КУЗБАСС растит инженерную смену

КУЗБАСС растит инженерную смену

Фото автора

Юлия Попова,

пресс-секретарь АНО «Научно-образовательный центр «Кузбасс»


Инженер. Освоение любого из направлений этой профессии – дело непростое. Но при этом молодой специалист с дипломом инженера в руках востребован на рынке труда. Для такого региона, как Кузбасс, подготовка инженеров, причём на стыке производственных процессов и науки, – стратегическая задача. Её актуальность возросла в несколько раз в сложившейся мировой экономической и политической ситуации. Целый ряд отраслей (углеперерабатывающая, металлургическая, машиностроение, промышленная химия) нуждаются в молодых кадрах, которые на «ты» с современными цифровыми технологиями. Удачным стартом в научную сферу, призванную развивать современную промышленность, может стать для кузбасских школьников профориентационный проект «Школы НОЦ».


Проект «ШКОЛЫ НОЦ» – идея АНО «Научно-образовательный центр «Кузбасс». В этом году проекту исполняется 3 года. За это время он объединил больше 1000 ребят, причём не только из одного региона.


 В науку со школьной парты

«В настоящее время проект «Школы НОЦ» развивается в двух основных направлениях. Это «Цифровая агрономия» и «Инженерная лига Кузбасса». Остановлюсь на последнем, это кейсовый чемпионат, который мы организуем совместно с Центром детского научного и инженерно-технического творчества при КузГТУ «УникУм». В зависимости от темы кейса к нам присоединяются профильные индустриальные или бизнес-партнёры», – комментирует заместитель директора по образовательным проектам АНО «Научно-образовательный центр «Кузбасс» Евгений Дугинов.

Весной 2022 года стартовал уже четвёртый сезон проекта. Около половины команд-участниц успешно справлялись с решением кейсов на такие темы, как «Зелёная энергия Кузбасса» (участники в ходе его решения предлагали своё видение реализации инженерных, экологических и социально-гуманитарных аспектов проекта строительства Крапивинского гидроузла); «Зелёные технологии Кузбасса» (школьники оценивали Кузнецкий угольный бассейн с целью определения наиболее перспективных марок угля для развития углехимического кластера в регионе); «Карбоновый полигон Кузбасс» (юные авторы предлагали технологии для достижения углеродной нейтральности промышленными предприятиями региона).

1

Кузбасс – это уголь и …

«Кейс № 4 был посвящён цифровизации. Мы предложили участникам выбрать перспективный для развития туризма уголок России и рассказать о своём видении развития на его территории туристско-рекреационного кластера посредством цифровизации. К разработке своих идей приступили 27 школьных команд из 13 территорий Кузбасса. Уже не в первый раз в кузбасский конкурс включились ребята из Новомосковска Тульской области. Приятно, что большинство команд выбрали родные для них уголки. Кузбасс – это, конечно, индустриальный регион, но в настоящее время здесь развивают не только угледобычу, машиностроение, химию. Туризм стал таким приоритетом регионального значения. Поток туристов за сезон уже перешагнул цифру в 2 млн человек. Сделать отдых интереснее, насыщеннее и комфортнее для гостей может как раз цифровизация», – отметила министр науки и высшего образования Кузбасса Ирина Ганиева.

2

В общей сложности ребята трудились над своими идеями около месяца. В помощь проектным командам были организованы консультации, закреплены тьюторы из числа членов студенческого научного общества «УникУм» КузГТУ.

Партнёр конкурса справочно-информационный портал «SkillCity» провел мастер-класс по профессиям будущего в формате квиза. Ребятам показали, как на существующих объектах можно применять новые знания.

Заочный отборочный тур прошли 10 команд, которым за 8 дней до финальной защиты выдали дополнительное задание – составление дорожной карты проекта. Школьникам предстояло оценить экономическую, технологическую, социальную стороны проекта, а также продумать пошаговые этапы его внедрения.


«Инженерная лига Кузбасса» – это образовательный школьный трек, в основе которого заложено ежегодное практико-ориентированное соревнование образовательных учреждений на основе кейсов. Цель – развитие у школьников системного мышления, навыков решения прикладных задач в команде и профориентация.


Бери и внедряй

«Команды подошли к решению кейсов серьёзно, у каждого из 10 проектов, допущенных к финальной защите, была своя изюминка. Площадками для приложения идей стали Гурьевский район, Шерегеш, Междуреченск. Для ребят участие в проекте стало погружением в будущую инженерную специальность. У вуза тоже свой интерес: возможность заинтересовать перспективных абитуриентов поступать именно в наш вуз», – отметил Иван Паскарь, старший преподаватель кафедры электроснабжения горных и промышленных предприятий КузГТУ.


Организаторами инженерного кейса выступили Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачёва, АНО «Научно-образовательный центр «Кузбасс», АНО «Дирекция Курорта «Шерегеш» при поддержке регионального министерства науки и высшего образования и министерства образования Кузбасса. Спонсором выступила компания ООО «Шахта Сибирская».


«Возможность сравнить выступления участников турнира лично у меня есть, в жюри «Инженерной лиги» вошёл не в первый раз. Уровень подготовки и презентации проектов заметно растёт. Тема актуальная, интересная – цифровизация. Ребята нашли много интересных решений. Пытались внедрить и интернет вещей, и виртуальные технологии, и дополненную реальность.

Есть идеи, которые можно брать на вооружения и внедрять, – это круто. К примеру, виртуальные туры, монетизация – своеобразный кэшбэк за прохождение и отметку на контрольных точках туристического маршрута, всё это реализуемо», – прокомментировал заместитель директора по производству, автоматизированным средствам управления технологическими процессами АО «СУЭК-Кузбасс» Евгений Заборский.

По итогам

Третье место заняла команда «БЭМС» (г. Новокузнецк), которая предложила создать экосистему курорта «Шерегеш». Основа – мобильное приложение для туристов, которое будет рассказывать о Шерегеше, помогать бронировать гостиницу, подсказывать маршрут с помощью встроенных интерактивных карт. Также школьники решили включить в приложение системы лояльности, обратной связи и рубрику полезных новостей.

«Серебро» жюри присудило тоже старшеклассникам из Новокузнецка – команде «Техношкола». Ребята предложили создать единую цифровую систему «Мой Кузбасс». Его цель – предложить туристам структурированную информацию для путешествий по региону. Уникальность идеи – в искусственном интеллекте и виртуальном помощнике, которые позволят «оживить» доступ к информации, необходимой для путешественника, и конструировать маршрут (бронирование гостиниц, поиск достопримечательностей). Также школьники предложили запустить туристические квесты, викторины для «зарабатывания» туристических бонусов.

Победу одержали ребята из посёлка Малая Салаирка – «Кадеты».

О чемпионах

Команда-победитель кейсового чемпионата разработала дорожную карту развития туристического направления Гурьевского района. В основе проекта – цифровизация сервисов для комфорта путешественников: от гайда-путеводителя до мультимедиагида по историческим достопримечательностям, объектам культурного наследия и зонам отдыха Гурьевского муниципального округа с максимальной визуализацией, применением технологий дополненной реальности.

3

«Первым этапом предложенной нами дорожной карты развития туристско-рекреационного кластера стало создание мобильного приложения «ГУР ТУР» и разработка «Гурьевского туристического навигатора». Глобальная цель – организация единого туристического пространства района. Важно сделать так, чтобы любой желающий смог подобрать для себя наиболее интересный маршрут, получить наглядную информацию и в несколько кликов организовать план путешествия», – пояснил капитан команды «Кадеты» Иван Сафонов.

4

«В команду вошли ребята из 10-го кадетского класса нашей Малосалаирской школы. Работали дружно Егор Бажко, Егор Положенцев, Дмитрий Сорокоумов, Настя Омельяненко и Иван Сафонов – капитан команды. Они распределили между собой обязанности: собирали, анализировали информацию, продумывали проект, создавали презентацию. А капитан держал связь с куратором и, конечно, представлял проект на защите. Честно говоря, до последнего момента не верилось, что наша команда победит. Много было сильных, интересных идей. Конечно, это новый импульс для инженерного творчества и проектной работы», – рассказала наставник команды, учитель истории и обществознания Малосалаирской школы Марина Чегошева.

Дорогу идее

Вероятность, что проект школьников будет жить, вполне реальная. В настоящее время Гурьевский муниципальный район взял курс на развитие туристического кластера. Победивший проект заинтересовал районные власти. Ребята уже разработали дорожную карту для создания мобильного приложения к 2023 году. Работа над мобильным приложением уже началась.

Back to top