14-25 ноября 2022 г. для учащихся образовательных учреждений проходили мероприятия проекта «Дети – детям». Уникальность проекта заключается в том, что научно-исследовательские проекты, мастер-классы, практические занятия, видеосюжеты готовят и представляют ребятам их сверстники – победители и призеры конкурсов, проводимых Межвузовским академическим центром навигации по специальностям горно-геологического профиля им. Ю.Н. Малышева ГГМ РАН. Автор и руководитель проекта – А.В. Титова, зам. директора ГГМ РАН. Проект прошел при поддержке компании «Норильский никель». География проекта охватывает самые различные регионы нашей страны – это Урал и Среднее Поволжье, Башкирия и Кузбасс, Центральная Россия, Москва, Московская область и Санкт-Петербург.
Школьники страны приняли участие в дистанционных просмотрах и обсуждениях авторских научно-исследовательских проектов, подготовленных участниками проекта «Дети – детям 2022». Козлов Дмитрий, ученик 3 класса школы № 1440 г. Москвы, познакомил ребят со своим проектом «По следам исчезнувших животных». Он рассказал о личных находках и исследованиях, а также поделился информацией о некоторых малоизвестных вымерших существах. Коротков Елисей, учащийся Станции ДЮТиЭ, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, представил свой видеосюжет «Аммонит из Тора-тау», который смело можно назвать авторским фильмом.
Ученица 6 класса школы № 1502 «Энергия» г. Москвы
Леонова Мария познакомила участников практического занятия с историей морских обитателей, остатки которых она нашла в горах Крыма. Исследуя их, Мария провела параллель с современностью и подняла важные вопросы экологии. Васильев Валерий, ученик 8 класса школы № 1541 г. Москвы, в своем мастер-классе «Сортируй как я! Сортируй лучше меня!» подробно рассказал и показал, что каждый из нас может сделать для улучшения экологической обстановки в мире. Низамутдинова Милана, ученица 7 классаБашкирского лицея № 1 им. Зиганшина С.Ш., г. Учалы, Республика Башкортостан, познакомила со своим проектом «Первооткрыватель, коллекционер и наш земляк», где рассказала о своем земляке А.М. Диденко, внесшем большой вклад в освоение минеральных богатств нашей страны и оставившем яркий след в памяти людей.
Для членов Клуба юных геологов ГГМ РАН о коллекции графа Румянцева, истории его жизни доложила Бызова Валерия, ученица школы № 1231 им. В.Д. Поленова г. Москвы. Корф Мария, ученица школы № 1541 г. Москвы, представила собственную палеонтологическую коллекцию и рассказала об уникальных находках в отложениях раннего карбона, найденных вдоль русла р. Мста. Матросов Святослав, ученик школы № 354 им. Д. М. Карбышева г. Москвы, представил доклад «Парк палеозойской эры», который также сопровождал показом собственных образцов. Кузнецов Николай, ученик школы № 179 г. Москвы, рассказал про уникальный минерал перовскит, являющийся перспективным для использования в направлении возобновляемой энергетики. Груздев Илья, ученик школы № 2054 г. Москвы, сделал доклад о своих впечатлениях и об организации работы в геошколе МГУ, в которой он занимается с этого года. Коцоев Константин, ученик школы № 1234 г. Москвы, доложил о своем интересе к геологоразведочным работам. Все доклады вызвали живой интерес и большое количество вопросов со стороны участников открытого урока.
«17.11. 2022 г. был проведен классный час, на котором обучающиеся 8 «Б» класса ГБОУ «Школа № 806» посмотрели мастер-классы, подготовленные школьниками – победителями и призерами конкурсов, проводимых на базе ГГМ РАН в 2022 году. Школьники получили новые знания от своих сверстников, а также сами заинтересовались научно-практическими исследованиями. Ребята живо задавали вопросы, интересовались проблемами палеонтологии».
С.А. Халимова, учитель истории ГБОУ г. Москвы «Школа № 806»
«Проект «Дети – детям 2022» – нечто невероятное! Хотелось бы и в следующем году принять участие в этом мероприятии, чтобы каждый год ученики могли почувствовать себя настоящими педагогами. Учащиеся нашего образовательного учреждения «Западный комплекс непрерывного образования» (ГБПОУ ЗКНО) с нетерпением ждали того дня, когда они познакомятся с проектами и мастер-классами других учеников. Ребята очень хотели более детально углубиться в историю развития нашей планеты. Уверен, кто-либо из детей
хотел бы лично принять участие в данном конкурсе,
представив не менее интересный проект.
После просмотра учащиеся ответили на предложенные организаторами вопросы, а также коснулись «частички прошлого» – морского ежа и раковины
моллюска» .
А.В. Жуков, учитель географии ГБПОУ ЗКНО г. Москвы
В рамках проекта «Дети – детям» 22 ноября 2022 г. в Государственном геологическом музее им. В.И. Вернадского РАН состоялась детская научно-практическая конференция «Первые шаги в науку в системе непрерывного образования детей и молодежи в области геологии и природопользования». Конференция проходила в очном и дистанционном формате: кто-то из участников присутствовал в студии, а кто-то принимал участие в режиме онлайн.
Спикеры конференции – авторы лучших проектных работ, победители и призеры конкурсов, проводимых на базе Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН:
• Горбенко Михаил (г. Москва) выступил с докладом «Сокровищница Оленьей горы», выполненным по результатам его поездки и на основе собственных сборов;
• Леонова Мария (МО, г. Реутов) представила работу «Крымские грифеи. Из прошлого в будущее»;
• Орехов Иван (МО. г. Шатура) рассказал об определении происхождения крупнообломочного материала в грунтах, используемых в качестве основания при строительстве в г. о. Шатура;
• Башилов Константин (г. Санкт-Петербург) выступил с темой «Строение ходов роющих ил организмов нижнего кембрия и нижнего и среднего ордовика Ленинградской области»;
• Матлыгина Алена (г. Нижний Тагил) представила работу «Изучение древних морских экосистем на примере обнажения Ак-Кая. Крым»;
• Ташкинов Георгий (г. Рыбинск, Ярославская область) поделился своим проектом «Изучение находок древесины из юрских отложений Ярославской области»;
• Никитина Виктория (Башкортостан, г. Стерлитамак) выступила с работой «Интерактивная карта полезных ископаемых Республики Башкортостан», которая уже внедрена в практику;
• Хрусталёв Олег (г. Мурманск) представил адаптивный сборник для детей с разными видами нарушения зрения «Уникальные минералы Кольского полуострова», который также прошел опробование и внедрен в практику.
Дети – участники конференции показали высокий уровень своих проектных работ, а также обменялись опытом, получили новые знания от своих сверстников и идеи для своего дальнейшего творческого развития и научного роста.
Для участников проекта «Дети – детям» нет ничего невозможного, но самое главное – они готовы делиться своим опытом и полученными знаниями. А тот интерес, который проявляют их слушатели, – это ведь тоже шаг в мир науки, к разгадкам тайн природы!