О подходах к профессиональному образованию на примере обучения специалистов горной отрасли (1918–1973)

О подходах к профессиональному образованию на примере обучения специалистов горной отрасли (1918–1973)

№ 3 (17) / 2024
Shabal

М.Ю. Шабалов,
директор Горного музея Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II, к. э. н.


Продолжим начатый в первой части статьи (опубликована в журнале № 2 (16) 2024) разговор об образовательной составляющей Горного университета на протяжении всей истории его существования и рассмотрим особенности советского периода жизни старейшего высшего технического учебного заведения России.
Напомним, что в предыдущем материале мы постарались оценить, кто же мог претендовать на получение профессионального образования в горной отрасли Российской империи. Теперь пришёл черед посмотреть, что изменилось после Великой Октябрьской революции. На этот раз делить материал на части исходя из того, как назывался в тот или иной период Горный, нецелесообразно (наименования немного менялись, но в основном наше учебное заведение называлось просто – Ленинградский горный институт). Мы поделим этот период на этапы, ограниченные по времени и смыслу. Так же, как и в предыдущем материале, мы использовали широко известные источники литературы по истории Горного университета [1-5].


Гражданская война и первые пятилетки (1918–1941)
Горный институт вступил в советскую эпоху с идеологически верными социальными и политическими установками – с конца XIX века в стенах учебного заведения действовала ячейка РСДРП, в которую входили как преподаватели, так и студенты. В 1905 году, на фоне революционных настроений среди коллектива Горного, впервые был избран путём голосования директор института, им стал Евграф Степанович Фёдоров, известнейший профессор, минералог, убеждённый сторонник реформ и социал-демократических идей. После его избрания улучшился научно-образовательный процесс, а революционные настроения среди студентов и преподавателей укрепились. Таким образом, естественно, что после Октябрьской революции настроения профессорско-преподавательского состава и обучающихся в целом совпадали с задачами, которые выдвигала новая власть: «В области народного просвещения РКП ставит своей задачей довести до конца начатое с Октябрьской революцией 1917 г. дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества», то есть наиглавнейшей задачей было обеспечить широкий доступ к образованию, лишить его привилегированного статуса, гарантировать всем гражданам равные условия и возможности для получения знаний. Это не могло не сказаться на социальном составе обучающихся – что подтверждается статистическими данными из разных источников. В Горном музее хранится плакат с инфографикой того периода (рис. 1), где наглядно показаны эти изменения.

Рис. 1. Социальный состав студенчества ЛГИ. ПлакатРис. 1. Социальный состав студенчества ЛГИ. Плакат
Процентное соотношение крестьян и служащих, впрочем, никак не отражает всей горечи положения учебного заведения во время Гражданской войны. К тяготам военного времени, кроме голода и смертельной опасности, необходимо отнести, во-первых, чисто бытовые проблемы – зимой 1919/20 года температура в химических лабораториях падала до –11°С, во-вторых, остро не хватало учебных пособий и помещений для занятий. Кроме того, студенты и часть преподавателей, пребывавшие на каникулах или на практиках, вынуждены были остаться в тех регионах, где их застало начало Гражданской войны. В осеннем семестре 1919 года фактическое количество студентов сократилось до 75 человек. Ранее мы говорили об общей численности студентов, но в условиях Гражданской войны корректнее дать данные о выпуске. Если в последний перед Революцией год количество выпускников составило 73 человека, то в военное время 1918/19 – 12, в 1919/20 – 10 человек. После 1920-го ежегодный выпуск специалистов начал снова увеличиваться – 27, 38, 45, 50 (до 1925, соответственно), положение постепенно налаживалось.
Конечно же, в преодолении этого кризиса сыграли свою роль преподаватели и сотрудники ЛГИ, а также заинтересованность советского правительства в восстановлении горнодобывающей отрасли. В 1919 году директор ЛГИ профессор Дмитрий Иванович Мушкетов обратился в Высший Совет народного хозяйства с просьбой о помощи в восстановлении вуза. Ходатайство было одобрено, в результате чего студенты-горняки отзывались с фронтов военных действий, возвращались в Горный, была организована выплата стипендий, а также началось строительство студенческих общежитий.
Всё это время профессорско-преподавательский состав прорабатывал учебные планы с учётом требований промышленности и времени, в результате чего началось масштабное преобразование существовавшей до этого системы. В 1918 году были сформированы три факультета вместо двух – горный, геологоразведочный и горнозаводской. Внутри факультетов студенты разделялись по направлениям – приведём в пример диплом выпускника 1928 года Бориса Фёдоровича Лисочкина (талантливый молодой инженер, скоропостижно скончался в 1934 году от воспаления легких), специальность «Чёрные металлы» (рис. 2).

Рис. 2. Свидетельство Лисочкина Бориса Фёдоровича об окончании ЛГИРис. 2. Свидетельство Лисочкина Бориса Фёдоровича об окончании ЛГИ
Осенью 1919 года был открыт дополнительный факультет – горномеханический. Все четыре факультета просуществовали вплоть до 1933 года, когда началась новая волна преобразований, в результате которой были сформированы новые четыре факультета – горно-эксплуатационный, геологоразведочный, маркшейдерский и обогатительный. Впрочем, в 1935 году они вновь претерпели изменения – был открыт общетехнический факультет, на котором учились студенты 1-го и 2-го курсов, а также геологоразведочный и горный факультеты, куда направлялись старшие курсы для продолжения обучения.
Особую роль играл факультет, который существовал как бы вне системы высшего образования, а занимался подготовкой кадров для высшей школы – Рабочий факультет (Рабфак). Открыт в ЛГИ он был осенью 1921 года, набирали студентов из представителей рабочей и крестьянской молодежи, демобилизованных бойцов и командиров Красной армии. Целью было в течение трёх лет подготовить людей, не имевших полного среднего образования, к поступлению на равных условиях в высшие учебные заведения. Таким образом, стал возможен доступ всех слоёв населения к высшему образованию, что почти сразу же начало приносить свои плоды – к 1922 году 22 человека из первого выпуска Рабфака были зачислены в ЛГИ. Всего за годы работы Рабфака (1922–1928) были подготовлены около 800 человек, которые в дальнейшем занимали высокие посты в советской промышленности и правительстве СССР.
Ещё одним важным отличием от императорского периода истории Горного стало повсеместное участие студентов во всех сферах жизни института – учащиеся были включены как в управление факультетами (президиум факультета состоял из трёх человек – декана, одного преподавателя и одного студента), так и в предметные комиссии (занимались вопросами преподавания предметов на факультете, при этом 1/3 от состава – студенты). С течением времени вовлечённость студентов в образовательный процесс и внеучебную деятельность только усиливалась – так, например, в 1930-е годы многое держалось на молодёжных кружках и организациях, на энтузиазме участников соцсоревнования; повышалась успеваемость, – в науке активизировались студенты-самовыдвиженцы, берущие на себя дополнительные обязательства и стремящиеся помочь старшим коллегам с исследованиями и разработками; в культурной жизни был выработан и поддерживался «добровольный культурный минимум», благодаря которому можно было говорить о развитии кругозора студентов и вне профессиональной деятельности.
Подводя итог сказанному про первый рассматриваемый нами период, хотелось бы отметить высокую мотивированность студентов и их упорное движение к поставленным целям, к получению знаний. За довоенные годы произошло существенное повышение численности обучающихся – если в начале 1920-х годов она вернулась на дореволюционный уровень, то к концу 1930-х удвоилась. Граждане получили доступ к высшему образованию, были созданы условия для поступления и овладения сложнейшими профессиями, советская власть активно использовала всевозможные материальные и нематериальные инструменты повышения мотивации – это привело к появлению специалистов высокого уровня, которые и смогли провести индустриализацию в период первых пятилеток и вывести промышленность на уровень, необходимый для победы в Великой Отечественной войне.


Великая Отечественная война (1941–1945)
Говоря про образовательную часть работы ЛГИ в 1940-х годах, нельзя не отметить, что после Первой мировой войны в СССР готовились к отражению весьма вероятной военной агрессии в будущем. Это влияло на многие процессы в стране, требовало огромной самоотдачи от населения, а также ставило новые цели перед промышленностью и экономикой в целом. К концу 1930-х стало понятно, что подготовка закончилась и в ближайшее время начнутся военные действия – и это сказалось на образовательном процессе. Студенты всё больше вовлекались в разные виды деятельности, связанные с военной подготовкой и политико-массовой работой – сдача нормативов ГТО («Готов к труду и обороне»), участие в лыжных военизированных отрядах ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), проведение лекций и политинформаций, агитационная работа.
В первые же дни войны студенты и сотрудники ЛГИ выразили поддержку своей стране, в первую очередь делом: часть ушла на фронт, часть вступила в институтские партизанские отряды, 1500 человек участвовали в подготовке оборонительных рубежей (осенью 1941 года было отработано свыше 43 тысяч человеко-дней), была организована работа команд МПВО (местная противовоздушная оборона). При этом в стенах института не останавливалась учебная деятельность – вплоть до эвакуации весной 1942 года основного профессорско-преподавательского состава. Около 200 обучающихся и сотрудников ЛГИ, оставшихся в городе, были заняты на «спецпроизводстве» – опытном цехе по созданию взрывчатого вещества «Синал» по рецептуре, разработанной профессором Александром Назаровичем Кузнецовым. Сохранилось достаточно много воспоминаний о тяжёлом труде студентов в годы блокады, как в виде рукописей, так и фотографий (рис. 3)

Рис. 3. Цех спецпроизводства № 2 набивки корпусов гранат: слева – Б.Г. Борисова, справа – М.П. Ярошенко. ФотографияРис. 3. Цех спецпроизводства № 2 набивки корпусов гранат: слева – Б.Г. Борисова, справа – М.П. Ярошенко. Фотография
По пути в эвакуацию ЛГИ ждал сложный маршрут, зависевший от успехов и неудач на фронте – так, сначала пытались обосноваться и начать учёбу в Пятигорске, но уже 9 августа пришлось уезжать и оттуда. В результате 21 сентября 1942 года нарком угольной промышленности Василий Васильевич Вахрушев, в чьём ведении на тот момент был институт, принял решение проводить 1942/43 учебный год в городе Черемхово в Иркутской области. К учёбе 2 ноября (для старших курсов – 12 ноября) 1942 года в ЛГИ смогло приступить 405 человек. Уже к следующему году, к 1 октября 1943-го, студентов стало 734.
Летом 1943 года продолжилось обучение и в осаждённом городе – под руководством профессора Петра Яковлевича Сальдау был открыт филиал ЛГИ в Ленинградском политехническом институте, где был произведён приём на основные факультеты Горного. Обучение общеинженерным предметам осуществлялось силами Политеха, спецдисциплины читали профессора Горного, оставшиеся в Ленинграде.
27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда, после чего начали планировать реэвакуацию ЛГИ из Сибири. Имущественно-хозяйственный комплекс института существенно пострадал в ходе войны – было уничтожено более четырёх тысяч квадратных метров учебных площадей, общий ущерб был оценён в 55,8 миллиона рублей. Несмотря на ужасное состояние зданий и корпусов, силами студентов и преподавателей осуществлялось экстренное восстановление хотя бы минимальной работоспособности комплекса зданий института – так, до осени 1944 из Черемхово были вызваны 281 студент и 30 сотрудников, которые смогли всё привести в приемлемый для начала 1944/45 учебного года порядок.
За выдающиеся заслуги в подготовке кадров для горной промышленности по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 24 июня 1944 г. Ленинградский горный институт был награжден орденом Ленина.
Реэвакуация и нормализация учебного процесса были закончены весной 1945 года, до полного восстановления работоспособности было ещё далеко, но регулярный выпуск горных инженеров был налажен (рис. 4).

Рис. 4. Диплом с отличием Лаврова Владимира Николаевича об окончании Ленинградского ордена Ленина Горного института. 1945. Горный музейРис. 4. Диплом с отличием Лаврова Владимира Николаевича об окончании Ленинградского ордена Ленина Горного института. 1945. Горный музей
В 1946 году был проведён конкурс проектов по восстановлению комплекса зданий Горного института, и одним из вариантов был проект Бориса Михайловича Серебровского, известного архитектора и художника. На месте разрушенных корпусов цехов по производству «Синала» планировалось возвести величественное здание, классическое архитектурно-планировочное решение которого дублировало и в то же время усиливало эффект, который производил исторический Воронихинский фасад Горного (рис. 5). К сожалению, проект не был реализован в связи с необходимостью как можно скорее начать процесс обучения и нехваткой средств.

Рис. 5. Фасад корпуса актового зала из альбома «Ленинградский Ордена Ленина Горный институт. Проект восстановления и реконструкции», 1946. Горный музейРис. 5. Фасад корпуса актового зала из альбома «Ленинградский Ордена Ленина Горный институт. Проект восстановления и реконструкции», 1946. Горный музей
Восстановление института и его послевоенное развитие (1946–1973)
Одной из самых важных задач, стоявших перед советским народом после войны, было восстановление народного хозяйства, в частности горнодобывающей и металлургической промышленности, поиск и разведка новых месторождений полезных ископаемых. Для этого требовалось большое количество специалистов, выпуском которых должен был заниматься в первую очередь Горный институт.
Восстановление корпусов института, при всей неотложности поставленных задач, завершилось только к началу 1947/48 учебного года. В 1948 году во время празднования 175-летия Горного институт был награждён орденом Трудового Красного Знамени за успехи в деле подготовки инженерных кадров. И действительно, численность студентов уже к 1947 году составила 1846 человек, то есть почти сравнялась с довоенным уровнем. Это произошло в большей степени за счет демобилизации из армии многих студентов, прошедших войну. Это были опытные, высокомотивированные люди, осознающие ценность знаний и важность получения «мирных» профессий. В результате в первые годы после войны именно эта группа студентов играла самую активную роль в институтской жизни – как в общественном поле, так и с точки зрения роста успеваемости.
Высокая мотивация студентов Горного не пропала и в дальнейшем – студенты были постоянными участниками комсомольских стройотрядов (ВЛКСМ, Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи – молодёжная организация Коммунистической партии Советского Союза). Так, студенты принимали участие в строительстве важных социальных и промышленных объектов по всей стране и в странах социалистического содружества (Лужский район, Ленинградская область, Акмолинская область, Крымская область, Алтайский край, Крайний Север, Болгария, Чехословакия). Кроме всесоюзных строек, молодёжь участвовала в сборе урожая в разных районах нашей страны.
Не только советские студенты обучались в ЛГИ – с 1946 года появились и иностранные учащиеся. К 1951 году их количество составило уже 110 человек, к 1956 году – 246 человек. Большинство – студенты Китая, Румынии, Болгарии, Польши.
Вторая половина XX века может быть охарактеризована как период ускорения научно-технического прогресса – образовательные учреждения должны были идти в ногу со временем. Для этого требовалось создавать новые учебные программы, организовывать новые группы обучения и новые факультеты. Так, в 1946 году была открыта новая специальность – строительство горных предприятий, и к 1948 году был образован отдельный самостоятельный шахтно-строительный факультет. Также в 1948 году был открыт нефтяной факультет, просуществовавший до 1957 года, когда он был закрыт в связи с тем, что и в других городах появились специализированные нефтяные вузы (с 2009 года факультет функционирует вновь, хотя называется с учётом современных тенденций – нефтегазовым). В связи с бурным развитием атомной отрасли в 1961 году была открыта кафедра геохимических и радиоактивных методов поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. В следующем году был открыт факультет радиоэлектроники и электронной техники. В 1965 году создан инженерно-экономический факультет с двумя специальностями: экономика и организация горной промышленности; экономика и организация геологоразведочных работ. В 1969 году появились две кафедры – кафедра электроснабжения горных предприятий и кафедра электрических машин и автоматизированного привода; в 1972-м – кафедры инженерной геодезии и высшей геодезии и фотограмметрии. Горный институт всегда был на острие горной науки, показывая блестящие результаты в обучении студентов.
Так, например, хотелось бы показать диплом Ирмы Николаевны Карелиной, которая закончила Горный в 1955 году по специальности горный инженер-технолог, но при этом в дальнейшем смогла работать геологом в Карелии (рис. 6 – 7).

Рис. 6. Диплом Карелиной Ирмы Николаевны об окончании Ленинградского ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени Горного института, 1955. Горный музейРис. 6. Диплом Карелиной Ирмы Николаевны об окончании Ленинградского ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени Горного института, 1955. Горный музей

Рис. 7. Выписка из зачетной ведомости к диплому Карелиной Ирмы Николаевны, 1955. Горный музейРис. 7. Выписка из зачетной ведомости к диплому Карелиной Ирмы Николаевны, 1955. Горный музей

Высокий авторитет Горного подтверждался ещё и таким фактом: до 1959 года всё обучение проходило по программам, утверждённым Министерством, в ведении которого находился Горный. Однако после этой даты институт получил разрешение обучать горных инженеров по индивидуальным программам и учебным планам в связи с подтверждённой высочайшей квалификацией ЛГИ в этом вопросе.
В 1950-х и 60-х годах крайне важным стал такой вид обучения, как «без отрыва от производства», поэтому Горный начинает открывать свои филиалы в таких важных для горных отраслей промышленности городах, как Кировск, Мончегорск, Пикалёво, Сланцы, Воркута. В основном эти филиалы работают по типу вечерне-заочных факультетов. Подобный вид обучения, кроме резкого роста общей численности обучающихся (в 1956/57 году – 4145 человек, в 1966/67 – 9630 человек), привёл к появлению большого количества студентов, обладавших практическими знаниями и навыками.
Знакомая современным студентам практика проведения ежемесячной аттестации по результатам текущей успеваемости пришла в современную систему обучения как раз из этого периода, когда число студентов сильно возросло – в 1968/69 учебном году она стала повседневной, наряду с контролем посещаемости занятий.
В 1973 году в рамках празднования 200-летия Горного института заслуги коллектива и вуза в подготовке кадров и развитии науки были отмечены орденом Октябрьской революции.


Вместо заключения
Ещё два слова о динамике численности студентов за 200 лет существования Горного училища (рис. 8).

Рис. 8. Общее количество студентов, обучавшихся в Горном, чел.Рис. 8. Общее количество студентов, обучавшихся в Горном, чел.
На графике видно, что Горный в прошлом веке всегда переживал тяжелейшие моменты истории вместе со страной. Так было в Гражданскую войну – численность студентов упала до 75 человек, в кипучие периоды деятельности первых пятилеток, тяжёлые предвоенные годы, тяготы блокадного Ленинграда и эвакуации в Черемхово происходило такое же кратное падение количества обучающихся. Трижды Горный был на грани расформирования или полной реорганизации. Тем не менее из всех испытаний наш институт выходил с честью, становился сильнее, обращая все невзгоды в опыт, который в дальнейшем передавался следующим поколениям горняков.
Самым очевидным отличием советского периода истории Горного от императорского является общая численность студентов. Разрушение сословного строя России и переход к массовому образованию позволил увеличить количество выпускаемых специалистов и обеспечить высокие темпы роста советской промышленности, что послужило краеугольным камнем для победы над фашизмом. В послевоенный период положительный опыт решено было масштабировать и ещё больше увеличить количество студентов.
Каким образом Горный перестраивался, как справлялся с обучением огромного количества студентов, и как это сказалось в дальнейшем на учебном процессе, мы попытаемся разобрать в следующем материале, посвящённом пятому пятидесятилетию истории Горного училища.


Список литературы
1. Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени Горный институт имени Г.В. Плеханова. 1773–1973. – Л. : Высшая школа, 1973. – 317 с.
2. На пороховой бочке. Сборник воспоминаний студентов и сотрудников ЛГИ, работавших в 1941–1942 гг. на спецпроизводстве. – Л. : Изд-во ЛГИ, 1991. – 73 с.
3. История создания и развития Санкт-Петербургского государственного горного института : [1773-1998 / Первое высш. техн. учеб. заведение России; [В.Г. Афанасьев и др.]. – СПб. : С.-Петерб. гос. гор. ин-т им. Г.В. Плеханова : Медиа-маркет, 1998. – 191 с.
4. Рудник С.Н., Афанасьев В.Г., Самыловская Е.А. 250 лет на службе Отечеству: Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II в цифрах и фактах // Записки Горного института. – 2023. – Т. 263. – С. 810-830.
5. Во главе Горного института. Директора учебного заведения (1918-1994) / В.Г. Афанасьев, И.В. Волошинова, А.И. Лейберов [и др.]. – СПб. : Санкт-Петербургский горный университет, 2021. – 231 с.

Back to top