Восстановление и тенденции развития нефтяной промышленности СССР в послевоенную эпоху. Подвиги нефтяников

Восстановление и тенденции развития нефтяной промышленности СССР в послевоенную эпоху. Подвиги нефтяников

№ 3 (17) / 2024
Farh

А.Р. Фахруллин,
студент гр. ОТ-23-47 Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II


Podol

 С.И. Подольский,
доцент кафедры истории Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II, к.и.н.


После Великой Отечественной войны перед Советским Союзом, вступавшим в холодную войну, остро встали вопросы ухода от поставок различного западного нефтегазового оборудования, сыгравшего решающую роль в 19201930-е гг., проблемы освоения новых сырьевых месторождений, строительства необходимой инфраструктуры и подготовки кадров современных ИТР.
Для послевоенной газовой промышленности была характерна эксплуатация газовых месторождений в районе Бугуруслана и Саратова для снабжения топливом промышленных предприятий. Ещё с довоенных времен использовались магистральный нефтепровод Оха-Софийская (рис. 1), магистральный керосинопровод Астрахань-Урбах-Саратов. Они снабжали нефтеперерабатывающие заводы газовым топливом. Крупные производственные центры – Саратов и Куйбышев, а также свыше 50 оборонных предприятий Поволжья были обеспечены топливом от газопровода Бугуруслан-Куйбышев. Его протяжённость составляла 160 км, а общая мощность – 220 миллионов кубометров газа в год. Это был лишь начальный этап создания в СССР газопроводов, созданных для транспортировки продукта на дальние расстояния.

Рис. 1. На строительстве нефтепровода Оха-Софийск (архивное фото из открытых источников)Рис. 1. На строительстве нефтепровода Оха-Софийск (архивное фото из открытых источников)
4 июля 1945 г. Комплексная комиссия по нефти и газу при президиуме Академии наук СССР утвердила постановление «О перспективности нефтеносности Западной Сибири». Тем самым для нефтяной и газовой разведки открылись новые территории на Урале, в Тюменской области и Ханты-Мансийском национальном округе. В 1950-х гг. на территории Ханты-Мансийского национального округа были поставлены 3 буровые вышки. Появились скважины Леушинская, Ханты-Мансийская и Берёзовская (рис. 2), для добычи использовалось роторное бурение, предполагавшее использование долота, прикреплённого к бурильной трубе; на конце буровой колонны может находиться любое буровое долото. Роторный способ позволял бурить на требуемую глубину скважины любого диаметра, в любых по крепости породах.

Рис. 2. Фонтан в будущее (фото из открытых источниковРис. 2. Фонтан в будущее (фото из открытых источников
Но затем в первые послевоенные десятилетия методы бурения пройдут целую революцию. Ещё с начала 1920-х гг. был известен турбинный способ бурения, предложенный М.А. Капелюшниковым (рис. 3), развитый в 1930-1940-е гг. П.П. Шумиловым (рис. 4). Поэтому в 1940-е-1960-е гг. турбинное бурение было передовым методом освоения месторождений.

Рис. 3. Капелюшников Матвей Алкунович (фото из открытых источников)Рис. 3. Капелюшников Матвей Алкунович (фото из открытых источников)

Рис. 4. Шумилов Пётр Павлович (фото из открытых источников)Рис. 4. Шумилов Пётр Павлович (фото из открытых источников)
В 1960 г. совершенно открытие первой нефти Западной Сибири в окрестностях села Шаим Ханты-Мансийского национального округа. А уже в 1961 г. были разведаны Мегионское и Усть-Балыкское месторождения, под руководством первооткрывателя сибирской нефти Фармана Курбановича Салманова (1931-2007) (рис. 5). В 1961-1966 гг. в Тюменской области и вблизи Сургутского Приобья разведаны нефтяные месторождения, повлиявшие на развитие экономики СССР: Усть-Балыкское (1961), Средне-Балыкское, Мамонтовское (1965) (рис. 6) и Лянторское (1966).

Рис. 5. Фарман Курбанович Салманов (фото из открытых источников)Рис. 5. Фарман Курбанович Салманов (фото из открытых источников)

Рис. 6. Мамонтовское месторождение нефти (фото из открытых источников)Рис. 6. Мамонтовское месторождение нефти (фото из открытых источников)
В 1950-1960-е гг. построены и реконструированы крупные НПЗ по всей РСФСР. Ассортимент нефтехимических продуктов, которые получали НПЗ, составлял 24 наименования. Например, в 1960-1965 гг. был построен крупнейший на Северо-Западе РСФСР в Ленинградском регионе Киришский НПЗ. Он перерабатывал нефть в бензин, керосин, реактивное и дизельное топливо, мазут для топок и для флота, мазут и битум. Стройка развернулась осенью 1960 г. и была завершена в декабре 1965 г. В ней участвовали десятки предприятий Ленинграда, других городов СССР и даже стран-членов Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Различные виды топлива нашли потребителя по всей стране, начиная от Киришской ГРЭС.
Крупные предприятия на то время начинают производить детали, оборудование для трубопроводов, что обеспечило строительство магистралей тех лет. Осваиваются новые территории, так, в Ямало-Ненецком автономном округе и за Полярным кругом к середине 1960-х гг. разведали огромные запасы природного газа и конденсата, спустя годы открыты Уренгойское, Надымское, Медвежье, Ямбургское нефтегазовые месторождения.
В 1970-х гг. в СССР создаётся единая система нефтегазопроводов. Создаются специальные конструкторские бюро, которые способствуют разработке новых технологий, увеличению объёмов производства и улучшению качества детали и оборудования. На рубеже 70-80-х гг. XX века ставятся новые задачи, не только по первичной обработки нефти, но и по углублению и внедрению новых технологических процессов, что вело к увеличению ассортимента получаемых продуктов.
С другой стороны, в 1970-е гг. в условиях мирового нефтяного кризиса 1973 г., вызванного противостоянием стран арабского Востока и Запада, ЗСНГК стал своего рода «нефтяным Клондайком», фактором стабилизации советской экономики. Но без организации добычи нефти и газа героическими методами ничего бы не получилось. Можно вспомнить, что одни из самых значимых рекордов начались в связи с нефтяным озером Самотлор, расположенным в Нижневартовском районе Тюменской области. Есть несколько версий перевода с хантыйского языка названия озера – «озеро-ловушка» или «мёртвое озеро». Связано это было с топкими берегами озера и с ядовитыми выделениями, от которых могли погибать и животные, и люди. Нефть на этом крупнейшем месторождении была найдена под руководством геолога Владимира Алексеевича Абазарова (1930-2003) (рис. 7).

Рис. 7. Абазаров Владимир Алексеевич (фото из открытых источников)Рис. 7. Абазаров Владимир Алексеевич (фото из открытых источников)
Но поистине днём открытия месторождения считается день бурения разведывательной скважины бригадой мастера Григория Ивановича Норкина (1914-1980) (рис. 8). Работали в тяжелейших, экстремальных условиях. Будущий геологоразведчик, а тогда буровой мастер Виктор Алексеевич Федотов вспоминал, что «нас, звено слесарей (5-6 человек), в апреле и до середины мая, вездеходом по еле живым ещё зимним дорогам, а в летнее время вертолетом Ми-4, доставляли на мёртвую буровую. Первый день обустраивались сами, а затем в течение двух недель ремонтировали и раскручивали – приводили в движение всю буровую установку. С собой везли спецовку, спальники, продукты питания (пищу готовили сами), рацию с маленьким аккумулятором и тяжёлые танковые (по 80 кг каждый) аккумуляторы для запуска дизелей буровой установки». Данные строки относятся к эпизодам из жизни нефтяников на буровой в 1967 г. А эксплуатационное, промышленное разбуривание месторождения началось в январе 1969 г. при личном наблюдении начальника «Главтюменьнефтегаза» В.И. Муравленко (1912-1977) (рис. 9).

Рис. 8. Норкин Григорий Иванович (фото из открытых источников)Рис. 8. Норкин Григорий Иванович (фото из открытых источников)

Рис. 9. Муравленко Виктор Иванович (фото из открытых источников)Рис. 9. Муравленко Виктор Иванович (фото из открытых источников)
Непосредственными работами по организации добычи нефти занималась бригада мастера С.А. Повха (1929-1972) (рис. 10). Было решено не осушать озеро, а воспользоваться опытом работы на шельфе в Баку, т. к. в случае осушения торф на дне озера мог воспламениться, и тогда начала бы гореть и нефть. Когда прокладывали специальную дорогу по озеру и монтировали оборудование, то некоторые конструкции тонули в болоте, например, утонул многотонный буровой станок, его с трудом вытянули со дна. При температуре в минус пятьдесят градусов рвались гусеницы у вездеходов и тягачей, крошился металл у техники, замерзал бензин в баках. Когда начали бурить первую скважину, то Инспекция по условиям труда запретила работу и опломбировала пульт управления буровой установкой. Но Степан Ананьевич Повх и его соратники сняли пломбы и продолжили работы.

Рис. 10. Повх Степан Ананьевич (фото из открытых источников)Рис. 10. Повх Степан Ананьевич (фото из открытых источников)
Один из первопроходцев Самотлора, впоследствии заведующий нефтепромыслом, Иван Иванович Рынковой (19372019) (рис. 11) вспоминал: «Сейчас до Самотлора по бетонной дороге мы доезжаем за сорок минут. А тогда эти тридцать километров преодолевались по замёрзшему болоту месяц. Суровая была зима, стрелы у экскаваторов лопались от мороза, даже солярка замерзала. Но скважину мы пробурили…».

Рис. 11. Рынковой Иван Иванович (фото из открытых источников)Рис. 11. Рынковой Иван Иванович (фото из открытых источников)
Нефтяниками двигало чувство высокого профессионализма и патриотизма т. к. они знали, что совершают важнейшее народнохозяйственное открытие, в котором нуждалась страна. Интереснейшие подробности работ на Самотлоре во второй половине 1960-х гг. мы находим в книге ветерана геологоразведки Виктора Алексеевича Федотова «Самотлорский марафон». Приведём цитату из неё с оценкой значения открытия Самотлора: «Пятьдесят лет развития и становления промышленной эксплуатации нефтегазовых месторождений Западной Сибири – это знаковое событие, веха в истории нашей страны, отмеченная трудом поколений геологов и нефтяников, начинавших своё нелегкое дело с освоения Каспия, разработки месторождений средней полосы России и на базе накопленного опыта продолжающих осваивать залежи углеводородного сырья как на месторождениях, разведанных на всем протяжении от Урала до Якутии, так и на шельфе северных территорий России». В 1981 г. на Самотлоре добыли первый миллиард тонн нефти.
В заключении необходимо сказать, что нефтегазовая отрасль стала одним из стержней советской, а впоследствии российской экономики. Без освоения ЗСНГК было бы невозможно создание развитого индустриального общества (а в наше время общества с постиндустриальными тенденциями).


Список литературы
1. Алекперов В.Ю. Нефть России: прошлое, настоящее и будущее. М.: «Креативная экономика», 2011. – 432 с.
2. Байбаков Н.К. Дело жизни. Записки нефтяника. М.: Советская Россия, 1984. – 352 с.
3. Боксерман Ю.И., Юльева Т.Ю. Одиссея голубого топлива. М.: «Детская литература», 1979. – 175 с.
4. Иванов С.Л., Фадеев Д.В., Кудрявцева Р.-Е.А. Добыча торфа: взгляд через столетия // Вопросы истории. – 2022. – № 7-2. – С. 45-63. DOI: 10.31166/ VoprosyIstorii202207Statyi0.
5. Калинин И.А., Никифорова Н.В., Орлова Г.А. Советское энергетическое воображение: электричество, атом, нефть. СПб.: Астерион, 2022. – 320 с.
6. Лепилин С.С. Герои Самотлора. Нижневартовск, 2015. – 240 с.
7. Нестеров И.И. Поиск ниже уровня геоида. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство. Свердловск, 1975. – 176 с.
8. Рудник С.Н., Афанасьев В.Г., Самыловская Е.А. 250 лет на службе Отечеству: Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II в цифрах и фактах // Записки Горного института. 2023. Т. 263. С. 810-830. EDN VGZYMM.
9. Субботина М.В., Лепилин С.С. История большой нефти. Самотлор. 1965-2015. ИПК «Платина», 2015. – 173 с.
10. Федотов В.А. Самотлорский марафон. Мегион: «Прикамье», 2015. – 60 с.
11. Четвертнева И.А., Тептерева Г.А., Шавкунова С.Ю. Становление и развитие способов бурения скважин в России и за рубежом // История и педагогика естествознания. 2019. № 3. С. 33-39.
12. Шубин А.В. Золотая осень, или период застоя. СССР в 1975-1985 гг. М.: Вече, 2008. – 352 с.

Back to top