О подходах к профессиональному образованию на примере обучения специалистов горной отрасли (1973–2024)

О подходах к профессиональному образованию на примере обучения специалистов горной отрасли (1973–2024)

№ 4 (18) / 2024

Shab

М.Ю. Шабалов,

директор Горного музея Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II, к. э. н.


 В заключительной части цикла статей о профессиональном образовании в горном деле на примере Санкт-Петербургского горного университета хотелось бы поговорить о том, как обстоят дела в системе высшего образования в нашей отрасли сегодня.

Напомним, что первый очерк был посвящен императорскому периоду истории Горного училища (публикация в № 2 (16) / 2024), затем поговорили про Ленинградский горный институт и про то, как его студенты и преподаватели героически сражались во время Великой Отечественной войны на фронте и в тылу врага (публикация в № 3 (17) / 2024).

Так же, как и во всех предыдущих частях, мы опирались на широко известные источники литературы по истории Горного университета [1–4].

Ленинградский горный институт ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени и ордена Октябрьской Революции имени Г. В. Плеханова (1973–1992)

Период в истории Горного университета, наступивший после празднования 200-летнего юбилея прославленного вуза, можно условно разделить на две части – время, когда институт получал достаточное финансирование, и последние годы советской власти, когда всем учебным заведениям приходилось самим искать средства к существованию из-за сокращения государственных субсидий.

Первая часть характеризовалась серьезными усилиями коллектива по модернизации учебного оборудования и получению современной (на тот момент) «счетно-решающей» техники. Этот период запечатлен на документальных фотографиях из коллекции Горного музея, которые лучше словесных описаний характеризуют будни вуза (рис. 1–3).

Рис. 1. Учебная геохимическая лаборатория кафедры гидрогеологии. 1970-е гг.Рис. 1. Учебная геохимическая лаборатория кафедры гидрогеологии. 1970-е гг.

Рис. 2. Диспетчерский пункт управления шахтой. Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ). 1970-е гг.Рис. 2. Диспетчерский пункт управления шахтой. Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ). 1970-е гг.

Рис. 3. Диспетчерский пункт управления шахтой. Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ). 1970-е гг.Рис. 3. Диспетчерский пункт управления шахтой. Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ). 1970-е гг.

Особое внимание в 1970–1980-х гг. (рис. 4) уделялось подготовке кадров высшей квалификации через аспирантуру и соискательство, работало 8 специализированных советов для рассмотрения и защиты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Кроме того, открывались новые кафедры – так, например, в 1978 г. была создана кафедра инженерной экологии. Строились новые учебные корпуса для студентов.

Рис. 4. Торжественная линейка 1 сентября 1985 г. Выступает ректор Горного института Н. М. ПроскуряковРис. 4. Торжественная линейка 1 сентября 1985 г. Выступает ректор Горного института Н. М. Проскуряков

Образовательный процесс с 1983-го по 1992-й гг. менялся мало – в условиях нарастания кризисных процессов и явлений, вызванных изменениями в общественно-политической жизни страны, в основном старались закрепить достигнутое и внедрить в учебные курсы занятия на уже имеющемся оборудовании. Финансовое положение института ухудшалось, аудитории и оборудование требовали ремонта и т. д. (рис. 5).

Рис. 5. «Менделеевская» аудитория химического корпуса. Горный университет. 1990-е гг.Рис. 5. «Менделеевская» аудитория химического корпуса. Горный университет. 1990-е гг.

Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г. В. Плеханова (технический университет) (1993–2011)

Распад СССР в 1991 г. привел к катастрофическим последствиям для всей нашей страны, однако для высшего образования это, в первую очередь, означало значительное сокращение финансирования. С модели государственного обеспечения высшего образования через систему отраслевых министерств произошел переход на прямые связи с отраслевыми компаниями, что потребовало напряженной работы и огромных усилий руководства университета.

Другие, намного более серьезные перемены были проанализированы и получили оценку позже – упал престиж профессии горного инженера, да и в целом произошло размывание ценностных ориентиров и традиционных форм общественной морали.

В середине 1990-х гг. ректором Горного стал Владимир Стефанович Литвиненко, который смог остановить процессы деградации университета и возглавил переход к поступательному развитию вуза, несмотря на тяжелые условия для работы и экономические кризисы (рис. 6, 7).

Рис. 6. В новых аудиторияхРис. 6. В новых аудиториях

Рис. 7. Конференц-зал после ремонта второй половины 1990-х гг.Рис. 7. Конференц-зал после ремонта второй половины 1990-х гг.

В 1996 г. Горный был включен президентским указом в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Одним из важнейших решений в образовательном поле стало в 2001 г. введение тестовой системы оценки знаний с целью повышения качества обучения и объективности аттестации, дальнейшей интеграции в международную образовательную систему. Существуют разные взгляды на подобного рода проверку знаний, одни преподаватели и ответственные лица настроены весьма критично, другие считают, что достоинств у системы гораздо больше, чем недостатков, и вот в нашем институте уже более 20 лет зимние и летние сессии проходят в виде тестов очень оперативно даже при больших потоках сдающих экзамены.

Важным элементом созданной в те годы образовательной системы было присоединение к Болонскому процессу. Российская Федерация присоединилась к этой инициативе в 2003 г., в 2005 г. началось ее внедрение в университетах и институтах нашей страны. Предполагалось разделение высшего образования на два уровня обучения – четырехгодичный бакалавриат и двухгодичная магистратура. Проще говоря – общий уровень и чуть более специализированный. В результате, получив за четыре года необходимые знания для дальнейшего перехода в магистратуру, выпускник мог выбрать другие специальности, университеты, города, страны – всё и все становились «академически мобильными». Учитывая сложную экономическую ситуацию в «нулевых», многих увлекала возможность уехать за границу. Оказалось, что массовое образование, созданное в Советском Союзе, чрезвычайно сложно адаптировать (упростить, если прямо говорить) к новому подходу качественно, в результате чего программы бакалавриата оказались слабее, чем специалитет, причем в магистратуре не могли это исправить, особенно в случаях, когда обучающийся выбирал после первой ступени другое направление обучения. Все эти недостатки системы стали очевидны далеко не сразу, поэтому и ее «перестройка» началась только в 2022 г., образовательная отрасль – одна из самых инерционных в экономике, ведь если абитуриент поступил на первый курс бакалавриата, то готового специалиста государство получит только после окончания магистратуры, результат можно будет оценить только через 6 лет, и если итог никого не устроит, то следующие изменения можно будет реализовать только еще через 5 лет, когда пройдут обучение все те студенты, что уже поступили в бакалавриат и магистратуру за время обучения первого потока. Итого 11 лет на самые простые перемены, если только в отдельных вузах не примут каких-нибудь инновационных волевых решений и сами не возьмут на себя огромные дополнительные расходы.

В 2009 г. был воссоздан нефтегазовый факультет, закрытый в 1957 г. после появления в стране целого ряда специализированных высших учебных заведений по нефтегазовому делу. Велико значение топливно-энергетического комплекса в экономике России, и в университете снова приняли решение о целесообразности существования такого факультета в Горном.

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» (2012–2016)

В 2012 г. к Горному был присоединен Северо-Западный заочный технический университет, вместе с которым в общий список чисто горных специальностей были добавлены (или модифицированы) «Архитектура», «Автомобильный транспорт», «Материаловедение и технологии художественных изделий», «Стандартизация и метрология», «Системный анализ и управление», «Приборостроение», «Химические технологии и переработка энергоносителей», «Электроника и наноэлектроника». Кроме расширения гаммы преподаваемых дисциплин, произошло и кратное увеличение числа студентов, что дало право Горному претендовать на статус «Национального исследовательского университета» в рамках Указа Президента РФ «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов». Обучающиеся СЗТУ, впрочем, в основном получали образование в рамках вечерне-заочной системы обучения, и после перехода в Горный столкнулись с возросшим уровнем требований к своим знаниям, что закономерно привело к большим отчислениям.

Таким образом, если рассматривать присоединение СЗТУ к Горному, важными элементами оказались новые направления, новые сотрудники и студенты – это расширило спектр преподаваемых предметов, повысило здоровую трудовую конкуренцию, позволило говорить о полном цикле дисциплин по горному делу и сопутствующих им, представленных в университете.

Существенное влияние на образование в эти годы оказал факт перевода преподавателей на трудовые контракты, повысившие эффективность труда и уровень научных исследований.

Санкт-Петербургский горный университет (2016–2024)

Начиная с 2016 г. Горный университет начал активно и весьма успешно участвовать в мероприятиях, призванных помочь вузу включиться в международную образовательную среду. Завоевание почетных мест в международных рейтингах, безусловно, явилось результатом осознанной политики ректора Владимира Стефановича Литвиненко, направленной на повышение конкурентоспособности Горного университета в различных видах деятельности – публикационной активности сотрудников, трудоустройстве выпускников, репутации у работодателей и прочих. Особенно высокий результат был получен в рейтингах по направлению «Инженерное дело – добыча полезных ископаемых и горная промышленность», что, по мнению международного рейтингового агентства QS World University Rankings, позволяет причислить Горный к 20 лучшим инженерно-техническим университетам мира (рис. 8).

Рис. 8. Динамика результатов Горного университета в международном рейтинге QS по направлению «Инженерное дело – добыча полезных ископаемых и горная промышленность»Рис. 8. Динамика результатов Горного университета в международном рейтинге QS по направлению «Инженерное дело – добыча полезных ископаемых и горная промышленность»

Кроме QS, Горный есть и в рейтинге Times Higher Education – тоже международном, но без конкретной специализации. По их оценке, Горный входит в топ-500 лучших университетов мира!

Высокие результаты деятельности нашего университета, признанные как в стране, так и за рубежом, позволили нашему Горному университету 12 мая 2023 г. оказаться в числе шести вузов, которые по Указу Президента РФ В.В. Путина стали базой для проведения пилотного проекта реформы.

1 ноября 2023 г. наш университет отпраздновал свое 250-летие.

Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II

В настоящее время Горный университет полностью погружен в пилотный проект по реформе высшего образования и уже получает определенные результаты от своих усилий по модернизации подхода к инженерному образованию.

Хотелось бы сказать несколько слов о современной жизни нашего университета в разрезе разработки унифицированной структуры высшей инженерной школы, в основе которой лежит отказ от участия в Болонской системе. В частности, уходит деление на два цикла обучения – четыре года бакалавриата и два года магистратуры – и остается один цикл. При этом на первых двух курсах предполагается обучение всех студентов по единой программе, какое бы направление они ни выбрали. Все дисциплины делятся на две основные группы – общеобразовательные и общетехнические, чтобы студенты получили основную базу знаний, необходимую для каждого инженера. По истечении двухлетнего периода ребята зачисляются на программы уже по специальностям, причем те, кто показал лучшие результаты, зачисляются на более востребованные и статусные специальности.

Кроме обязательного блока, для студентов с первого курса доступно освоение дополнительных профессиональных компетенций в формате факультативных курсов: за весь период обучения – 12 семестров – студенты должны освоить 8 таких курсов, а также получить два сертификата о получении рабочей профессии.

Одним из основных замечаний от производственников по поводу бакалавров, выпускаемых из университетов, было отсутствие производственного опыта, полученного в рамках производственных стажировок и практик. В новом учебном плане на обретение учебно-производственных навыков отводится около 50 недель. В Горном внедрена постепенная система освоения навыков – от виртуальных тренажеров и освоения техники на полигонах университета до стажировок на реальных производствах.

Учитывая интенсивность курсов обучения, было принято решение ввести в образовательный процесс такие должности, как педагогический наставник, педагогический наставник по специальности, производственный наставник и научный наставник – чтобы у студентов всегда был консультант, готовый прокомментировать ту или иную сторону жизни университета.

В современном мире необходимо быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и оптимизировать знания для их переструктурирования с тем, чтобы была возможность мобильно изменить свой подход к выбору профессионального пути, и, например, освоить дополнительный блок предметов, связанных с получением научной квалификации «Инженер-исследователь». Результатом будет дополнительный диплом об образовании.

Подобного рода изменения в казавшуюся незыблемой образовательную систему можно вносить только при серьезной заинтересованности работодателей, тесный контакт с которыми позволяет быть на острие процесса. Как вы, уважаемые читатели, понимаете, это как раз речь о Горном университете (рис. 9–11).

Рис. 9. «Менделеевская» аудитория химического корпуса. Горный университет. Современное состояниеРис. 9. «Менделеевская» аудитория химического корпуса. Горный университет. Современное состояние

Рис. 10. Образовательный центр цифровых технологий Горного университета. Учебно-тренажерный комплекс управления горнотранспортными процессами и техникой. Наши дниРис. 10. Образовательный центр цифровых технологий Горного университета. Учебно-тренажерный комплекс управления горнотранспортными процессами и техникой. Наши дни

Рис. 11. Образовательный центр цифровых технологий Горного университета. Учебно-тренажерный комплекс управления нефтегазовыми месторождениями на арктическом шельфе. Практические занятия со студентамиРис. 11. Образовательный центр цифровых технологий Горного университета. Учебно-тренажерный комплекс управления нефтегазовыми месторождениями на арктическом шельфе. Практические занятия со студентами

Современный Горный университет не только обладает широкими возможностями в использовании современных образовательных технологий, но и находится в тесном контакте с заинтересованными работодателями, что позволяет предлагать и внедрять давно назревшие изменения в структуру высшего инженерного образования.

Заключение

В течение последних 250 лет профессиональное горнотехническое образование в России, разумеется, менялось вместе с поступательным развитием общества, и, что характерно, перемены происходили именно в стенах нашего учебного заведения. Начиная со времен Екатерины II, от зарождения этой необходимой для государственного суверенитета отрасли образования вплоть до сегодняшних дней, когда новые технологии совершенно изменили нашу жизнь и ворвались в горное дело.

Подытоживая все изложенное, можно выделить некоторые общие принципы горнотехнического образования, которые прошли сквозь века и выдержали испытание временем.

Инженерное образование всегда связано с получением практических навыков, что гарантирует ему высокое качество, а институту – выпуск компетентных специалистов.

Как и во всех отраслях, прослеживается тренд на специализацию труда, однако от горных инженеров требуется очень широкий спектр знаний и компетенций, получить который невозможно за четыре года бакалавриата, основного цикла Болонской системы. Самыми результативными выпускниками Горного института за всю историю были те, кто обучался в рамках предметной системы, а не курсовой. Средняя продолжительность обучения, как в императорское время, так и в советское, равнялась минимум пяти годам. В этом контексте современный переход на более качественное шестилетнее образование обоснован, и не только с точки зрения геологических, горнозаводских и промышленных предприятий и их потребности в кадрах, но и исторически.

Тенденции на увеличение количества обучающихся не являются определяющими – в какой-то момент от количества начинает зависеть качество, поэтому требуется поиск оптимального соотношения между спросом на специалистов и качеством знаний выпускников.

Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II соединяет наследие и традиции многих поколений горных инженеров с современными подходами к высшему инженерному образованию.


Список литературы

1. Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени горный институт имени Г. В. Плеханова. 1773–1973. Ленинградский горный институт, 1972.

2. История создания и развития Санкт-Петербургского государственного горного института : [1773–1998] / Первое высш. техн. учебн. заведение России; [В. Г. Афанасьев и др.]. – Санкт-Петербург : С.-Петерб. гос. гор. ин-т им. Г. В. Плеханова; Медиа-маркет, 1998.

3. Рудник С.Н., Афанасьев В.Г., Самыловская Е.А. 250 лет на службе Отечеству: Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II в цифрах и фактах // Записки Горного института. 2023. Т. 263. С. 810–830.

4. Во главе Горного института. Директора учебного заведения (1918–1994) / В. Г. Афанасьев, И. В. Волошинова, А. И. Лейберов и др.; Санкт-Петербургский горный университет. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский горный университет, 2021. – 231 с. 

Back to top