18-25 ноября 2021 г. школьники страны приняли участие в дистанционных просмотрах и обсуждениях авторских научно-исследовательских проектов, подготовленных участниками проекта «Дети – детям 2021».
Уникальность проекта «Дети – детям» заключается в том, что все проводимые мероприятия готовят и представляют школьники – победители и призеры конкурсов научно-исследовательских и проектных работ, проводимых Межвузовским академическим центром навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН. В проекте принимают участие также талантливые дети с ограниченными возможностями здоровья.
«Проект «Дети – детям», казалось бы, с простым названием, но с очень глубоким содержанием. Почему мы решили учредить и ежегодно проводить этот проект? Когда проводились конкурсные проекты в рамках работы Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля, мы увидели, какие уникальные практические работы и научно-исследовательские проекты представляют учащиеся школ, такие достойные, содержательные, по-научному емкие. И мы решили «открыть» дорогу увлеченным и талантливым ребятам, помочь им сделать первые шаги в мир большой науки. В проекте «Дети – детям» школьники обмениваются знаниями со сверстниками, делятся накопленным опытом, приобретают единомышленников и новых друзей!»
Автор проекта «Дети – детям» Ася Владимировна Титова, зам. директора по развитию ГГМ РАН, вице-президент АГН, д.т.н.
География проекта охватывает самые различные регионы нашей страны – это Урал и Среднее Поволжье, Башкирия и Кузбасс, центральная Россия, Москва, Московская область и Санкт-Петербург.
25 ноября 2021 г. в Государственном геологическом музее им. В.И. Вернадского РАН состоялось торжественное открытие Всероссийского научно-просветительского проекта «Дети – детям 2021» Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля на базе музея.
«…Это начало в вашей научной работе. Именно для этого мы создали Межвузовский академический центр навигации по специальностям горно-геологического профиля, а также молодежный журнал «Горная промышленность "Юниор"», в котором мы опубликуем ваши научно-исследовательские работы. Это первый шаг к большой жизненной работе. Мы уверены в том, что многие из вас станут кандидатами наук, докторами, а кто-то и академиком Российской академии наук.»
Обращение к участникам проекта «Дети – детям 2021» Юрия Николаевича Малышева, президента ГГМ РАН, академика РАН
«В этом проекте не кто-то из старших наставников будет рассказывать что-то новое, а вы сами будете делиться своими познаниями и своими первыми достижениями друг с другом. Во времена, когда я учился, у геологов и горняков в дипломах было написано «Горный инженер». Это понятие, «Горный инженер», всегда звучало очень гордо и означало очень много. Из этих горных инженеров появились кандидаты, доктора и академики Российской академии наук. Вы сейчас находитесь в начале этого большого пути, и я желаю вам дальнейших успехов!»
Обращение к участникам проекта «Дети –детям 2021» Сергея Владимировича Черкасова, директора ГГМ РАН, д.т.н., заслуженного геолога РФ
Школьники страны смогли принять участие в дистанционных просмотрах и обсуждениях авторских мастер-классов, подготовленных участниками проекта «Дети –детям 2021».
«Учащиеся нашего образовательного учреждения смогли поучаствовать виртуально в данном мероприятии и узнать подробней о проекте «Дети – детям», познакомиться с исследовательскими работами других ребят, посетить мастер-классы. Данный проект позволяет каждому ребенку расширить свое образовательное пространство в организации для социальной практики при создании индивидуальных проектов. Ведь образование и просвещение должны включать не только теоретические знания, но и практические навыки. Такая открытая система позволяет нам создать «Школу сотрудничества и успешной социализации личности»».
Вера Анатольевна Неделько, учитель биологии и географии ГБОУ «Школа № 354 им. Д.М. Карбышева»
Участники проекта очень серьезно и ответственно подошли к подготовке видеороликов, чтобы в онлайн-формате представить свои научно-исследовательские работы школьникам. Абрамкин Алексей, ученик 3 класса школы № 1557 им. П.Л. Капицы (г. Москва), показал, как проверить подлинность малахита и отличить натуральный камень от подделки. Леонова Мария, ученица 6 класса школы № 1502 «Энергия» (г. Москва), поделилась личным опытом в поиске и определении окаменелостей, а также немного пофантазировала на тему древней жизни. Ильюшенко Глеб, ученик 6 класса школы № 1223 (г. Москва), представил собственную разработку универсальной модели устройства с использованием нитинолового элемента. Галузов Михаил, ученик 7 класса школы № 1474 (г. Москва), рассказал, как при помощи опреснительной установки, созданной им с применением энергосберегающих технологий, можно решить проблему нехватки пресной воды. Петров Виктор, ученик 5 класса лицея № 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга, поделился своим опытом поисков золота на берегу Финского залива, показал, как его найти и оценить затраченные усилия. Александрова Ольга, ученица Апрелевской СОШ № 4 (Московская область), рассказала об особенностях использования цветного камня.
«Спасибо участникам проекта «Дети – детям» за предоставленную возможность еще раз в доступной форме на понятном научно-детском языке рассказать об очень сложных вещах и явлениях окружающего нас мира. Дети, как никто другой, способны донести своим сверстникам законы физики, химии и сделать их более понятными. Интересно то, что такой выбранный формат позволяет охватить большее количество обучающихся. И если в ком-то и дремала жилка открытий, познания окружающего мира, то после того, как мы посмотрели настоящие мастер-классы, наши ребята сами захотели выполнить представленные опыты. И пусть это только маленький первый шажок в науку, но мы надеемся, что он даст старт настоящему путешествию в познании окружающего мира.»
Любовь Николаевна Жерикова, руководитель структурного подразделения по работе с детьми ОВЗ ГБОУ «Школа № 717»
В рамках проекта «Дети – детям 2021» 18 ноября 2021 г. состоялась детская видеоконференция «Первые шаги в науку в системе непрерывного образования детей и молодежи в области геологии и природопользования». С приветственным словом к спикерам конференции обратились: Сергей Владимирович Черкасов – директор ГГМ РАН, д.т.н., заслуженный геолог РФ, Евгений Викторович Хотченков – руководитель научно-просветительского отдела, старший научный сотрудник ГГМ РАН.
Спикеры конференции – авторы лучших проектных работ, победители и призеры конкурсов, проводимых на базе Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН.
Горбенко Михаил, ученик 4 класса школы № 89 им. А.П. Маресьева (г. Москва), выступил с темой «Гранит Сюскюянсаари». Азанова Илона, ученица 6 класса школы № 693 Невского района Санкт-Петербурга, подняла проблему сохранения палеонтологических ценностей при добыче полезных ископаемых (на примере местонахождения флоры и фауны пермского периода «Нытва-1»). Хотылева Эмилия, ученица 6 класса школы № 597 «Новое Поколение» (г. Москва), выступила с темой «Подарок пришельцев» и рассказала об удивительных минеральных образованиях – тектитах. Матлыгина Алена, учащаяся Городской станции юных туристов (г. Нижний Тагил), представила разработанный геологический маршрут и рассказала об исследовании и геологических особенностях Выйского скарнового месторождения медно-железных руд. Боровец Андрей, ученик 11 класса школы № 27 (г. Саранск), затронул проблему экологии при освоении подземных вод Мордовии и предложил пути их рационального использования.
Для участников проекта «Дети – детям» нет ничего невозможного, но самое главное – они готовы делиться своим опытом и полученными знаниями. А тот интерес, который проявляют их слушатели, – это ведь тоже шаг в мир науки, к разгадкам тайн природы!
Посмотреть открытие проекта «Дети – детям 2021», а также познакомиться с работами участников проекта можно с помощью QR-кода.