В Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II завершился очередной сезон летних школ

В Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II завершился очередной сезон летних школ

№ 3 (17) / 2024
Очередной сезон международных краткосрочных программ в формате летних школ в Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II подошёл к концу. В этом году возможность посетить старейшее техническое учебное заведение России выпала двум крупнейшим университетам, готовящим специалистов минерально-сырьевого профиля из Китайской Народной Республики и Исламской Республики Иран.

1
Международные краткосрочные образовательные программы в формате летних и зимних школ, разработанные и внедренные по инициативе ректора Горного университета В. Литвиненко, успешно реализуются в Горном университете с 2018 г. совместно с Международным центром ЮНЕСКО. Программы, в основу которых легли материалы по освоению дополнительных профессиональных компетенций, разработаны ведущими преподавателями и специалистами Горного университета, а также приглашёнными мировыми экспертами и прошли международную аккредитацию Британского инженерного совета на базе Института материалов, минералов и горного дела IOM3 (г. Лондон, Великобритания). Это одно из наиболее авторитетных в мире профессиональных объединений инженеров, аттестация которого является безусловным свидетельством высокого уровня специалиста, компании или проекта. Всего в программах Горного университета, проводимых в очном и дистанционном формате, приняли участие около 4 000 студентов, аспирантов и сотрудников университетов из более чем 45 стран мира, а также отечественных вузов-партнёров по более чем 150 учебным программам.

2
В условиях растущей конкуренции среди специалистов краткосрочные образовательные программы являются эффективным способом развития и повышения их профессиональных компетенций, получения новых знаний и навыков; кроме того, подобные программы способствуют укреплению международного сотрудничества и развитию академической мобильности между стратегически важными университетами-партнерами разных стран.
Во всём мире формат летних школ в последние годы приобрёл огромную популярность, что и неудивительно. Ведь это очень эффективная комбинация повышения профессиональной подготовки и культурного просвещения, когда молодые люди могут не только получить дополнительные знания и навыки, но также познакомиться с культурой и обычаями новых для себя городов и стран. Возможность познакомиться с культурной столицей, увидеть шпиль Петропавловской крепости, Эрмитаж, Исаакиевский собор и параллельно пройти обучение по самостоятельно выбранной программе на базе старейшего высшего технического учебного заведении России, естественно, привлекает многих.

3
Что получают участники летних школ Санкт-Петербургского горного университета, помимо возможности погулять по набережным Невы в период белых ночей? Так, в этом году гостям города выпала возможность запустить станок-качалку для добычи нефти на базе учебно-научного полигона Горного университета «Саблино», собственными глазами увидеть, как осуществляется проходка при строительстве метро, как организован процесс добычи горной массы на карьере или перевалки топлива на нефтебазе – подобная практика, конечно, гораздо привлекательнее, чем занятия в аудиториях.

4
Все программы традиционно включают в себя лекционные и практические занятия, решение практико-ориентированных кейсов, самостоятельную работу, обязательную проверку уровня освоения программы и, после успешного прохождения итоговой аттестации, выдачу сертификата международного образца.

5
Так, в этом году в Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II были реализованы две краткосрочные образовательные программы «Современные тренды нефтегазовой отрасли» и «Современные горные технологии». Программы включали лекционные и практические курсы, мастер-классы, решения кейсов, производственные выезды и экскурсии, культурную программу.
В число слушателей краткосрочной образовательной программы «Современные горные технологии» вошли студенты бакалавриата специальностей «Горное дело», «Обогащение полезных ископаемых», «Безопасность производств», а также доценты из числа профессорско-преподавательского состава Китайского университета горного дела и технологий г. Сючжоу, Китай. В течение двух недель они слушали лекции, принимали участие в мастер-классах, занимались на тренажёрах-имитаторах, знакомились в рамках практических выездов с работой действующих предприятий и организаций северной столицы.

6
Как отметил принявший участие в открытии специально созданной программы для гостей из г. Сючжоу генеральный консул КНР в городе на Неве г-н Ло Чжаньхуэй: «Китай реализует политику всестороннего развития. Вы [ректор], как настоящий философ и стратег, прекрасно об этом осведомлены, отлично знаете о международном положении в целом, понимаете, в каких конкретно сферах российско-китайское сотрудничество может принести пользу обеим сторонам. Я, вне всякого сомнения, готов содействовать развитию этого партнёрства, в том числе и в части интеграции академического сообщества наших стран. Это крайне важное направление, ведь если образование сильное, то и государство будет могучим».

7
В ходе реализации программы у слушателей была возможность ознакомиться с текущими мировыми трендами в области добычи и потребления минеральных ресурсов, современными вызовами, преодоление которых требует принципиально новых подходов к проектированию и ведению горных работ, получить информацию о технологических структурах и принципах организации работ на современных горных предприятиях, ознакомиться с принципами проектирования экологичных и технически безопасных горнотехнических систем, а также современными трендами развития горных технологий и такими концепциями недропользования, как: Intelligent mine (Умная шахта), Invisible mine (Невидимая шахта), HELE technologies (Высокоэффективные экологически безопасные технологии) и др. Студенты посетили научные центры Горного университета, Военизированную горноспасательную часть, строящуюся станцию метро «Путиловская», Университет МЧС, и многое другое.
Студент Китайского университета горного дела и технологий г. Сючжоу Цзявэй Сун рассказал, что лекции позволили ему получить «всестороннее представление о современных технологиях добычи полезных ископаемых. Они, в частности, были посвящены созданию цифровых двойников, использованию нейронных сетей, анализу рисков при проектировании шахт, оценке рентабельности залежей. А главное, «программа была составлена таким образом, что теория удачно сочеталась с практикой».

8
В число слушателей краткосрочной образовательной программы «Современные тренды нефтегазовой отрасли» вошли студенты бакалавриата специальности «Нефтегазовое дело», аспиранты, а также преподаватели из числа профессорско-преподавательского состава Ширазского университета.
Курс состоял из тематических блоков, которые включают общий обзор современной структуры нефтегазовой отрасли, вопросы строительства скважин в осложнённых условиях, эксплуатации морских нефтяных и газовых промыслов, промысловой переработкой углеводородов, углеродного следа добычи нефти и газа, экономики нефтегазовых проектов.

9
В результате прохождения обучения студенты получили способность обосновывать конструкцию нефтяных и газовых скважин, а также скважин специального назначения; способность подбирать оптимальные режимы эксплуатации морских нефтегазовых комплексов; способность подбирать оптимальные режимы подготовки скважинной продукции для получения товарных нефти и газа; способность осуществлять выбор энергоэффективного способа энергоснабжения промысловой инфраструктуры; способность оценивать эффективность инвестиционных нефтегазовых проектов и обосновывать целесообразность их реализации.
В ходе образовательной программы был осуществлён выезд на учебную базу Горного университета «Саблино», где участники ознакомились с реальным производственным нефтегазопромысловым оборудованием, компанию «Альфа горизонт» и ОАО «Газпром-ВНИИГаз».

10
Доцент факультета нефтяного машиностроения Ширазского университета Рафат Парсаи поделилась своим впечатлением с Горным Университетом.

11

14
«Что касается лекций, то их особенностью стал акцент на практическом применении полученных знаний. Нашим ребятам особенно понравилось, что они были активно вовлечены в процесс обучения: участвовали в дискуссиях, могли задавать вопросы или, наоборот, делиться своим видением тех или иных проблем. Это крайне полезно для развития их критического мышления, повышения коммуникабельности и интереса к профессиональному становлению. Кроме того, почти все преподаватели Горного университета имеют богатый личный опыт работы на производстве, не понаслышке знают о сложностях, с которыми сталкиваются нефтегазовые предприятия, и путях их преодоления», – подчеркнула Рафат Парсаи.

12

13
По итогам прохождения образовательных программ все студенты успешно прошли итоговую аттестацию и получили сертификаты международного образца.
Отметим, что подать заявку на конкурсный отбор на участие в краткосрочных образовательных программах, ежегодно реализуемых в Горном университете с 2018 г., может любой желающий.

Александра Коптева,
исполнительный директор Международного Центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО, Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II
Фотографии – ©Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

15

Back to top