во-первых, чисто бытовые проблемы – зимой 1919/20 года температура в химических лабораториях падала до –11°С, во-вторых, остро не хватало учебных пособий и помещений для занятий. Кроме того, студенты и часть преподавателей, пребывавшие на каникулах или на практиках, вынуждены были остаться в тех регионах, где их застало начало Гражданской войны. В осеннем семестре 1919 года фактическое количество студентов сократилось до 75 человек. Ранее мы говорили об общей численности студентов, но в условиях Гражданской войны корректнее дать данные о выпуске. Если в последний перед Революцией год количество выпускников составило 73 человека, то в военное время 1918/19 – 12, в 1919/20 – 10 человек. После 1920-го ежегодный выпуск специалистов начал снова увеличиваться – 27, 38, 45, 50 (до 1925, соответственно), положение постепенно налаживалось.
Конечно же, в преодолении этого кризиса сыграли свою роль преподаватели и сотрудники ЛГИ, а также заинтересованность советского правительства в восстановлении горнодобывающей отрасли. В 1919 году директор ЛГИ профессор Дмитрий Иванович Мушкетов обратился в Высший Совет народного хозяйства с просьбой о помощи в восстановлении вуза. Ходатайство было одобрено, в результате чего студенты-горняки отзывались с фронтов военных действий, возвращались в Горный, была организована выплата стипендий, а также началось строительство студенческих общежитий.
Всё это время профессорско-преподавательский состав прорабатывал учебные планы с учётом требований промышленности и времени, в результате чего началось масштабное преобразование существовавшей до этого системы. В 1918 году были сформированы три факультета вместо двух – горный, геологоразведочный и горнозаводской. Внутри факультетов студенты разделялись по направлениям – приведём в пример диплом выпускника 1928 года Бориса Фёдоровича Лисочкина (талантливый молодой инженер, скоропостижно скончался в 1934 году от воспаления легких), специальность «Чёрные металлы» (рис. 2).
Осенью 1919 года был открыт дополнительный факультет – горномеханический. Все четыре факультета просуществовали вплоть до 1933 года, когда началась новая волна преобразований, в результате которой были сформированы новые четыре факультета – горно-эксплуатационный, геологоразведочный, маркшейдерский и обогатительный. Впрочем, в 1935 году они вновь претерпели изменения – был открыт общетехнический факультет, на котором учились студенты 1-го и 2-го курсов, а также геологоразведочный и горный факультеты, куда направлялись старшие курсы для продолжения обучения.
Особую роль играл факультет, который существовал как бы вне системы высшего образования, а занимался подготовкой кадров для высшей школы – Рабочий факультет (Рабфак). Открыт в ЛГИ он был осенью 1921 года, набирали студентов из представителей рабочей и крестьянской молодежи, демобилизованных бойцов и командиров Красной армии. Целью было в течение трёх лет подготовить людей, не имевших полного среднего образования, к поступлению на равных условиях в высшие учебные заведения. Таким образом, стал возможен доступ всех слоёв населения к высшему образованию, что почти сразу же начало приносить свои плоды – к 1922 году 22 человека из первого выпуска Рабфака были зачислены в ЛГИ. Всего за годы работы Рабфака (1922–1928) были подготовлены около 800 человек, которые в дальнейшем занимали высокие посты в советской промышленности и правительстве СССР.
Ещё одним важным отличием от императорского периода истории Горного стало повсеместное участие студентов во всех сферах жизни института – учащиеся были включены как в управление факультетами (президиум факультета состоял из трёх человек – декана, одного преподавателя и одного студента), так и в предметные комиссии (занимались вопросами преподавания предметов на факультете, при этом 1/3 от состава – студенты). С течением времени вовлечённость студентов в образовательный процесс и внеучебную деятельность только усиливалась – так, например, в 1930-е годы многое держалось на молодёжных кружках и организациях, на энтузиазме участников соцсоревнования; повышалась успеваемость, – в науке активизировались студенты-самовыдвиженцы, берущие на себя дополнительные обязательства и стремящиеся помочь старшим коллегам с исследованиями и разработками; в культурной жизни был выработан и поддерживался «добровольный культурный минимум», благодаря которому можно было говорить о развитии кругозора студентов и вне профессиональной деятельности.
Подводя итог сказанному про первый рассматриваемый нами период, хотелось бы отметить высокую мотивированность студентов и их упорное движение к поставленным целям, к получению знаний. За довоенные годы произошло существенное повышение численности обучающихся – если в начале 1920-х годов она вернулась на дореволюционный уровень, то к концу 1930-х удвоилась. Граждане получили доступ к высшему образованию, были созданы условия для поступления и овладения сложнейшими профессиями, советская власть активно использовала всевозможные материальные и нематериальные инструменты повышения мотивации – это привело к появлению специалистов высокого уровня, которые и смогли провести индустриализацию в период первых пятилеток и вывести промышленность на уровень, необходимый для победы в Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная война (1941–1945)
Говоря про образовательную часть работы ЛГИ в 1940-х годах, нельзя не отметить, что после Первой мировой войны в СССР готовились к отражению весьма вероятной военной агрессии в будущем. Это влияло на многие процессы в стране, требовало огромной самоотдачи от населения, а также ставило новые цели перед промышленностью и экономикой в целом. К концу 1930-х стало понятно, что подготовка закончилась и в ближайшее время начнутся военные действия – и это сказалось на образовательном процессе. Студенты всё больше вовлекались в разные виды деятельности, связанные с военной подготовкой и политико-массовой работой – сдача нормативов ГТО («Готов к труду и обороне»), участие в лыжных военизированных отрядах ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), проведение лекций и политинформаций, агитационная работа.
В первые же дни войны студенты и сотрудники ЛГИ выразили поддержку своей стране, в первую очередь делом: часть ушла на фронт, часть вступила в институтские партизанские отряды, 1500 человек участвовали в подготовке оборонительных рубежей (осенью 1941 года было отработано свыше 43 тысяч человеко-дней), была организована работа команд МПВО (местная противовоздушная оборона). При этом в стенах института не останавливалась учебная деятельность – вплоть до эвакуации весной 1942 года основного профессорско-преподавательского состава. Около 200 обучающихся и сотрудников ЛГИ, оставшихся в городе, были заняты на «спецпроизводстве» – опытном цехе по созданию взрывчатого вещества «Синал» по рецептуре, разработанной профессором Александром Назаровичем Кузнецовым. Сохранилось достаточно много воспоминаний о тяжёлом труде студентов в годы блокады, как в виде рукописей, так и фотографий (рис. 3)
По пути в эвакуацию ЛГИ ждал сложный маршрут, зависевший от успехов и неудач на фронте – так, сначала пытались обосноваться и начать учёбу в Пятигорске, но уже 9 августа пришлось уезжать и оттуда. В результате 21 сентября 1942 года нарком угольной промышленности Василий Васильевич Вахрушев, в чьём ведении на тот момент был институт, принял решение проводить 1942/43 учебный год в городе Черемхово в Иркутской области. К учёбе 2 ноября (для старших курсов – 12 ноября) 1942 года в ЛГИ смогло приступить 405 человек. Уже к следующему году, к 1 октября 1943-го, студентов стало 734.
Летом 1943 года продолжилось обучение и в осаждённом городе – под руководством профессора Петра Яковлевича Сальдау был открыт филиал ЛГИ в Ленинградском политехническом институте, где был произведён приём на основные факультеты Горного. Обучение общеинженерным предметам осуществлялось силами Политеха, спецдисциплины читали профессора Горного, оставшиеся в Ленинграде.
27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда, после чего начали планировать реэвакуацию ЛГИ из Сибири. Имущественно-хозяйственный комплекс института существенно пострадал в ходе войны – было уничтожено более четырёх тысяч квадратных метров учебных площадей, общий ущерб был оценён в 55,8 миллиона рублей. Несмотря на ужасное состояние зданий и корпусов, силами студентов и преподавателей осуществлялось экстренное восстановление хотя бы минимальной работоспособности комплекса зданий института – так, до осени 1944 из Черемхово были вызваны 281 студент и 30 сотрудников, которые смогли всё привести в приемлемый для начала 1944/45 учебного года порядок.
За выдающиеся заслуги в подготовке кадров для горной промышленности по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 24 июня 1944 г. Ленинградский горный институт был награжден орденом Ленина.
Реэвакуация и нормализация учебного процесса были закончены весной 1945 года, до полного восстановления работоспособности было ещё далеко, но регулярный выпуск горных инженеров был налажен (рис. 4).
В 1946 году был проведён конкурс проектов по восстановлению комплекса зданий Горного института, и одним из вариантов был проект Бориса Михайловича Серебровского, известного архитектора и художника. На месте разрушенных корпусов цехов по производству «Синала» планировалось возвести величественное здание, классическое архитектурно-планировочное решение которого дублировало и в то же время усиливало эффект, который производил исторический Воронихинский фасад Горного (рис. 5). К сожалению, проект не был реализован в связи с необходимостью как можно скорее начать процесс обучения и нехваткой средств.
Восстановление института и его послевоенное развитие (1946–1973)
Одной из самых важных задач, стоявших перед советским народом после войны, было восстановление народного хозяйства, в частности горнодобывающей и металлургической промышленности, поиск и разведка новых месторождений полезных ископаемых. Для этого требовалось большое количество специалистов, выпуском которых должен был заниматься в первую очередь Горный институт.
Восстановление корпусов института, при всей неотложности поставленных задач, завершилось только к началу 1947/48 учебного года. В 1948 году во время празднования 175-летия Горного институт был награждён орденом Трудового Красного Знамени за успехи в деле подготовки инженерных кадров. И действительно, численность студентов уже к 1947 году составила 1846 человек, то есть почти сравнялась с довоенным уровнем. Это произошло в большей степени за счет демобилизации из армии многих студентов, прошедших войну. Это были опытные, высокомотивированные люди, осознающие ценность знаний и важность получения «мирных» профессий. В результате в первые годы после войны именно эта группа студентов играла самую активную роль в институтской жизни – как в общественном поле, так и с точки зрения роста успеваемости.
Высокая мотивация студентов Горного не пропала и в дальнейшем – студенты были постоянными участниками комсомольских стройотрядов (ВЛКСМ, Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи – молодёжная организация Коммунистической партии Советского Союза). Так, студенты принимали участие в строительстве важных социальных и промышленных объектов по всей стране и в странах социалистического содружества (Лужский район, Ленинградская область, Акмолинская область, Крымская область, Алтайский край, Крайний Север, Болгария, Чехословакия). Кроме всесоюзных строек, молодёжь участвовала в сборе урожая в разных районах нашей страны.
Не только советские студенты обучались в ЛГИ – с 1946 года появились и иностранные учащиеся. К 1951 году их количество составило уже 110 человек, к 1956 году – 246 человек. Большинство – студенты Китая, Румынии, Болгарии, Польши.
Вторая половина XX века может быть охарактеризована как период ускорения научно-технического прогресса – образовательные учреждения должны были идти в ногу со временем. Для этого требовалось создавать новые учебные программы, организовывать новые группы обучения и новые факультеты. Так, в 1946 году была открыта новая специальность – строительство горных предприятий, и к 1948 году был образован отдельный самостоятельный шахтно-строительный факультет. Также в 1948 году был открыт нефтяной факультет, просуществовавший до 1957 года, когда он был закрыт в связи с тем, что и в других городах появились специализированные нефтяные вузы (с 2009 года факультет функционирует вновь, хотя называется с учётом современных тенденций – нефтегазовым). В связи с бурным развитием атомной отрасли в 1961 году была открыта кафедра геохимических и радиоактивных методов поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. В следующем году был открыт факультет радиоэлектроники и электронной техники. В 1965 году создан инженерно-экономический факультет с двумя специальностями: экономика и организация горной промышленности; экономика и организация геологоразведочных работ. В 1969 году появились две кафедры – кафедра электроснабжения горных предприятий и кафедра электрических машин и автоматизированного привода; в 1972-м – кафедры инженерной геодезии и высшей геодезии и фотограмметрии. Горный институт всегда был на острие горной науки, показывая блестящие результаты в обучении студентов.
Так, например, хотелось бы показать диплом Ирмы Николаевны Карелиной, которая закончила Горный в 1955 году по специальности горный инженер-технолог, но при этом в дальнейшем смогла работать геологом в Карелии (рис. 6 – 7).
Высокий авторитет Горного подтверждался ещё и таким фактом: до 1959 года всё обучение проходило по программам, утверждённым Министерством, в ведении которого находился Горный. Однако после этой даты институт получил разрешение обучать горных инженеров по индивидуальным программам и учебным планам в связи с подтверждённой высочайшей квалификацией ЛГИ в этом вопросе.
В 1950-х и 60-х годах крайне важным стал такой вид обучения, как «без отрыва от производства», поэтому Горный начинает открывать свои филиалы в таких важных для горных отраслей промышленности городах, как Кировск, Мончегорск, Пикалёво, Сланцы, Воркута. В основном эти филиалы работают по типу вечерне-заочных факультетов. Подобный вид обучения, кроме резкого роста общей численности обучающихся (в 1956/57 году – 4145 человек, в 1966/67 – 9630 человек), привёл к появлению большого количества студентов, обладавших практическими знаниями и навыками.
Знакомая современным студентам практика проведения ежемесячной аттестации по результатам текущей успеваемости пришла в современную систему обучения как раз из этого периода, когда число студентов сильно возросло – в 1968/69 учебном году она стала повседневной, наряду с контролем посещаемости занятий.
В 1973 году в рамках празднования 200-летия Горного института заслуги коллектива и вуза в подготовке кадров и развитии науки были отмечены орденом Октябрьской революции.
Вместо заключения
Ещё два слова о динамике численности студентов за 200 лет существования Горного училища (рис. 8).
На графике видно, что Горный в прошлом веке всегда переживал тяжелейшие моменты истории вместе со страной. Так было в Гражданскую войну – численность студентов упала до 75 человек, в кипучие периоды деятельности первых пятилеток, тяжёлые предвоенные годы, тяготы блокадного Ленинграда и эвакуации в Черемхово происходило такое же кратное падение количества обучающихся. Трижды Горный был на грани расформирования или полной реорганизации. Тем не менее из всех испытаний наш институт выходил с честью, становился сильнее, обращая все невзгоды в опыт, который в дальнейшем передавался следующим поколениям горняков.
Самым очевидным отличием советского периода истории Горного от императорского является общая численность студентов. Разрушение сословного строя России и переход к массовому образованию позволил увеличить количество выпускаемых специалистов и обеспечить высокие темпы роста советской промышленности, что послужило краеугольным камнем для победы над фашизмом. В послевоенный период положительный опыт решено было масштабировать и ещё больше увеличить количество студентов.
Каким образом Горный перестраивался, как справлялся с обучением огромного количества студентов, и как это сказалось в дальнейшем на учебном процессе, мы попытаемся разобрать в следующем материале, посвящённом пятому пятидесятилетию истории Горного училища.
Список литературы
1. Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени Горный институт имени Г.В. Плеханова. 1773–1973. – Л. : Высшая школа, 1973. – 317 с.
2. На пороховой бочке. Сборник воспоминаний студентов и сотрудников ЛГИ, работавших в 1941–1942 гг. на спецпроизводстве. – Л. : Изд-во ЛГИ, 1991. – 73 с.
3. История создания и развития Санкт-Петербургского государственного горного института : [1773-1998 / Первое высш. техн. учеб. заведение России; [В.Г. Афанасьев и др.]. – СПб. : С.-Петерб. гос. гор. ин-т им. Г.В. Плеханова : Медиа-маркет, 1998. – 191 с.
4. Рудник С.Н., Афанасьев В.Г., Самыловская Е.А. 250 лет на службе Отечеству: Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II в цифрах и фактах // Записки Горного института. – 2023. – Т. 263. – С. 810-830.
5. Во главе Горного института. Директора учебного заведения (1918-1994) / В.Г. Афанасьев, И.В. Волошинова, А.И. Лейберов [и др.]. – СПб. : Санкт-Петербургский горный университет, 2021. – 231 с.