И.А. Пыталев, д-р техн. наук, профессор, директор Института горного дела и транспорта МГТУ им. Г.И. Носова
А.М. Мажитов, канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой горных машин и транспортно технологических комплексов МГТУ им. Г.И. Носова
Е.А. Романько, канд. техн. наук, доцент кафедры геологии, маркшейдерского дела и обогащения полезных ископаемых МГТУ им. Г.И. Носова
М.А. Колкова, канд. геол.-минерал. наук, ассистент кафедры геологии, маркшейдерского дела и обогащения полезных ископаемых МГТУ им. Г.И. Носова
Магнитогорский государственный технический университет или Магнитогорский горно-металлургический институт – в таком исконном названии наш университет знает большее число горняков и специалистов-практиков, работающих на горнодобывающих предприятиях России и зарубежья, и ученых, решающих актуальные значимые проблемы для отрасли. Горняцкая школа МГМИ ценится очень высоко, что подтверждает успех и размах международной конференции «Комбинированная геотехнология», которая в очередной раз прошла в стенах университета в мае 2021г.
Институт был создан в 1934 году и осуществляет подготовку высококлассных специалистов в области горнорудной отрасли по специализациям «Взрывное дело», «Горные машины и оборудование», «Маркшейдерское дело», «Обогащение полезных ископаемых», «Открытые горные работы», «Подземная разработка рудных месторождений», «Электрификация и автоматизация горного производства». Обучение студентов осуществляет высококвалифицированный преподавательский состав: 18 докторов наук и свыше 60 кандидатов наук, а количество выпускников уже давно превысило 10 тыс. высококвалифицированных специалистов. Самой молодой специализацией является «Маркшейдерское дело», первый выпуск состоялся в 2010 году, в ознаменование этого события было принято решение проводить ежегодную студенческую Олимпиаду по геодезии. Так, в 2021 году Олимпиада была проведена в одиннадцатый раз.
Будущее маркшейдерии
Целями Олимпиады по геодезии является приобщение студентов к искусству производства точных измерений на земной поверхности и в лабораторных условиях, а также развитие творческих способностей и интереса к научной деятельности, выявление одаренных студентов и их поддержка.
Участниками Олимпиады становятся студенты университета, изучающие дисциплины геодезической направленности: все «горняки» и «строители», причем «горняки-маркшейдеры» участвуют всеми курсами. Итоги Олимпиады подводятся в двух номинациях – «горняки» и «строители» 1 курса, «горняки-маркшейдеры» старше 3 курса. Олимпиада проводится в два тура: первый, теоретический, на котором студенты отвечают на тестовые вопросы по теории геодезии и маркшейдерии и решают задачу. Успешно выполнив задания, студенты выходят во второй тур. Во втором, практическом, туре необходимо решить более сложную практическую геодезическую или маркшейдерскую задачу, требующую измерений, их обработки и составления чертежей. Первокурсники решают задачи с помощью оптических теодолитов-тахеометров Т30 (2ТЗ0), а маркшейдеры старших курсов – уже на современных приборах и программном обеспечении.
Победителями Олимпиады по геодезии-2021 стали: среди студентов 1-го курса – Маврин Илья, среди маркшейдеров 1-е место поделили Ишкинин Евгений и Савчик Денис. После объявления результатов и награждения поговорили с победителями, им задали один вопрос: «Как оцениваете Олимпиаду по геодезии и себя в ней?». Вот что нам ответили ребята.
Ишкинин Евгений: «На будущий год я выпускник, но уже два года, как совмещаю учебу и работу. Работаю по специальности. Классно гоняю нивелирные ходы, даже в непростых условиях. Мне нравится моя специальность. Олимпиада – прошел легко, немного повозился с задачкой второго тура. Понял, что все-таки есть то, в чем я не ас, но, если подключить мозги, а я это умею, – решается любая задача. В целом мне понравилось! Организаторы молодцы, спасибо!»
Савчик Денис: «Участвовал в Олимпиаде во второй раз, впервые в категории «взрослых» – маркшейдеров. Были интересные вопросы и задачи. Уже сложнее, в чем-то интереснее. А работа на современных электронных тахеометрах – это же проще и быстрее, чем с оптикой. Как оказалось, надо быть внимательным и аккуратным, и тогда тебя ждет успех».
На будущий год в планах у организаторов придумать более каверзные и соответствующие современным тенденциям геодезии и маркшейдерии задания, по возможности обновить парк геодезического оборудования и выйти из лабораторных условий в полевые для проведения итогового этапа Олимпиады.
А кто лучший юный геолог в Магнитогорске?
Есть известное выражение: «Маркшейдер это фотограф, а геолог – художник!». Институт обладает геологическим музеем, осуществляет достойную подготовку ребят по дисциплинам геологического направления, а главное, есть молодые активные преподаватели, которые стремятся привить интерес к любимым дисциплинам и увлечь молодое поколение романтикой геологии, показать красоту минералов, рассказать интересные истории и легенды об их происхождении. В 2007 году было принято решение о проведении Олимпиады по геологии среди школьников Магнитогорска и ближайших окрестностей.
Главная цель Олимпиады – повышение интереса у учащихся общеобразовательных учреждений к изучению геологических наук и наук о Земле, популяризация геологии в средней школе.
После проведения торжественного открытия Олимпиады ребят ожидала насыщенная программа. Мастер-классы по минералогии и по петрографии. Кроме того, ребята и их родители посетили музей истории МГТУ и геологический музей, кванториум и проектную школу. В геологическом музее проведен мастер-класс по постоянной экспозиции музея, особое внимание привлекли коллекции останков, изделия из поделочных камней и геодезическое оборудование. В музее истории МГТУ интересно и доступно была рассказана история университета, особое внимание было уделено вкладу университета и его сотрудников в победу в Великой Отечественной войне. Проектная школа покорила родителей и оснащением, и подходом педагогов к обучению ребят. А кванториум покорил детские сердца – ребята приняли участие в мастер-классах по робототехнике, векторной графике, дополненной реальности, создали на 3D-принтере брелок, копии которого они получили в подарок.
23 апреля 2021 г. прошел заключительный тур, ребята ответили на ряд вопросов и определили несколько образцов горных пород и минералов. После проведения заключительного тура ребят и родителей пригласили на экскурсии в лаборатории института горного дела и транспорта. Показали геодезическое оборудование, провели гравитационный опыт по разделению минералов на концентрационном столе, особое внимание заслужил «ежик» из магнетита. Кроме того, показали особенности определения физико-механических свойств горных пород и минералов, электрооборудование горнодобывающих предприятий. Коллекция шахтерских фонарей доцента каф. РМПИ Волкова П.В. привела в восторг ребят.
«Олимпиада – супер! Для себя я решил, что на следующих год буду точно участвовать! Слышал от организаторов Олимпиады, что поедем в поле на мастер-классы. Очень бы хотелось съездить, собрать образцы, описать их и сохранить у себя на память. Жду с нетерпением». Ефремов Дмитрий, 3-й класс.
«Оказалось, геология – это интересно. Я впечатлен многообразием минералов и горных пород. Узнал много нового. Думаю, эти знания пригодятся мне в школе. У меня уже появилось очень много друзей, и я надеюсь, мы продолжим общаться и встретимся уже на следующей Олимпиаде». Смирнов Семен, 5-й класс.
14 мая 2021 г. в малом актовом зале университета были подведены итоги Олимпиады по геологии. Победителям были вручены почетные грамоты и подарки. Остальные участники получили поощрительные призы.
По результатам проведенной Олимпиады по геологии было принято решение войти в состав областной олимпиады, что позволит победителям выпускных классов иметь дополнительные баллы при поступлении в вузы области. В связи с чем предполагается перенос сроков проведения Олимпиады на сентябрь-октябрь 2021 г. На следующий учебный год запланирована работа секции по геологии и географии на базе института горного дела и транспорта с проведением мастер-классов по отдельным вопросам геологии и географии, в том числе Уральского региона.
Проведение олимпиад со школьниками и студентами позволяет раскрыть им интересный и разнообразный мир наук о Земле, показать практикоориентированность и возможность успешного трудоустройства после получения выбранной специальности.