№ 4 (18) / 2024
Алина Киселева,
студентка 1 курса магистратуры группы ГЭМ-24-03 РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина
А.А. Ильченко,
старший преподаватель кафедры геоэкологии РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина
Н.Е. Лобжанидзе,
заместитель заведующего кафедрой геоэкологии РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, к. п. н., доцент
В период с июня по июль 2024 г. студенты второго курса кафедры геоэкологии федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина» прошли учебную экологическую практику, направленную на углубленное изучение природных экосистем и применение теоретических знаний в полевых условиях.
Практика проходила на территории учебно-производственного центра «Залучье» Губкинского университета. База является постоянным местом для проведения учебных полевых практик юных геоэкологов благодаря своему уникальному природному составу и разнообразию экологических объектов. УПЦ находится на расстоянии 321 км от Москвы, в зоне смешанных хвойно-лиственных лесов, на берегу Коломенского озера (рис. 1), что позволяет студентам в полевых условиях изучать разнообразные природные ландшафты в экологически чистой зоне Тверской области и проанализировать влияние различных факторов на экосистему, применяя знания, полученные в стенах университета.
Учебная экологическая практика ориентирована на формирование у студентов ключевых профессиональных умений и навыков, необходимых для успешной деятельности в области экологии. В ходе практики студенты не только изучают теоретические аспекты, но и приобретают ценные практические навыки, которые позволят им в будущем эффективно решать экологические задачи и принимать обоснованные решения для сохранения окружающей среды.
Программа учебной экологической практики была разработана с учетом современных стандартов и актуальных требований к специалистам-экологам. В ней отражены важнейшие тенденции в развитии системы «природа-общество-человек», учитывающие устойчивое взаимодействие этих компонентов. Такой подход позволяет глубже понять влияние человеческой деятельности на природу и осознать ответственность специалистов за ее сохранение.
За короткий 10-дневный период выездного этапа учебной практики студенты получили возможность максимально погрузиться в разнообразные аспекты работы эколога в условиях реальной полевой среды. Программа практики оказалась интенсивной и разноплановой, что позволило участникам не только углубить теоретические знания, но и закрепить их в процессе практического применения. В рамках этой программы студенты освоили методы сбора, обработки и анализа данных об экологическом состоянии различных объектов природы. Они изучили современные технологии и оборудование, широко используемые в полевых исследованиях, что позволило им приобрести ценные навыки работы с приборами и методами, востребованными в профессиональной практике (рис. 2, 3). Кроме того, практика предоставила возможность для командной работы, что сыграло важную роль в выработке у студентов навыков взаимодействия и совместного решения задач в полевых условиях. Каждое из поставленных перед участниками заданий требовало творческого подхода, гибкости и умения быстро реагировать на изменяющиеся условия окружающей среды.
Кроме того, практика включала в себя освоение современных методов картографирования и геоинформационных систем, позволяющих студентам не только собирать, но и структурировать данные о территории не только с воздуха, но и под водой. В результате юные геоэкологи получили практический опыт, который потребуется при создании цифровых карт, позволяя лучше понимать пространственное распределение экологических факторов и процессов в природных ландшафтах.
Особое внимание в ходе практики было уделено исследованию физико-химических характеристик природных вод и искусственных гидрогеологических объектов, таких как рукотворные источники и колодцы с выходами подземных вод. В один из солнечных воскресных дней студенты и преподаватели кафедры геоэкологии отправились в экспедицию, следуя по маршруту от учебно-полевого центра «Залучье» к водно-болотному урочищу Лобынок (рис. 4). Маршрут проходил через лесные массивы особо охраняемых природных территорий регионального значения, таких как озера Бельское и Белое. Преодолев свыше 17 км, участники экспедиции провели комплексный экологический мониторинг, направленный на оценку состояния компонентов окружающей среды Тверской области. Эти данные стали важной основой для определения экологических показателей, позволяющих более точно оценивать экологическую обстановку региона (рис. 5).
Каждый год студенты и преподаватели кафедры геоэкологии совершают экскурсию в Вышневолоцкий краеведческий музей имени Г.Г. Монаховой, где знакомятся с историей города и его культурным наследием (рис. 6). В музее особое внимание уделяется Вышневолоцкой водной системе – уникальному инженерному сооружению, сыгравшему значительную роль в развитии региона. Практиканты изучают страницы героического военного прошлого города, узнают о подвигах местных жителей, сражавшихся на фронте, и рассматривают разнообразные исторические экспонаты. Одной из ярких частей экскурсии является коллекция стеклянных изделий, изготовленных на легендарном заводе «Красный Май», который известен не только в Вышнем Волочке, но и за пределами региона благодаря широкому распространению своих стеклянных изделий.
Экскурсия по Вышнему Волочку продолжилась в сопровождении местного историка и писателя Дениса Ивлеева, возглавляющего краеведческое общество имени М.И. Сердюкова (рис. 7).
Под его руководством студенты и преподаватели исследовали знаковые места города. Экскурсия началась на Казанском проспекте – главной улице города, после чего группа направилась к Казанскому женскому монастырю XIX века, духовному центру Вышнего Волочка. Путь пролегает через так называемые «водные ворота» Тверской области, откуда открывается прекрасный вид на объекты Вышневолоцкой гидросистемы. Здесь студенты смогли оценить не только инженерную гениальность системы, но и провести полевые исследования: отбирали пробы и проанализировали воды из Цнинского канала и реки Цна. Данные пробы позволяют оценить экологическое состояние водных объектов и выявить возможные проблемы, связанные с экологической обстановкой района исследования.
Список литературы:
1. Карлович И.А. Геоэкология : учебник для высшей школы / И.А. Карлович. — Москва : Академический проект, 2020. – 511 c.
2. Лобжанидзе Н.Е. Практикум по курсу «Охрана окружающей среды» / Н.Е. Лобжанидзе. – Москва : Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, 2022. – 44 с.
3. Методы экологических исследований. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по укрупненной группе специальностей и направлений 05.03.06 «Экология и природопользование» / Н.Е. Рязанова, В.Г. Аковецкий, А.М. Зубалий [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2019. – 474 с
4. Сизов О.С. Моделирование геоэкологических процессов / О.С. Сизов, Н.Е. Лобжанидзе. – Москва : РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2024. – 146 с.
5. Сизов О.С. Компьютерные и дистанционные методы в экологии и природопользовании / О.С. Сизов, Н.Е. Лобжанидзе. – Москва : РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2024. – 196 с.