Инженер со школы

Инженер со школы

№ 4 (18) / 2024

Chich

Е.В. Чечкарева,

начальник управления информационной политики Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачёва (КузГТУ)


 Все направления подготовки и специальности Кузбасского государственного технического политеха максимально практичны и актуальны, в том числе новые: информационное моделирование зданий и сооружений, информационные и цифровые технологии в транспортных системах, искусственный интеллект в системной интеграции информационных процессов. Искусственный интеллект облегчает труд инженеров на производстве, а главное, делает его безопаснее. Преподаватели КузГТУ убеждены, что внедрение машинного труда в производственный процесс – это необходимость.

Пассажиропотоки, доставка грузов, разгрузка транспортных артерий города – эпоха массовой цифровизации затронула и транспорт, «умные» системы становятся частью производственных процессов. Формирование маршрутов движения общественного транспорта, расчёт траектории транспортировки груза в кратчайшие сроки и с минимальными затратами – это одна из сфер деятельности студентов нового направления «Информационные и цифровые технологии в транспортных системах».

Профессия инженера-проектировщика во все времена остается важнейшей в строительной отрасли. С развитием информационных технологий профессия начала принимать новые формы. Начиная с 1 января 2022 г. строительство школ, больниц, детских садов и других объектов осуществляется с использованием BIM-технологии информационного моделирования. И специалисты в этой области востребованы как никогда. Следуя трендам, Кузбасский политех открыл направление подготовки «Информационное моделирование зданий и сооружений».

Благодаря BIM-моделированию проектирование сооружений и управление строительством ведётся с помощью специализированного программного обеспечения, в результате чего создаётся информационная модель здания или цифровой двойник, который делает все детали проекта наглядными и дистанционно доступными различным специалистам, занятым в процессе возведения здания.

«Строительная отрасль сегодня очень нуждается в специалистах, которые будут уделять внимание мелочам, анализировать каждый этап проектной деятельности с особой внимательностью», – рассказывает преподаватель КузГТУ Михаил Соколов.

Энергетика, химическая отрасль, горная добыча, машиностроение, строительство и др. – все эти отрасли требуют постоянного притока квалифицированных кадров. Инженеров промышленному Кузбассу не хватает, поэтому КузГТУ, сотрудники ведущих предприятий области и школы в 2023 г. вместе взялись за реализацию проекта «Инженерный класс» (рис. 1-3).

1

2

Рис. 1-3. Соглашения подписаны: КузГТУ, сотрудники ведущих предприятий области и школы вместе взялись за реализацию проекта «Инженерный класс»Рис. 1-3. Соглашения подписаны: КузГТУ, сотрудники ведущих предприятий области и школы вместе взялись за реализацию проекта «Инженерный класс»

Инженерные классы – это профильные классы в школах, которые предполагают углублённое изучение профильных предметов под руководством преподавателей Кузбасского политеха. Специально для школьников разработаны практические курсы по математике, физике, информатике, химии, специальные курсы по инженерному практикуму и современным технологиям производства, семинары и мастер-классы. Кроме того, составная часть обучения в инженерном классе – это занятия на производстве, знакомство с профессиональной деятельностью инженеров, наблюдение за реальными процессами, экскурсии на предприятия. Такой подход также помогает школьникам более осознанно подходить к выбору специальности и работает на решение проблемы дефицита инженерных кадров.

В октябре 2023 г. КузГТУ открыл первый инженерный класс в школе совместно с КАО «Азот». К концу 2024 года таких классов будет уже десять. Шефство над классами взяли на себя ПАО «Кокс», АО «СУЭК-Кузбасс», ООО «Инженерный центр «АСИ», ООО «УК «Промышленный технопарк КЭМЗ», ООО «ТоргИнвест», АО «Алтайвагон».

Один из преподавателей инженерного класса, который курирует ПАО «Кокс», инженер по охране окружающей среды Елена Задавина выступила с идеей показать школьникам производственную площадку «вживую» (рис. 4).

Рис. 4. Занятие школьников на производстве: преподаватели – инженеры крупного химического холдингаРис. 4. Занятие школьников на производстве: преподаватели – инженеры крупного химического холдинга

«Первую лекцию я читала ребятам на базе школы. Для закрепления материала, прослушанного на первом занятии, вторую встречу провели в формате практического занятия, чтобы школьники могли посмотреть производство: как у нас реализуется замкнутый водооборотный цикл, какие есть лаборатории и оборудование», – говорит Елена. – Ребята очень смышлёные, внимательно слушают и хорошо усваивают материал. Я вижу, что они заинтересованы в получении знаний, и впереди у них ещё одна экскурсия, на которой они увидят весь процесс производства кокса».


 

На протяжении всего обучения ребята работают руками, пробуя себя в инженерной специализации на деле (рис. 5-8). По окончании двухлетнего курса обучения они сдадут предпрофессиональный экзамен.

5

6

7

Рис. 5-8. Занятия школьников в Кузбасском политехеРис. 5-8. Занятия школьников в Кузбасском политехе

Ученица 10 «А» класса школы № 14 Карина Мужбатуллина пришла в инженерный класс, потому что хочет получить углублённые знания по интересующим предметам и в будущем стать хорошим специалистом. Будущую специальность девушка пока не выбрала, но она будет точно связана с инженерией, надеется, что класс поможет определиться (рис. 9).

Рис. 9. На открытии инженерного класса совместно с ПАО «КОКС»Рис. 9. На открытии инженерного класса совместно с ПАО «КОКС»

«На первом занятии мы изучали веб-программирование и учились создавать сайты. В парах мы сделали общий шаблон, а дальше будем заполнять его по своим интересам. Я бы хотела иметь сайт, связанный с физикой, чтобы эта информация помогла школьникам подготовиться к ЕГЭ. Из-за того, что на курсах абсолютно другая атмосфера, испытываю большой интерес к занятиям», – делится Карина.

Десятиклассник Фёдор Трубников захотел принять участие в проекте для того, чтобы определиться с будущим поступлением и посмотреть на мир под разными углами. Школьника больше всего интересует программирование, хотя он победитель городских олимпиад по физике и математике от ПАО «КОКС».

На «Технологии современного производства» ребята начали проходить теплодинамику и получили яркие впечатления: такого в школе не изучают. Первые занятия показывают, что у организаторов получилось заинтересовать подростков.

Сотрудники компании «СУЭК-Кузбасс» для школьников своих классов подготовили два образовательных курса – «Градостроительная и инженерная графика» и «Сложные инженерные системы» (рис. 10). В процессе обучения первого курса школьники учатся создавать графические чертежи объектов капитального строительства и готовят собственные инженерные проекты, а на втором они узнают всё о способах управления сквозными технологическими процессами и использовании контрольно-измерительных приборов.

Рис. 10. Посвящение в горняки учеников инженерного класса, созданного под руководством сотрудников компании «СУЭК-Кузбасс»Рис. 10. Посвящение в горняки учеников инженерного класса, созданного под руководством сотрудников компании «СУЭК-Кузбасс»

Новый виток развития инженерных классов – это создание в семи городах Кузбасса ресурсных центров. Здесь школьники любой школы города могут улучшить свои знания по физике и математике, подготовиться в сдаче ЕГЭ и узнать про особенности инженерного образования. Занятия по предметам доступны также в онлайн-школе КузГТУ – на специальной платформе с учителем-тьютором. Что касается знакомства с предприятиями, то школьники территорий региона не будут ограничены одной компанией. Индустриальные партнёры вуза запланировали для ребят как выездные занятия со специалистами предприятия, так и ознакомительные экскурсии (рис. 11).

Рис. 11. Знакомство школьников с вузом. В кабине тренажера карьерного самосвалаРис. 11. Знакомство школьников с вузом. В кабине тренажера карьерного самосвала

Технический вуз Кузбасса уже почти 75 лет создает кадровый потенциал региона и промышленной отрасли страны. Наши выпускники занимают топовые позиции, становятся первыми лицами и говорят: «Мы учились в лучшем политехе в мире». Однако большинство школьников (и не только!) до сих пор слабо представляет, кто же такой современный инженер. С помощью инженерных классов и ресурсных центров мы помогаем получить представление о профессии.

Источник: https://kuzstu.ru/

Фотографии: управление информационной политики КузГТУ

 

Back to top